«Программа проведения внеурочных занятий по развитию творческой активности младших школьников “Учусь мыслить творчески”»
В настоящее время развитие творческой активности у школьников крайне актуально. Преобразования во всех сферах российского общества, ускорение темпов научно-технического и социального прогресса актуализируют потребность в людях инициативных, творческих, независимых от штампов и стереотипов мышления. Экономика завтрашнего дня – это инновационная экономика знаний и наукоемких технологий.
ФГОС НОО второго поколения предполагают новые образовательные результаты, которые не сводятся к овладению предметными знаниями, умениями, навыками. Наряду с предметными компетенциями первостепенную роль начинают играть личностные и метапредметные результаты. Важное место занимает формирование у школьников универсальных учебных действий – совокупности способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Выпускник начальной школы, согласно ФГОС НОО нового поколения, – «любознательный, активно и заинтересованно познающий мир», у которого есть мотивация к творческому труду, освоению способов решения проблем творческого и поискового характера.
В настоящее время в педагогической практике, как показало ознакомление с опытом работы ряда учителей начальных классов, развитие творческой активности младших школьников имеет место, но носит эпизодический характер и чаще осуществляется педагогами интуитивно, без глубокого знания ими содержания и методики развития этого свойства личности.
Творческая активность – это высший уровень познавательной активности, который характеризуется стремлением личности к преодолению привычных норм и способов действий и проявляется в постоянном поиске новых задач, овладевании оригинальными методами и приемами их решений, внесении в учебный процесс новых, ранее не использовавшихся элементов. Творческая активность проявляется в готовности учащихся к самосовершенствованию, самостоятельности и инициативе в ходе решения учебных задач, в стремлении к выходу за любые ограничения. Это стремление к новым целям, объектам, догадкам, гипотезам, новым результатам.
Таким образом, в настоящее время существует объективная необходимость в поиске оптимальных условий развития творческой активности учащихся начальных классов. В связи с этим, была создана и успешно апробирована в личном опыте программа развития творческой активности младших школьников: «Учусь мыслить творчески».
Предлагаемая развивающая психолого-педагогическая программа представляет собой групповые занятия во внеурочное время (группы продленного дня) с учащимися 2 класса (8-9 лет). Данный контингент учащихся был выбран, так как именно младший школьный возраст является сенситивным периодом для развития способности к творчеству, т. к. среди преимуществ этого возраста можно отметить интенсивное интеллектуальное и эмоциональное развитие, повышенную впечатлительность, склонность к фантазированию.
Срок реализации – учебный год. Общая продолжительность занятий – 34 часов. Режим занятий – 1 раз в неделю. Продолжительность занятия – 45 минут.
Целью программы являлось развитие творческой активности младших школьников во внеурочное время. Задачи программы:
- развитие стремления личности ребенка к преодолению привычных норм и способов действий, оригинальности мышления;
- развитие стремления к постоянному поиску новых задач, овладевании оригинальными методами и приемами их решений, внесении в учебный процесс новых, ранее не использовавшихся элементов, развитие способности анализировать и синтезировать идеи;
- формирование готовности учащихся к самосовершенствованию, самостоятельности и инициативе в ходе решения учебных задач, в стремлении к выходу за любые ограничения;
- формирование стремления к новым целям, объектам, догадкам, гипотезам, новым результатам.
Основными методами работы являлись: имитационные и ролевые игры; психотехнические и психогимнастические упражнения; элементы групповой дискуссии; задания на самоанализ и рефлексию, самооценку и взаимооценку; беседа и объяснение; экспрессивные и релаксационные техники; арт-терапевтические методы.
Программа апробирована на базе МБОУ «СОШ №49 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Чебоксары с 01.09.2011 по 30.05.13. В первый год программа была апробирована на двух 2-х классах (57 учащихся). Занятия вызвали интерес у учащихся. Диагностика творческого мышления на конец года показала (методика Туник) положительную динамику развития этого качества. Во второй год апробации занятия были немного изменены и дополнены. Занятия проходили во всей параллели 2-х классов (118 учащихся). Показатели диагностики также показали положительную динамику развития творческого мышления. Косвенным показателем эффективности данных занятий служит повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдение за работой учащихся на уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности и др.).
Количественное и качественное исследование результатов программы показало положительную динамику развития творческой активности учащихся у большинства испытуемых, что подтверждает эффективность занятий и достижение поставленных целей и задач.
Данный цикл занятий по развитию творческой активности младших школьников во внеурочное время явился основой диссертационного исследования по проблеме: «Педагогические условия развития творческой познавательной активности младших школьников», направленного на изучение механизмов, условий, средств и методов развития творческой познавательной активности учащихся. Исследование осуществлялось под руководством доктора педагогических наук, профессора кафедры педагогики начального образования Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева В. П. Ковалева.