«Бунт против короны» или сотрудничество детей, родителей, воспитателей

Н.Н.Андреева, ведущая мастер-класса

III Открытого Сказкотерапевтического фестиваля

г. Чебоксары «Её Величество Сказка»

 

Корона… В традиционном понимании – это символ избранности и власти, ответственности и зрелости. Представим, что в современном образовательном процессе корона – это символ авторитарного стиля воспитания и обучения детей. Это когда взрослые (родители и воспитатели «в короне») с неконтролируемым чувством превосходства свысока смотрят на своих детей и воспитанников. Что делают современные дети при этом? Тихо или громко сопротивляются, не  слышат и не слушаются, капризничают, бунтуют, устраивают истерики. Так происходит потому, что нынешние дети на бессознательном уровне не приемлют авторитарный стиль воспитания, общения и взаимодействия с ними. У них другая социальная ситуация развития. А как же сотрудничать взрослым «в короне» и детям информационного общества и уважать чувство собственного достоинства друг друга? Ответ на этот вопрос можно найти в ходе драматизации сказки Дмитрия Соколова «Бунт против короны» (Приложение 1). При этом групповая драматизация осуществляется не в авторском, а в свободном варианте. Это когда авторитарный король превращается в короля-отца, умеющего сотрудничать с бунтующим принцем-сыном, шаг за шагом подбирая ключи доступа к его готовности взять в свои руки корону – символ ответственности, взрослости и т.п.

Ключи доступа, которые были эффективно применены и осознаны участницами мастер-класса на сказкотерапевтическом фестивале «Её Величество Сказка», следующие: создание тесного эмоционального контакта; принятие детских потребностей; удовлетворение их естественной потребности в любви; совместные игры и тёплые беседы (обязательно искренние); принятие детей взрослыми по-настоящему; умение взрослого услышать и увидеть проблему, которая кроется за бунтом Ребёнка; проявление внимания и заботы по отношению к нему; мягкая директива со стороны взрослого; принятие ребёнка, доверие к нему, учёт его желаний и возможностей при планомерном ведении его к определённой цели; понимание ребёнка, любовь к ребёнку, принятие его таким, какой он есть; нахождение путей сотрудничества; уважение, терпение к ребёнку; умение слушать, показать свои чувства сопереживания;  умение договариваться; умение признавать свои ошибки; умение учиться у детей. В целом, анализ полученных результатов в ходе драматизации сказки «Бунт против короны» мы осуществили на основе карт наблюдения (Приложение 2).

А теперь вчитывайтесь, пожалуйста, в мысли-озарения участниц мастер-класса, проживших спонтанно-свободно-творческую драматизацию данной сказки. Итак, «Я поняла, что для сотрудничества с современными детьми, у которых ярко выражено эго-состояние Естественный Ребёнок, необходимо…» «Быть с ребёнком на позиции «вместе», а не «над». «Строить отношения на доверии, принятии Ребёнка. Показывать ребёнку свою любовь». «Очень мягко, с пониманием и любовью принимать чувства и переживания ребёнка. «Помогать и научить его жить с эмоциями, трансформировать их из «–» в «+». «Любовь! Любовь! Любовь!» «Где-то, возможно, необходимо попросить прощения у ребёнка за недостаток внимания к нему в силу житейских проблем, где-то самому побыть ребёнком и поиграть вместе». «Уважать потребности и желания ребёнка». «Услышать его и быть услышанным им». «Вспомнить свои ощущения в детстве, желания, которыми был движим сам, поставить себя на место ребёнка». «Необходимо быть спокойным и внешне, и внутренне. Необходимо услышать ребёнка». «Уметь, научиться подстраиваться под ребёнка, однако делать это с позиции всё-таки взрослого: мягко, но директивно, не отступая от цели. Главное оружие – безусловная любовь, принятие ребёнка таким, какой он есть, ласка и забота». «Любить, принимать интересы ребёнка». «Слушать ребёнка и слышать, опускаться на его уровень, иногда идти за ним, при этом стараться не навязывать своё мнение, но подводить его к пониманию взрослого». «Необходимо проявлять любовь, а если не помогает – добавить ещё (увеличить дозу)». «Желание и любовь! взрослого идти навстречу ребёнку!» «Войти в его внутренний мир, показать своего Естественного Ребёнка, принять его чувства, быть равным участником и партнёром для дальнейшего взаимодействия и иметь возможность вести за собой, позволить себе побыть ребёнком». «Я поняла, что необходимо взрослому не забывать, вспомнить своё детство, чётко знать, что ты хочешь, выполняя действия по отношению к ребёнку или что-то проговаривая». «Обижаться на детей глупо. Им нужно наше внимание, забота, терпение. Принятие». «Умение понять его и принять таким, какой он есть». «Направлять его состояние, исходя из его интересов и учитывая жизненный опыт взрослого». «Искренне полюбить, понять, включить терпение и всегда быть рядом и слышать. Мягко директировать (мне понравилось это выражение) и корректировать». «Быть интересным, увлечённым человеком!» «Понимать, что современные дети – они другие и с ними не работают те методы и приёмы, которые позволяли успешно воспитывать детей несколько лет назад». «Нам, взрослым, необходимо дорасти до наших детей, до детей 21 века».

Надо сказать, традиционная для России трансакция между взрослыми и детьми такова: Контролирующий Родитель – Адаптированный Ребёнок. В цепи причинно-следственных связей Контролирующий Родитель – причина, Адаптированный Ребёнок – следствие, так как он вынужден изменять своё поведение под влиянием Контролирующего (а зачастую и сверхконтролирующего, грозного, строгого, сурового, жёсткого, жестокого, безжалостного) Родителя и вести себя либо зависимо от него, либо не по годам самостоятельно: так, как хотят авторитарные мать и отец. Уход в себя (или замкнутость, погружение в себя, экстремальное одиночество, аутизм) и нытьё (или жалоба, плач, вопль, вой, рыдание) – это также способы адаптации приспосабливающегося, приспособившегося, послушного Ребёнка.

Однако, современные дети с ярко выраженным эго-состоянием Естественный Ребёнок (Свободное Дитя) ожидают от современных родителей и воспитателей другого, а именно Заботливого Родителя, то есть любящего, думающего, осознающего, ответственного, понимающего, принимающего, мягкого, доброго, позитивного. И ещё они ожидают от взрослых Естественного Ребёнка и Полноценно Функционирующего Взрослого, который реально (не на словах, а на деле) способен адекватно реагировать на их спонтанное поведение, непослушание, бунт, творчество, интересы, потребности, интуитивные побуждения и порывы. Они же источник радости и счастья, обновления и добра, очарования и умиления! Дети – духовное сокровище. Задача взрослого «в короне» (это родитель, законный представитель, воспитатель) – «увидеть  в другом человеке духовное сокровище, даже если поначалу не понимаешь, что именно нашёл». Благодарю Клариссу Эстес за формулировку этой гениальной простоты. И Александру Шибаеву спасибо за соответствующее светлое стихотворение «Капризный жучок».

У жуков идёт обед.

Мама – древоточица

Молвит сыну:

– Ешь буфет! –

А ему – не хочется…

– Ну тогда попробуй стол,

Ах, какая ножка!..

Ну куда же ты пошёл,

Скушай хоть немножко!

Хочешь кресло пожевать?

Секретер? Диван-кровать?

Шкаф? Кушетку? Табурет?.. –

Сын заладил: нет и нет!

Точно сказал Оскар Уайльд: «Лучший способ сделать детей хорошими – сделать их счастливыми». В целях саморазвития нам – современным взрослым – хочу порекомендовать российский мультсериал «Маша и Медведь» для совместных просмотров с детьми. Он про девочку Машу (Естественный Ребёнок), которая никому не даёт покоя, в первую очередь, другу Медведю (Заботливый Родитель). Этот современный мультсериал-сказка «будит» взрослых, то есть иллюстрирует конструктивно-позитивные трансакции, действующие по принципу «защита детей от всех форм физического и психического насилия». А ведь в контексте негативных тенденций современного общественного развития жизненно важно выстраивание гармоничных детско-родительских отношений и формирование ответственной, положительной родительской позиции во имя полноценного и благополучного развития нового поколения.

Собственное видение позитивного детско-родительского сотрудничества я отразила было в сказке «Ландшафтное чудо» (Приложение 3). Сейчас хочу эхом отозваться: «Да будет так!»