Семинар-практикум для педагогов "Освоение ролевых функций классных руководителей»

 

Ефимова Наталия Николаевна

к.психол.н., педагог-психолог МБОУ СОШ №27 г. Чебоксары

 

Цель: способствовать пониманию и принятию педагогами основных ролевых функций  классного руководителя в коллективной воспитательной работе  с обучающимися школы.

Задачи:
1. Способствовать активизации имеющихся у классных руководителей  психологических, педагогических, методических знаний, практических умений и навыков в выполнении своих ролевых функций (функциональных обязанностей).

2. Способствовать формированию позиции сотрудничества со специалистами психолого-педагогического сопровождения (педагогами-психологами, социальными педагогами, медиаторами школьных служб примирения) в решении воспитательных задач школы.

3. Содействовать передаче наставнического опыта классного руководства молодым специалистам.

Время проведения: 50-60 мин.

Форма проведения: семинар-практикум.

Форма организации деятельности участников: групповая и индивидуальная.

Инновационные технологии и методы: создание проблемной ситуации, рефлексия на основе психодиагностического метода субъективного шкалирования, изучение и разбор кейсов в фокус-группах.

Материально-техническое обеспечение: мультимедийная техника для презентации материалов, раздаточный материал для групповой и индивидуальной и групповой работы, методический материал, расстановка столов и стульев в помещении для работы в малых группах.

Участники: школьныепедагоги с дополнительными должностными функциями классного руководства.

Ведущие семинара: опытный педагог-психолог и опытный классный руководитель (педагог-наставник).

Рекомендации ведущим: проводить семинар-практикум для педагогов начальной школы отдельно от педагогов средней и старшей школы в целях лучшего освоения роли классного руководителя с учетом специфики работы с детьми разного возраста.

План проведения семинара-практикума:

1.Организационный момент. Упражнение «Ассоциации».

2.Основная часть:

  • Представление функций классного руководителя в соответствии с Программой воспитания
  • Работа с Листом самооценки выполнения функций классного руководителя
  • Разбор кейсов по выполнению ролевых функций классного руководителя с разделением участников на фокус-группы

3.Рефлексия. Подведение итогов семинара-практикума.

Ход семинара:

1. Ведущий объявляет цель и задачи семинара, используя компьютерную презентацию.

Упражнение «Ассоциации»: «Придумайте ассоциации на слова «классный руководитель».

Обсудить вместе с участниками ответы: есть ли что-то общее в ассоциациях участников? Что чувствуется в высказываниях –интерес, трудность, принятие или непринятие роли классного руководителя?

2. Основная часть.

Ведущий представляет в виде презентации на слайдах 4 основных направления работы классного руководителя с участниками образовательного процесса: 1) работа с классным коллективом; 2) индивидуальная работа с отдельным учащимся; 3) работа с учителями, преподающими в классе; 4)работа с родителями.

Затем участникам выдаются персональные Листы для оценки выполнения своих функций по названным направлениям  (Приложение 1). Обратить внимание на то, что в 1 столбце нужно выразить в баллах оценку актуальную, как именно оценивается самим педагогом каждая группа действий-умений в настоящее время. Во 2 столбце нужно проставить в баллах уровень освоения  данных умений в перспективе, в ближайшем будущем. Тем самым активизируется личностно-профессиональный рост педагога в роли классного руководителя.

Вопросы ведущего для обсуждения:

  • Насколько легко или трудно было рефлексировать свою работу по указанным умениям?
  • Есть ли удовлетворенность своей работой в роли классного руководителя?
  • Есть ли желание развить, совершенствовать функциональные умения классного руководителя?

После этого участники делятся на малые фокус-группы (4-6 человек), каждой группе выдаётся раздаточный материал – описание одного из 4-х кейсов. Каждый кейс – это ситуация в работе по одному из четырех направлений (работа с классом, с отдельным учащимся, с учителем-предметником, с родителями).  

Фокус-группам дается задание изучить описанную ситуацию и разработать свой алгоритм действий классного руководителя, ведущий к решению проблемы. По завершению работы каждая фокус-группа делегирует своего представителя для представления составленного алгоритма. Участникам других групп предлагается внести свои поправки, уточнения, дополнения  к представленному алгоритму.

3. Подведение итогов семинара.

Участникам раздаются заготовленные листы «обратной связи» и предлагается оценить проведенный семинар-практикум по эффективности и новизне (можно предложить 5- или 10-балльную шкалу).

Предлагается также использовать метод свободного микрофона: желающие высказывают свои впечатления, дают пожелания ведущим по улучшению семинаров по повышению психолого-педагогической компетентности педагогов.

 

Список использованной литературы

  1. Примерная программа воспитания. М., 2020. Режим доступа: https://akr.gppc.ru/wp-content/uploads/2020/06/Primernaya-programma-vospitaniya_2020.pdf
  2. Примерная рабочая программа для общеобразовательных организаций. М.2022.  Режим доступа: https://институтвоспитания.рф/programmy-vospitaniya/ooy/programma-vospitaniya/
  3. Савельева М.Г. Педагогические кейсы: конструирование и использование в процессе обучения и оценки компетенций студентов: Учебно-методическое пособие/Ижевск, УдГУ, 2013.- 94с.
  4. Сочнева Т.П. Сценарий проведения методического семинара «Развитие профессиональной компетентности педагога или «Путь к успеху»». Режим доступа: https://multiurok.ru/index.php/files/stsenarii-metodicheskogo-seminara-razvitie-profess.html

   Полный текст разработки с приложениями

    

Статья опубликована:

Ефимова Н.Н. Методическая разработка по проведению семинара-практикума для педагогов «Освоение ролевых функций классных руководителей»// Сборник статей по итогам республиканского методического семинара педагогических технологий в честь года педагога и наставника -2023, посвященного 175-летию со дня рождения выдающегося чувашского просветителя и педагога Ивана Яковлевича Яковлева. БОУ ДПО «Чувашский республиканский институт образования» МО ЧР, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12» г. Чебоксары – Чебоксары, 2023. С.439-445.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить