Мониторинг готовности педагогов ЧР к введению ФГОС ООО (аналитический отчёт)
Андреева Н.Н., кандидат педагогических наук,
доцент кафедры педагогики и психологии постдипломного
образования Чувашского республиканского института образования
По результатам анкетирования слушателей курсов повышения квалификации в Чувашском республиканском институте образования в начале 2014-2015 учебного года выявлены следующие тенденции относительно готовности педагогов Чувашской республики к введению Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования:
1. Высокий уровень осведомлённости об основных направлениях работы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования имеют 20 % респондентов, средний уровень – 48,6 % респондентов, низкий уровень – 31,4 % респондентов.
2. 20 % респондентов имеют ясное понимание терминов, употребляемых в текстах ФГОС ООО. На среднем уровне данная характеристика выражена у 60 % респондентов, на низком уровне – у 20 % респондентов.
3. Понимание собственных обновлённых функций, обязанностей, полномочий и новой роли, ответственности в связи с внедрением ФГОС ООО в высокой степени выражено у 31,4 % респондентов, в средней степени – у 40 %, в низкой степени – у 28,6 % респондентов.
4. Удовлетворённость своим умением учитывать специфику возрастного психофизиологического развития обучающихся, в том числе и особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый у 26,5 % респондентов выражена на высоком уровне, у 55,9 % – на среднем уровне и у 17,6 % – на низком уровне.
5. Удовлетворённость собственным умением учитывать индивидуально-психологические особенности различных контингентов детей (одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей «группы риска» и др.) у 20 % респондентов выражена на высоком уровне, у 65,7 % – на среднем уровне и у 14,3 % – на низком уровне.
6. Среди трудностей, возникающих при внедрении ФГОС ООО и беспокоящих больше всего, 37,1 % респондентов отмечают отсутствие понимания сути изменения своей работы при введении ФГОС (им непонятен процесс). У 5,7% респондентов нет понимания того, к чему нужно стремиться в работе по новым стандартам (им непонятен результат). 17,1 % респондентов считают, что отсутствуют условия, то есть нет возможностей и обеспеченности средствами для реализации работы по ФГОС. 25,7 % респондентов отмечают недостаток информации и обмена опытом для реализации работы по ФГОС. 2,9 % респондентов выделяют трудности, связанные с недостатком внутренних ресурсов, а именно уверенности в собственных силах, знаниях и умениях для работы по ФГОС. 11,4 % респондентов отметили другие трудности (не уточняя, какие именно) или выделили комплекс трудностей.
7. В качестве перспектив от внедрения ФГОС ООО 20,6% респондентов видят для себя возможность изменить ситуацию в образовании к лучшему, 11,8% – возможность проявить свои неиспользуемые таланты, новые подходы и инновационные технологии. Для 32,4 % респондентов внедрение ФГОС ООО актуализирует возможность научиться чему-то новому в профессии и для 5,9 % – возможность доказать себе, что могут добиться успеха в любых условиях. 11,8 % респондентов не видят от внедрения ФГОС ООО никаких перспектив для себя. 17,6% опрошенных дали неоднозначные, комплексные ответы.
8. В качестве помощи при переходе к работе по ФГОС ООО 2,86 % респондентов нуждаются в ознакомлении с соответствующей литературой, Интернет-ресурсами, 14,3 % – в общении с коллегами, в том числе из других школ, 25,7 % – в методической помощи от вышестоящих организаций. 20% опрошенных отметили необходимость в посещении курсов, семинаров по обмену опытом, в повышении квалификации. Комплексные, неоднозначные ответы дали 34,3 % респондентов; 2,86 % опрошенных отметили другие виды помощи без уточнений.
9. Под психологической готовностью педагога к реализации требований ФГОС ООО респонденты понимают следующее: «умение соответствовать новым задачам и целям закона», «создание психолого-педагогических условий для успешного обучения детей», «результат», «готовность и способность гибко, творчески подойти к изменяющимся условиям и сделать всё от себя возможное для качественного выполнения своей работы», «быть профессионально компетентным», «в новом образовании педагог – это современный, коммуникативный, компетентный человек», «уверенность в своих силах, желание работать в условиях ФГОС ООО», «педагог должен быть готов к любой ситуации», «измениться к лучшему», «уверенность в своих силах», «время требует новые подвиги», «готовность выполнить всю необходимую работу по разработке новых программ, документов, методических материалов, так как часов в сутках мало, а также мотивации», «учитель готов ко всему», «заново всему учиться», «способность спокойно воспринимать изменения в соответствии с требованиями ФГОС и быть готовым самому измениться в использовании методик, подходов, приёмов», «быть готовым ко всему», «способность быстро перестраиваться в сложившейся ситуации», «осознанность педагога, что необходимо измениться самой и психологически и со стороны методики преподавания», «готовность изменить своё отношение к образовательному процессу», «готовность подстраиваться к новым стандартам», «психолого-педагогическое сопровождение всех детей», «готовность к незначительным изменениям в работе, к дополнительным обязанностям», «знание теории и готовность применять эти знания на практике», «общее принятие нового в образовании», «готовность перестраивать свою деятельность под новые требования ФГОС», «мотивированность к изменениям», «сопровождение педагогического процесса», «готовность к творчеству, самореализации, нововведению», «умение перестраиваться, поменять своё понимание всего образования в целом», «внутренняя готовность к преобразованиям».
10. Слова и метафорические высказывания респондентов, ассоциирующиеся с ФГОС, таковы: «ситуация», «изменения», «много требований», «всё меняется», «новое – это всегда хорошо», «новое – это хорошо забытое старое!», «всё новое – хорошо забытое старое», «не было бы горя, да несчастье помогло», «образовательная организация, УУД», «изобретение велосипеда», «стандарты, требования, нормы», «новый закон об образовании», «нормативный документ», «как телегу не назови, всё равно едет!», «а воз и ныне там», «не ученье – тьма, ученье – свет», «стандарт для всех одинаков (единая программа)», «чем дальше, тем глубже, конца не видно и, наверное, его не будет», «высоко сижу, далеко гляжу», «глаза боятся, руки делают», «под лежачий камень вода не течёт», «дорогу осилит идущий», «новая метла, метёт по-новому», «старый друг лучше новых двух», «системность, попытка государства ввести в образование чёткие границы, определить что мы хотим видеть (какого выпускника, гражданина)», «дети с активной позицией», «в новый мир с новыми знаниями», «новые требования к обучению и воспитанию».
Выводы и рекомендации
1. Педагогическим работникам ЧР следует и дальше раскрывать смысл понятийного аппарата и сущность основных направлений работы в соответствии с ФГОС основного общего образования, поскольку только 20% опрошенных ориентируются в данном документе на высоком уровне.
2. Необходимо целенаправленно повышать положительную мотивацию педагогов (как минимум – у 40%, а как максимум – у 68,6%) к пониманию и принятию своих обновлённых функций, обязанностей, полномочий, в целом, новой роли и ответственности в связи с внедрением ФГОС ООО, прогнозируя и моделируя краткосрочные и долгосрочные перспективы для их профессионально-личностного развития. При этом важно анализировать трудности, которые закономерно возникают у педагогических работников при введении ФГОС ООО и касаются как процессов, так и результатов, как внешних, так и внутренних условий реализации государственных требований.
3. Следует усилить практико-ориентированную, тренинговую работу по совершенствованию умений педагогов учитывать специфику возрастного психофизиологического развития обучающихся от 10-11 (5 класс) до 14-15 лет (9 класс) и индивидуально-психологические особенности различных контингентов детей (одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей «группы риска» и др.). 31,9% слушателей отметили низкий уровень выраженности данных умений. 20% выразили необходимость в повышении квалификации и посещении курсов, семинаров по обмену опытом.
4. В целом, содержание ассоциаций респондентов отражает положительное и нейтрально-констатирующее отношение к введению ФГОС (19 из 28 ассоциаций – 68%). В своих определениях психологической готовности респонденты выразили состояние внутренней настроенности на инновационное поведение и мобилизацию сил для активных и целесообразных действий по реализации требований ФГОС ООО. C теми педагогами, у кого Федеральные государственные образовательные стандарты вызывают негативные ассоциации, следует вести целенаправленную работу по повышению мотивационных (потребность успешно выполнить поставленную задачу, интерес к воспитательно-образовательной деятельности, стремление добиваться успехов в профессии и т.п.), познавательных (понимание обязанностей, целей и задач, объективная оценка их значимости, знание средств достижения планируемых результатов и т.п.), эмоциональных (воодушевление, чувство ответственности, уверенность в своих силах, в успехе и т.п.), волевых (управление собой, способность к мобилизации сил, к сосредоточению на задаче, умение отвлечься от мешающих факторов, преодоление сомнений, болезней и т.п.) компонентов психологической готовности.
Приложение
Анкета для педагогов
«Готовность к введению ФГОС ООО»
I.
Уважаемый респондент! Ответьте на вопросы, то есть обведите цифру, оценив по 10-балльной шкале, где минимальное значение –1 балл, максимальное – 10 баллов.
1. Какова Ваша осведомлённость об основных направлениях работы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
2. Насколько Вам ясны понятия, употребляемые в текстах ФГОС ООО?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
3. Насколько Вам понятны Ваши новые функции, роль, обязанности, ответственность, полномочия в связи с внедрением ФГОС ООО?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
4. В какой мере Вы удовлетворены своим умением учитывать специфику возрастного психофизиологического развития обучающихся, в том числе особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
5. В какой мере Вы удовлетворены своим умением учитывать индивидуально-психологические особенности различных контингентов детей (одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей «группы риска» и др.)?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
II.
Уважаемый респондент! Обведите подходящий ответ или сформулируйте собственный.
6. Какие из перечисленных трудностей при внедрении ФГОС ООО беспокоят Вас больше остальных?
а) Нет окончательного понимания сути изменения моей работы при введении ФГОС – непонятен процесс.
б) Нет понимания того, к чему нужно стремиться в работе по новым стандартам – непонятен результат.
в) Нет возможностей и обеспеченности средствами для реализации работы по ФГОС – отсутствуют условия.
г) Нет обеспечения информацией и обмена опытом для реализации работы по ФГОС – отсутствует информация.
д) Нет уверенности в собственных силах, знаниях и умениях для работы по ФГОС – отсутствуют внутренние ресурсы.
е) Другое.
_____________________________________________________________________
7. Какие перспективы от внедрения ФГОС ООО Вы видите для себя?
а) Возможность изменить ситуацию в образовании к лучшему.
б) Возможность проявить свои неиспользуемые таланты, новые подходы, инновационные технологии.
в) Возможность научиться чему-то новому в профессии.
г) Возможность доказать себе, что могу добиться успеха в любых условиях.
д) Никаких перспектив не вижу.
е) Другое.
_____________________________________________________________________
8. В чём, в какой помощи Вы нуждаетесь при переходе к работе по ФГОС ООО?
а) В ознакомлении с литературой, Интернет-ресурсами по ФГОС.
б) В общении с коллегами, в том числе из других школ.
в) В общении с психологом.
г) В методической помощи от вышестоящих организаций.
д) В посещении курсов, семинаров по обмену опытом, в повышении квалификации.
е) Другое.
_____________________________________________________________________
9. Что Вы понимаете под психологической готовностью педагога к реализации требований ФГОС ООО?
_____________________________________________________________________
10. Какое слово (словосочетание, поговорка, метафора, ситуация и т.п.) является для Вас ассоциацией ФГОС, что первое приходит на ум?
_____________________________________________________________________
Благодарим Вас за ответы!