Тренинг потформированию позитивных отношений в детском коллективе

 

Оленёва Нина Александровна,

 педагог-психолог МАОУ «Гимназия №5» г.Чебоксары

 

Мы живем в мире людей и ежедневно общаемся с окружающими. Но первые уроки человеческих взаимоотношений каждый человек получает в детстве. Те навыки общения, которые у ребенка закладываются с первых лет жизни, во многом определяют успешность дальнейших отношений уже взрослого человека.

Для того чтобы понимание появилось и не пропадало, необходимо установить, поддерживать и развивать «контакт» друг с другом, или, говоря простым языком, настроиться друг на друга, потому что, хотя пониманию и приписывается логический смысл, однако, в основе понимания в паре – чувства (чувствование своего партнёра).

В связи с этим школьному психологу актуально использование в работе с детьми развивающих игр и упражнений, которые позволяют сформировать навыки эффективного общения и совместной деятельности со сверстниками.

Цель занятия: способствовать формированию навыков конструктивного взаимодействия в группе,  преодолению барьеров в общении, формированию позитивных отношений в детском коллективе.

Возраст участников: 8 - 12 лет (2-6 классы).

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Содержание

Время

1

Вступление. Настрой на работу.

2 мин.

2

Упражнение "Прошепчи имя на ушко".

10 мин.

3

Упражнение «Отдам тебе то, что есть у меня»

10 мин.

4

Упражнение "Встреча сказочных героев".

10 мин.

5

Упражнение "Поза покоя"

10 мин.

6

Заключение. Рефлексия

3 мин.

 

 Всего

45    мин.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.Вступление. Приветствие. Настрой на работу.

2. Упражнение "ПРОШЕПЧИ ИМЯ НА УШКО"

Цель: помочь детям сблизиться друг с другом. 

Инструкция: Уберите в сторону столы и стулья, чтобы было достаточно свободного места... Начните ходить ... При этом подходите к разным детям и шепчите им на ушко свое имя... (2-3 минуты). Теперь, пожалуйста, остановитесь... Сейчас, когда вы снова станете бродить по помещению, вам нужно будет подходить к разным детям и шептать им на ушко теперь уже не свое, а их имена. Если вы не помните чьего-то имени, то попытайтесь угадать его. Пусть участник поправит вас, если вы ошибетесь (2-3 минуты).

Вопросы для обсуждения:

- Узнал ли ты, как кого зовут?

- Чье имя тебе было труднее всего запомнить?

 - Чье имя тебе нравится больше всего?

- Доволен ли ты своим собственным именем?

Это игровое упражнение кажется детям привлекательным и необычным, поскольку говорить здесь можно только шепотом. Оно позволяет "задействовать" даже застенчивых детей, так как в ней можно вести себя тихо и незаметно. При этом дети наслаждаются интимностью отношений "один на один", и им становится легче воспринимать свои и чужие ошибки.  Когда все уже хорошо знают друг друга и "обыгрывать" имена становится неинтересно, можно использовать и другие варианты игры. Например, можно предложить: "Прошепчите другому на ушко самое прекрасное из того, что вы пережили вчера!", "Прошепчите другому на ушко, что вы делали в эти выходные!", "Прошепчите другому на ушко, чему новому вы научились!" и так далее.

3. Упражнение "ОТДАМ ТЕБЕ ТО, ЧТО ЕСТЬ У МЕНЯ"

Цель: создать в группе атмосферу дружелюбия.

Инструкция: Разбейтесь на группы. Пусть каждая группа образует свой круг. Один из вас начинает игру словами, например: "Тебе, Клава, отдам то, что есть у меня..." Произнося эти слова, этот ученик делает вид, что держит что-то в руках, подходит к Клаве и передает ей это. Клава, в свою очередь, "принимает подарок" обеими руками. Неважно, что это за подарок. Достаточно, если вы поймете, какого он примерно размера, хрупкий он или крепкий, легкий или тяжелый. После этого Клава должна решить, кому бы она хотела сделать подарок, и "передает" его с теми же словами: "Тебе, Олег, дам то, что есть у меня". Игра заканчивается, когда каждый получит хотя бы один подарок.

Следует побуждать детей с помощью пантомимы показывать свойства подарка, не называя его при этом. Для этого участников можно, например, спросить: "Твой подарок тяжелый или легкий на вес?", "Если он упадет, он укатится или останется лежать на месте?"

Вопросы для обсуждения: - Какой подарок придумал первый ребенок?

- Ты угадал, что это был за подарок?

- Что тебе понравилось больше - дарить или получать подарки?

- Когда ты в последний раз получал подарок?

Эта игра хорошо работает в качестве "разогрева" в различных ситуациях. Поскольку в ней дети передают друг другу что-то невидимое, это активизирует их любопытство и фантазию.

4. Упражнение "Встреча сказочных героев".

Взрослый подбирает каждому ребенку сказочный персонаж, который обладает противоположными личностными особенностями. Например, конфликтному ребенку дается роль персонажа, который со всеми дружит, всем помогает (Золушка, Мальчик с пальчик), ребенку с низкой самооценкой дается роль героя, которым все восхищаются (например, Илья Муромец), активному ребенку с двигательной расторможенностью роль, предусматривающую ограничения активности (стеклянный человечек, стойкий оловянный солдатик) и т. п. Сказочные герои могут быть вымышленными.

Дети садятся в круг и открывают встречу сказочных героев. Тему для разговора дети могут выбрать сами. Они придумывают сказку для своих героев и разыгрывают ее.

После игры проходит обсуждение. Примерные вопросы:

 - Опишите свои ощущения в новой роли.

 - Что мешало сохранять определенный стиль поведения?

 - Сможете ли вы в реальной жизни вести себя так, как ваш герой?

 - Каковы сильные и слабые стороны каждого героя?

Эта игра хорошо подходит для коррекции негативных поведенческих реакций, формирования нового опыта взаимоотношений друг с другом в процессе игры.

5. Упражнение "ПОЗА ПОКОЯ" 

Дети садятся ближе к краю стула, опираются на его спинку. Руки свободно лежат на коленях, ноги слегка расставлены. Голова опущена на грудь, глаза закрыты. Ведущий произносит формулу общего покоя, делая это медленно, тихим голосом, с длительными паузами:

«Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать, 

 Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать. 

 Есть у нас игра такая - очень легкая, простая: 

 Замедляются движенья, исчезает напряженье... 

И становится понятно - расслабление приятно!»

6. Рефлексия занятия.

 - Какие эмоции и чувства возникали в ходе нашего занятия?

 - Что вам больше всего сегодня запомнилось, особенно понравилось?

7. Ритуал прощания.

 

Список использованной литературы

1.Аникеева, Н. П. Обучение школьников способам общения: психологический климат в коллективе/ Н.П. Аникеева – М.: Просвещение, 1989. -224 с.

2. Дедушка, А. И. Как научить детей дружить?: психологическая работа с подростками/ А.И. Дедушка.- СПб: Речь, 2007. –240 с.

3.Кузин, Ф.А. Культура делового общения: практическое пособие/ Ф.А.Кузин. – М.: Ось, 1989, 2003. - 319 с.

4.Куницына, В.Н. Межличностное общение: учебник для вузов/ В.Н. Куницына – СПб: Питер, 2001. - 544 с.