Семинар-практикум для педагогов "Освоение ролевых функций классных руководителей»
Ефимова Наталия Николаевна –
к.психол.н., педагог-психолог МБОУ СОШ №27 г. Чебоксары
Цель: способствовать пониманию и принятию педагогами основных ролевых функций классного руководителя в коллективной воспитательной работе с обучающимися школы.
Задачи:
1. Способствовать активизации имеющихся у классных руководителей психологических, педагогических, методических знаний, практических умений и навыков в выполнении своих ролевых функций (функциональных обязанностей).
2. Способствовать формированию позиции сотрудничества со специалистами психолого-педагогического сопровождения (педагогами-психологами, социальными педагогами, медиаторами школьных служб примирения) в решении воспитательных задач школы.
3. Содействовать передаче наставнического опыта классного руководства молодым специалистам.
Время проведения: 50-60 мин.
Форма проведения: семинар-практикум.
Форма организации деятельности участников: групповая и индивидуальная.
Инновационные технологии и методы: создание проблемной ситуации, рефлексия на основе психодиагностического метода субъективного шкалирования, изучение и разбор кейсов в фокус-группах.
Материально-техническое обеспечение: мультимедийная техника для презентации материалов, раздаточный материал для групповой и индивидуальной и групповой работы, методический материал, расстановка столов и стульев в помещении для работы в малых группах.
Участники: школьныепедагоги с дополнительными должностными функциями классного руководства.
Ведущие семинара: опытный педагог-психолог и опытный классный руководитель (педагог-наставник).
Рекомендации ведущим: проводить семинар-практикум для педагогов начальной школы отдельно от педагогов средней и старшей школы в целях лучшего освоения роли классного руководителя с учетом специфики работы с детьми разного возраста.
План проведения семинара-практикума:
1.Организационный момент. Упражнение «Ассоциации».
2.Основная часть:
- Представление функций классного руководителя в соответствии с Программой воспитания
- Работа с Листом самооценки выполнения функций классного руководителя
- Разбор кейсов по выполнению ролевых функций классного руководителя с разделением участников на фокус-группы
3.Рефлексия. Подведение итогов семинара-практикума.
Ход семинара:
1. Ведущий объявляет цель и задачи семинара, используя компьютерную презентацию.
Упражнение «Ассоциации»: «Придумайте ассоциации на слова «классный руководитель».
Обсудить вместе с участниками ответы: есть ли что-то общее в ассоциациях участников? Что чувствуется в высказываниях –интерес, трудность, принятие или непринятие роли классного руководителя?
2. Основная часть.
Ведущий представляет в виде презентации на слайдах 4 основных направления работы классного руководителя с участниками образовательного процесса: 1) работа с классным коллективом; 2) индивидуальная работа с отдельным учащимся; 3) работа с учителями, преподающими в классе; 4)работа с родителями.
Затем участникам выдаются персональные Листы для оценки выполнения своих функций по названным направлениям (Приложение 1). Обратить внимание на то, что в 1 столбце нужно выразить в баллах оценку актуальную, как именно оценивается самим педагогом каждая группа действий-умений в настоящее время. Во 2 столбце нужно проставить в баллах уровень освоения данных умений в перспективе, в ближайшем будущем. Тем самым активизируется личностно-профессиональный рост педагога в роли классного руководителя.
Вопросы ведущего для обсуждения:
- Насколько легко или трудно было рефлексировать свою работу по указанным умениям?
- Есть ли удовлетворенность своей работой в роли классного руководителя?
- Есть ли желание развить, совершенствовать функциональные умения классного руководителя?
После этого участники делятся на малые фокус-группы (4-6 человек), каждой группе выдаётся раздаточный материал – описание одного из 4-х кейсов. Каждый кейс – это ситуация в работе по одному из четырех направлений (работа с классом, с отдельным учащимся, с учителем-предметником, с родителями).
Фокус-группам дается задание изучить описанную ситуацию и разработать свой алгоритм действий классного руководителя, ведущий к решению проблемы. По завершению работы каждая фокус-группа делегирует своего представителя для представления составленного алгоритма. Участникам других групп предлагается внести свои поправки, уточнения, дополнения к представленному алгоритму.
3. Подведение итогов семинара.
Участникам раздаются заготовленные листы «обратной связи» и предлагается оценить проведенный семинар-практикум по эффективности и новизне (можно предложить 5- или 10-балльную шкалу).
Предлагается также использовать метод свободного микрофона: желающие высказывают свои впечатления, дают пожелания ведущим по улучшению семинаров по повышению психолого-педагогической компетентности педагогов.
Список использованной литературы
- Примерная программа воспитания. М., 2020. Режим доступа: https://akr.gppc.ru/wp-content/uploads/2020/06/Primernaya-programma-vospitaniya_2020.pdf
- Примерная рабочая программа для общеобразовательных организаций. М.2022. Режим доступа: https://институтвоспитания.рф/programmy-vospitaniya/ooy/programma-vospitaniya/
- Савельева М.Г. Педагогические кейсы: конструирование и использование в процессе обучения и оценки компетенций студентов: Учебно-методическое пособие/Ижевск, УдГУ, 2013.- 94с.
- Сочнева Т.П. Сценарий проведения методического семинара «Развитие профессиональной компетентности педагога или «Путь к успеху»». Режим доступа: https://multiurok.ru/index.php/files/stsenarii-metodicheskogo-seminara-razvitie-profess.html
Полный текст разработки с приложениями
Статья опубликована:
Ефимова Н.Н. Методическая разработка по проведению семинара-практикума для педагогов «Освоение ролевых функций классных руководителей»// Сборник статей по итогам республиканского методического семинара педагогических технологий в честь года педагога и наставника -2023, посвященного 175-летию со дня рождения выдающегося чувашского просветителя и педагога Ивана Яковлевича Яковлева. БОУ ДПО «Чувашский республиканский институт образования» МО ЧР, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12» г. Чебоксары – Чебоксары, 2023. С.439-445.