Рабочая программа педагога-психолога ДОУ. Содержательный раздел. Перспективный план сопровождения всех участников образовательного процесса.
2.5. Перспективный план психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса
Психолого-педагогическая диагностика
Содержание мероприятий |
Срок выполнения |
Примечание |
С воспитанниками: 1.Диагностика познавательной сферы детей старших и подготовительных к школе групп.
2. Углубленное психодиагностическое обследование детей, включенных в группу риска.
3. Оценка нервно-психического развития детей раннего возраста.
4.Психодиагностическое обследование детей, обратившихся за психологической помощью.
5.Психодиагностическое обследование детей, направленных на ПМПК.
6. Психодиагностическое обследование всех детей подготовительных групп на готовность к школе.
7. Проведение социометрии с детьми средних, старших и подготовительных групп.
8.Диагностическое обследование детей подготовительных групп по программе «Хочу вырасти счастливым». С родителями воспитанников: 1.Психодиагностические обследования родителей, обратившихся за оказанием психологической помощи. С педагогами: 1. Исследование психологического климата в коллективе.
|
Сентябрь-ноябрь
Октябрь- апрель
Октябрь Май
По мере поступления запроса
Март-апрель
Апрель-май
Январь
Сентябрь Май
По мере поступления запроса
Декабрь |
Выявление уровня развития познавательных процессов. Промежуточный анализ результатов проведения коррекционно-развивающей работы в группе риска. Выявление уровня нервно-психического развития детей младших групп. Выявление проблемы, послужившей причиной обращения за психологической помощью. Выявление уровня развития познавательных процессов. Получение и анализ данных об уровне готовности к обучению в школе детей в подготовительных группах. Изучение уровня межличностных и межгрупповых отношений. Выявление актуального уровня представлений воспитанников о правилах здорового образа жизни. Выявление проблемы, послужившей причиной обращения за психологической помощью. Получение и анализ данных об особенностях психологического климата в педагогическом коллективе ДОУ. |
Коррекционно-развивающая работа
Содержание мероприятий |
Срок выполнения |
Примечание |
С воспитанниками: 1. Работа по адаптации детей, поступивших в ДОУ в новом учебном году и детей переформированных групп, вернувшихся из отпусков. Программа «Адаптация». 2. Проведение коррекционно-развивающей работы с детьми группы риска. Программа «Умные детки». 3.Индивидуальная коррекционно-развивающая и тренинговая работа с детьми, чьи психологические особенности стали причиной обращения родителей за помощью психолога. 4. Проведение коррекционных занятий по программе «Хочу вырасти счастливым» с детьми подготовительных групп. 5. Реализация программы «Радуга толерантности» с детьми старших групп. 6.Реализация программы «Цветик-семицветик» с детьми средних групп. 7. Реализация программы «Цветик-семицветик» с детьми младших групп. 8.Проведение коррекционно-развивающей работы с детьми группы риска (совместно с воспитателем). С родителями воспитанников: 1.Тематический тренинг «Гармония стихий».
2.Реализация программы психолого-педагогического сопровождения семей, имеющих детей раннего и дошкольного возраста «Радость воспитания». С педагогами: 1. Проведение тематического тренинга «Конфликтология». |
Октябрь – ноябрь, в течение года
Ноябрь – март,1 раз в неделю
По мере поступления запроса
Декабрь-февраль
Декабрь-февраль
Февраль-апрель Февраль-апрель
1раз в неделю в течение года
По запросу
Сентябрь-май
Январь |
Ускорение процесса адаптации детей к пребыванию в ДОУ.
Нормализация темпов психического развития у детей группы риска.
Устранение психологических проблем у детей, нормализация детско-родительских отношений.
Формирование знаний о здоровом образе жизни.
Развитие навыков конструктивной социализации. Способствовать позитивному личностному развитию каждого ребенка. Способствовать позитивному личностному развитию каждого ребенка. Нормализация темпов психического развития у детей группы риска.
Снизить эмоциональное напряжение; создать положительное эмоциональное настроение; уменьшить тревожность; обучить приёмам релаксации. Психолого-педагогическое просвещение родителей и вовлечение их в образовательно-воспитательный процесс. Повышение личной эффективности воспитателей в сфере деловой и социальной коммуникации. |
Консультативная деятельность
Содержание мероприятий |
Срок выполнения |
Примечание |
С родителями воспитанников: 1.Психологическое консультирование родителей.
2. Консультирование для родителей «Способности и профессия». С педагогами: 1.Психологическое консультирование педагогического состава. 2. Консультирование педагогического состава «Возрастные кризисы». |
1 раз в неделю в течение учебного года
Декабрь
Январь
Октябрь |
Достижение взаимопонимания относительно причин возникновения проблем и путей их решения.
Выявление у детей способностей к будущей профессии.
Нормализация психологического климата в группе Гармонизация взаимоотношений «Ребенок – Взрослый». |
Психолого-педагогическое просвещение и профилактика
Содержание мероприятий |
Срок выполнения |
Примечание |
С воспитанниками: 1. Работа в проекте. С родителями воспитанников: 1. Участие в родительских собраниях.
2. Участие в работе семейной гостиной на темы: «Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду». «Кризис трех лет». «Секретный мир детей». «Как сделать из мальчика мужчину». «Как приучить ребенка к порядку». «Как научить ребенка слушаться». «Темперамент ребенка». «Как выбрать книжку для ребенка». «Подготовка к школе». С педагогами: 1. Работа с педагогами ДОУ по профилактике эмоционального выгорания
|
В течение года
В течение года
Сентябрь
Октябрь Ноябрь
Декабрь Январь
Февраль Март Апрель Май
В течение года
|
Выявление задатков и развитие способностей у детей. Повышение уровня информированности родителей в вопросах психического развития ребенка.
Повышения уровня родительской компетентности и, как следствие, успешной социализации воспитанников ДОУ.
Снятие психоэмоционального напряжения у педагогических работников детского сада.
|
2.6. Календарно-тематическое планирование на облегчение адаптационного периода у детей раннего возраста через создание эмоционально комфортных условий пребывания в детском саду и предотвращение причин психосоматических заболеваний «Адаптация»
Тема |
Цель |
Содержание непосредственно образовательной деятельности |
Время проведения |
«Божья коровка» |
1. Создание положительного эмоционального настроя в группе.
2. Развитие умения действовать соответственно правилам игры. 3. Развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентация в собственном теле. 4. Развитие зрительного восприятия (цвета, формы, размера предметов). 5. Развитие внимания, речи, воображения. |
1. Приветствие 2. Рассматривание божьей коровки 3. Игра «Поймай божью коровку» 4.Пальчиковая гимнастика «Божья коровка» 5.Дыхательное упражнение «Согреем божью коровку» 6.Подвижная игра «Божья коровка и ветер» 7.Упражнение «Большой-маленький» 8.Рисование пальчиками |
1 неделя октября |
«Листопад» |
1.Создание атмосферы эмоциональной безопасности. 2.Снятие эмоционального и мышечного напряжения. 3.Снятие импульсивности, повышенной двигательной активности. 4.Развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми, подстраиваться под их темп. 5. Развитие слухового внимания, произвольности, быстроты реакции. 6. Развитие речи, воображения, творческих способностей. |
1. Приветствие 2. Упражнение «Прогулка в осенний лес» 3. Игра «Солнышко и дождик» 4. Двигательное упражнение «Листья летят» 5. Рисование 6. Ритуал прощания |
2 неделя октября |
«Мячик» |
1. Сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками. 2.Повышение эмоционального тонуса. 3.Развитие чувства ритма, координации движений. 4.Развитие ориентации в пространстве. 5.Обучение отражению в речи своего местонахождения, местонахождения других детей, предметов. 6.Развитие зрительного и тактильного восприятия, речи и воображения. |
1.Приветствие 2.Рассматривание мяча, определение формы, цвета, размера 3.Стихотворение «Мой весёлый звонкий мяч» 4.Подвижная игра «Мячики» 5.Игра «Найди мяч» 6.Упражнение «Волшебный мешочек» 7.Ритуал прощания |
3 неделя октября |
«Прогулка в осенний лес» |
1.Сплочение группы, развитие эмпатии. 2.Развитие слухового внимания, произвольности, способности быстро реагировать на инструкцию. 3.Снижение излишней двигательной активности. 4.Обучение различению цветов, соотнесению предметов по цвету. 5.Развитие пространственных представлений, умения отображать в речи с помощью предлогов «на, под, в, за» и других местонахождение вещей. 6.Развитие общей моторики. 7.Развитие памяти, речи и воображения. |
1.Приветствие 2.Рассматривание картины «Осенний лес» 3.Подвижная игра «По ровненькой дорожке» 4.Упражнение «Найди ёжика» 5.Стихотворение «Что ты, ёж, такой колючий» 6.Подвижная игра «Ёж и лиса» 7.Упражнение «Классификация» 8.Подвижная игра «Ёжик» 9.Ритуал прощания |
4 неделя октября |
«Весёлый Петрушка» |
1.Развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры, с ритмом стиха. 2.Закрепление знаний детей о принадлежности к полу (девочка-мальчик). 3.Закрепление пространственных представлений. 4.Развитие общей и мелкой моторики. 5.Развитие восприятия, речи и воображения. |
1.Приветствие 2.Знакомство с Петрушкой 3.Подвижная игра «Паровоз» 4.Игра «Где же ваши ручки?» 5.Упражнение «Билетики» 6.Подвижная игра «Карусели» 7.Потешка с движениями 8.Ритуал прощания |
1 неделя ноября |
«Мячики» |
1.Развитие коммуникативных навыков (учить устанавливать контакт друг с другом, действовать согласованно, подстраиваться к темпу движений партнера). 2.Снятие эмоционального и мышечного напряжения. 3.Развитие умения согласовывать свои действия с ритмом и текстом стиха. 4.Развитие ориентации в своем теле. 5.Развитие общей и мелкой моторики. 6.Развитие зрительного восприятия, речи и воображения. |
1.Приветствие 2.Рассматривание мячей: большого и маленького 3.Подвижная игра «Мячики» 4.Релаксация «Ветерок» 5.Потешка с движениями «Друг веселый, мячик мой» 6.Подвижная игра в паре 7.Рисование «Мячи» 8.Ритуал прощания |
2 неделя ноября |
«Мыльные пузыри» |
1.Снятие эмоционального напряжения и агрессии. 2.Снижение излишней двигательной активности, импульсивности. 3.Обучение детей установлению контакта друг с другом, сплочение группы. 4.Развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики. 5.Развитие внимания, речи, воображения. |
1.Приветствие 2.Наблюдение за мыльными пузырями 3.Пальчиковая гимнастика «Ладушки-ладошки» 4.Малоподвижная игра «Надувайся, пузырь» 5.Игра «Пузыри в баночке» 6.Игра «Громко – лети, тихо – лежи» 7.Игры с мячом в паре 8.Ритуал прощания |
3 неделя ноября |
«Мишка» |
1. Сплочение группы, развитие эмпатии. 2. Снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности. 3. Развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры. 4. Развитие координации движений, общей и мелкой моторики. 5. Развитие внимания, речи, воображения. |
1. Приветствие 2. Знакомство с медвежонком 3. Подвижная игра «Разбуди Мишку» 4. Пальчиковая гимнастика «Как под горкой» 5. Слушание пения птиц 6. Подвижная игра «У медведя во бору» 7. Рисование «Мёд для медведя» 8. Ритуал прощания |
4 неделя ноября |
«Колобок» |
1.Сплочение группы, развитие эмпатии, обучение детей навыкам сотрудничества. 2.Снятие страхов перед сказочными героями. 3.Развитие общей и мелкой моторики, координации движений. 4.Развитие восприятия. 5.Развитие пространственных представлений. 6.Развитие внимания, речи и воображения. |
1.Приветствие 2.Инсценирование сказки «Колобок» 3.Упражнение «Накорми зайчика» 4.Физкультминутка «Лесная тропинка» 5.Игра «Прятки» 6.Упражнение «Волшебный мешочек» 7.Пальчиковая гимнастика «Пальчик о пальчик» 8.Подвижная игра «Колобок» 9.Ритуал прощания |
1 неделя декабря |
«Мишка» |
1.Сплочение группы, развитие эмпатии. 2.Снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности. 3.Развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры. 4.Развитие координации движений, общей и мелкой моторики. 5.Развитие внимания, речи, воображения. |
1. Приветствие 2. Знакомство с медвежонком 3. Подвижная игра «Разбуди Мишку» 4. Пальчиковая гимнастика «Как под горкой» 5. Слушание пения птиц 6. Подвижная игра «У медведя во бору» 7. Рисование «Мёд для медведя» 8. Ритуал прощания |
2 неделя декабря |
«Зайка» |
1.Создание положительного эмоционального настроя в группе. 2.Развитие умения подражать движениям взрослого. 3.Развитие координации движений, общей и мелкой моторики. 4.Развитие умений починяться правилам игры, отработка быстроты реакции. 5.Снижение излишней двигательной активности, импульсивности. 6.Развитие тактильного восприятия, внимания, речи и воображения. |
1.Приветствие 2.Пальчиковая гимнастика «Зайка» 3.Потешка с движениями 4.Подвижная игра «Лиса и зайчик» 5.Упражнение «Волшебный мешочек» 6.Ритуал прощания |
3 неделя декабря |
«Новый год» |
1.Создание положительного эмоционального настроя в группе. 2.Отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом и текстом песни. 3.Отработка быстроты реакции. 4.Развитие общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле. 5.Развитие тактильного восприятия, внимания, речи и воображения. |
1.Приветствие 2.Знакомство с Дедом Морозом 3. Игра «Какая ель» 4. Игра «Заморожу» 5.Дыхательное упражнение «Погреем пальчики» 6.Пальчиковая гимнастика «Пальчики у нас попляшут» 7.Игра «Угадай на ощупь» 8.Рисование «Игрушки на ёлочке» |
4 неделя декабря |
2.7. Календарно-тематическое планирование на развитие детско-родительских отношений «Радость воспитания»
Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей раннего возраста
№ п\п |
Содержание мероприятий |
Срок проведения |
Диагностика |
||
1. |
Анкета – знакомство |
Сентябрь |
Психопрофилактическое направление |
||
2. |
Консультация «Адаптация ребенка к детскому саду» |
Сентябрь |
|
Развивающее направление |
|
3. |
Тренинг общения с ребенком (период раннего детства) Занятие 1. «Знакомство». Цель: познакомить родителей и воспитателей друг с другом; начать формировать положительное взаимодействие взрослых. Занятие 2. «Нервно-психическое развитие детей раннего возраста». Цель: расширить теоретические и практические знания родителей в вопросах воспитания детей раннего возраста. Занятие 3. «Эмоциональное развитие детей раннего возраста». Цель: создать творческую атмосферу в группе; развивать внимание в слуховой модальности, быстроте реакции, умении действовать по инструкции; развивать выразительные движения, необходимые при общении с малышом. Занятие 4. «Хорошо и плохо, или что такое кризис трех лет». Цель: сплотить группу, создать положительную эмоциональную атмосферу, рабочую обстановку; познакомить участников тренинга с основными характеристиками кризиса трех лет. Занятие 5. «Роль игры в развитии ребенка раннего возраста». Цель: показать родителям роль игры в развитии ребенка, умении устанавливать контакт с окружающими. Занятие 6. «Особенности общения детей раннего возраста со взрослыми». Цель: высказать благодарности участникам тренинга; получить обратную связь от участников тренинга; дать возможность поделиться своим опытом тем слушателям, которые по каким-то причинам не высказывались в предыдущих занятиях. |
Октябрь - декабрь |
Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей младшего возраста
№ п\п |
Содержание мероприятий |
Срок проведения |
Диагностика |
||
1. |
Анкета для родителей |
Октябрь |
Психопрофилактическое направление |
||
2. |
Консультация «Когда ваш ребенок сводит вас с ума» |
Ноябрь |
Развивающее направление |
||
3. |
Семинар-практикум «Любить ребенка. Как?» |
Декабрь |
Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей среднего дошкольного возраста
№ п\п |
Содержание мероприятий |
Срок проведения |
|
Диагностика |
|||
1. |
Опросник родительского отношения А.Я.Варги, В.В.Столина |
Декабрь |
|
Психопрофилактическое направление |
|||
2. |
Консультация «Эмоциональное благополучие семьи» |
Декабрь |
|
Развивающее направление |
|||
3. |
Тренинг эффективного взаимодействия с детьми «Папа, мама, давайте играть!» Занятие 1. «Знакомство» . Цель: настроить группу на рабочий лад, сформировать оптимистическое настроение у всех участников группы. Занятие 2. «Умеете ли вы общаться с вашим ребенком?» Цель: дать возможность родителям поделиться друг с другом опытом воспитания ребенка. Занятие 3. «Мама». Цель: помочь родителям определить степень своего участия в воспитании ребенка и осознать ответственность за него. Занятие 4. «Отец – воспитатель». Цель: помочь родителям определить степень своего участия в воспитании ребенка и осознать ответственность за него. Занятие 5. «Моя большая, дружная семья». Цель: развивать взаимоотношения детей и их родителей посредством включения в совместную творческую деятельность. |
Январь-март |
Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей старшего дошкольного возраста
№ п\п |
Содержание мероприятий |
Срок проведения |
Диагностика |
||
1. |
Опросник «Взаимодействие родитель – ребенок» (ВРР) |
Февраль |
Психопрофилактическое направление |
||
2. |
Консультация «Психическое развитие 5 – 6 лет» |
Январь |
Развивающее направление |
||
3. |
Тренинг взаимодействия родителей с детьми старшего дошкольного возраста. Занятие 1. «Знакомство». Цель: познакомить участников друг с другом и с групповой формой работы; прояснить ожидания и опасения родителей, общую ориентацию в проблемах родителей. Занятие 2. «Мир детский и мир взрослый». Цель: осознать разницу между «миром» ребенка и взрослого, что выражается в особенностях восприятия, эмоциональных переживаниях, мотивации поведения и т.д.; приобрести навыки анализа причин поведения ребенка, исходя из позиции ребенка. Занятие 3. «Язык принятия» и язык непринятия». Цель: познакомить с понятием «принятие» ребенка, особенностями принимающего и непринимающего поведения родителя; дать определения «языка принятия» и «языка непринятия». Занятие 4. «Проблемы детей и проблемы родителей. Активное слушание как способ решения проблем детей». Цель: прояснить различия проблем родителей и проблем детей; познакомиться с целями и приемами активного слушания, развить навыки активного слушания. Занятие 5. «Активное слушание» (продолжение). Цель: продолжить знакомство с приемами активного слушания и отработать навыки в упражнениях. Занятие 6. «Совместное с детьми занятие». Цель: знакомить с детьми; описать родителей «глазами» детей; определить «узкие» зоны взаимодействия родителей с детьми; создать ситуации взаимодействия и сотрудничества. Занятие 7. «Конфликты». Цель: определить способы разрешения конфликтных ситуаций, познакомить с шестью шагами беспроигрышного метода разрешения конфликта. Занятия 8. «Правила поведения». Цель: познакомить с принципами введения правил и ограничений в жизнь детей. Занятие 9. «Поощрения и наказания». Цель: познакомить с принципами использования поощрений и наказаний. Занятие 10. «Заключительное занятие». Цель: обсудить семейные заповеди; получить обратную связь от участников тренинга; завершить работу в группе. |
Февраль - март |
Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей подготовительной к школе группы
№ п\п |
Содержание мероприятий |
Срок проведения |
Диагностика |
||
1. |
Анкета «Мое мнение о школьной жизни ребенка». Экспресс-опрос «В чем причина трудностей первоклассника?» Опрос «Каков социальный опыт моего ребенка?» Рисование «Как я представляю своего ребенка в школе?» Опрос об эмоциональной стороне отношений с ребенком. |
Декабрь
Март Апрель Май |
Психопрофилактическое направление |
||
2. |
Консультация «Кризис 7 лет» |
Март |
Развивающее направление |
||
3. |
Программа занятий образовательно-игрового цикла с родителями детей будущих первоклассников. Занятие 1. «Ребенок на пороге школьной жизни: готовы ли мы отдать своего ребенка в школу?» Цель: изучить мнение родителей о готовности ребенка к школьному обучению; анализировать умения принимать переживания ребенка; познакомить родителей с характеристиками психологической готовности ребенка в школе. Занятие 2. «Помогаем ребенку осваивать новую социальную роль школьника». Цель: обсудить точки зрения родителей, воспитателей и педагога-психолога о роли семьи в период ожидания школы, о вкладе семьи в личностно-мотивационную подготовленность ребенка к школьной жизни. Занятие 3. «Как не пренебрегать чувствами и потребностями ребенка?» Цель: подвести родителей к тому, что эмоциональный опыт ребенка связан с тем, что взрослый помогает ему лучше понимать самого себя и свои переживания. Занятие 4. «Как родитель краснеет за своего ребенка». Цель: научить родителей показывать ребенку, что он интересен и важен сам по себе, вне зависимости от его неудач и просчетов; осуществить эмоциональный отдых, получить положительные эмоции; осознать свои проблемы и способы их решения. Занятие 5. «Игры со словами». Цель: вовлечь родителей в игровой диалог с детьми; создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки детей и родителей. Занятие 6. «Игры со сказками». Цель: вовлечь родителей в игровой диалог с детьми; создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки детей и родителей. Занятие 7. «Играем в выдающихся математиков». Цель: познакомить родителей с игровыми способами развития навыков счета, логического мышления, воображения; вовлечь родителей в игровой диалог с детьми; трансформировать негативные переживания в положительные, настроить организм на благоприятное восприятие предстоящего события. Занятие 8. «Игры на развитие познавательной активности ребенка». Цель: научить родителей и взрослых взаимодействию друг с другом в роли игровых партнеров; развивать интеллектуальные умения и инициативы ребенка. Занятие 9. «Давайте прощаться!» Цель: создать комфортную атмосферу для участников; развивать пространственную ориентацию; повышать самооценку участников; получить обратную связь и создать возможность поделиться своими ощущениями.
Деловая игра «Как воспитать предприимчивого ребенка». |
Апрель – май
|