Карта наблюдения для проведения психологической экспертизы комфортности и безопасности образовательной среды
Многое можно увидеть, всего лишь наблюдая
Как показывает практика, необходимо системное осуществление психологической экспертизы комфорности и безопасности образовательной среды в современных образовательных организациях. Особенно в проблемных и конфликтных ситуациях педагогам-психологам следует провести экспертизу на основе посещения и анализа занятий воспитателя / уроков учителя-предметника (3 в течение 3 недель, к примеру), действуя по принципу «не навреди, а помоги» при помощи карты наблюдения. Стратегическая цель психологической экспертизы: минимизация рисков достижения детьми и обучающимися целевых ориентиров и образовательных целей, обеспечение успешного обучения, воспитания и развития обучающихся с учётом их образовательных потребностей, интересов.
Карта наблюдения для проведения психологической экспертизы комфортности и безопасности образовательной среды на уроке составлена в соответствии с требованиями ФГОС общего образования и профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)». Просветительскую деятельность и, в целом, психолого-педагогическое сопровождение воспитателей и учителей-предметников следует выстраивать в соответствии с профессиональными дефицитами, выявленными в ходе экспертизы (наблюдения и оценки), а также согласно сформулированным психолого-педагогическим рекомендациям. Педагогическая практика подтверждает, что конкретная, адресная психологическая помощь, своевременно оказанная педагогическим работникам, значима и эффективна. Таким образом, актуализированная задача психолога в сфере образования – действенное сопровождение совершенствования методических, психолого-педагогических, коммуникативных компетенций воспитателей и учителей во благо достижения обучающимися качественных образовательных (предметных, метапредметных, личностных) результатов.
Позитивных достижений всем участникам образовательных отношений!
Н.Н.Андреева, к.п.н., доцент кафедры воспитательных технологий БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии, член Чувашского регионального отделения ООО «Федерация психологов образования России».