Рабочая программа педагога-психолога ДОУ. Содержательный раздел. Подготовительная группа.
2.4. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА
2.4.1. Психологическая диагностика
Образовательная область |
Диагностируемые параметры |
Цель методики |
Источник |
Социально – коммуникативное развитие
|
Осознание моральных норм |
Сюжетные картинки |
Диагностика эмоционально – личностного развития дошкольников 3 – 7 лет. Составитель Н.Д. Денисова. Волгоград, 2010. |
Игровые навыки |
Диагностика уровня сформированности игровых навыков |
Р. Калинина. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. СПб, 2011. |
|
Психическое напряжение |
«Признаки психического напряжения и невротических тенденций у детей» (опросник для родителей). |
С.В.Велиева. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. СПб, 2007. |
|
Эмоциональное состояние |
«Эмоциональное состояние ребенка» |
Т.А.Данилина, В.Я.Зедгенидзе, Н.М.Степина. В мире детских эмоций. М., 2006 |
|
Навыки общения |
Изучение взаимоотношений между детьми |
Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. Практикум по детской психологии. М., 1995 |
|
Познавательное развитие |
Временные представления |
Времена года |
Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. Под.ред. Е.А.Стребелевой. М., 2005. |
Внимание |
«Переплетенные линии» |
А.А.Осипова. Диагностика и коррекция внимания. М., 2001. |
|
Слуховая память |
10 слов |
Т.Д.Марцинковская. Диагностика психического развития детей. М.,1997. |
|
Зрительная память |
Узнавание фигур |
Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. Под.ред. Е.А.Стребелевой. М., 2005. |
|
Восприятие формы |
Восприятие формы |
С.Д. Забрамная. От диагностики к развитию. М., 1998. |
|
Мышление |
Тест Равена Нахождение недостающих деталей Тест Когана Невербальная классификация |
Т.Д.Марцинковская. Диагностика психического развития детей. М.,1997. |
|
Пространственные представления |
Различение правой и левой стороны |
С.Д. Забрамная. От диагностики к развитию. М., 1998.
|
|
Готовность к началу школьного обучения |
Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения |
Н.Я Семаго, М.М. Семаго. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2000. |
|
Представление о здоровом образе жизни |
Тест «Хочу вырасти счастливым» |
Т.Н.Андреева, А.Б.Вельев. Учебно-методическое пособие к программе по выработке навыков ЗОЖ и по профилактике употребления психоактивных веществ. Чебоксары,2005. |
|
Речевое развитие |
Активный словарный запас и используемые грамматические конструкции |
«Расскажи» |
Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. Под.ред. Е.А.Стребелевой. М., 2005.
|
Художественно – эстетическое развитие |
Структура изобразительной деятельности и творческие проявления в рисунке |
Изучение изобразительной деятельности |
Г.А.Урунтаева, Ю.А.Афонькина. Практикум по дошкольной психологии. М., 2000. |
Физическое развитие |
Зрительно-моторная координация |
Тест Бендер |
Т.Д.Марцинковская. Диагностика психического развития детей. М., 1997. |
2.4.2. Развивающая работа и психологическая коррекция
Образовательная область |
Задачи |
Социально – коммуникативное развитие |
Стабилизировать эмоциональный фон. Развивать способность к осознанию своих эмоциональных состояний, настроения, самочувствия. Повышать чувство защищенности, формировать приемы преодоления психоэмоционального напряжения. Развивать чувство собственного достоинства. Создавать условия для осознания собственных переживаний, снижения отчужденности. Стимулировать взаимопонимание, содействовать освоению позитивных средств самовыражения. Развивать потребность в проявлении ответственности, настойчивость, стремление быть аккуратным, старательным; способность самостоятельно разрешать проблемы в деятельности, обращаясь за помощью в ситуациях реальных затруднений; адекватно реагировать на эмоциональные состояния других людей, сопереживать. Формировать четкие, обобщенные, информативные представления об эмоциях и чувствах; умения анализировать и оценивать свои поступки и поступки других людей, результаты своей деятельности; замечать и исправлять ошибки для повышения качества результата; замечать и называть эмоциональные состояния людей, нюансы их переживания и выражения, отражая в развернутой речи; понимать и объяснять причины их возникновения и приемы преодоления отрицательных переживаний, опираясь на свой опыт, опыт литературных персонажей, мнение и рассказы взрослого; самостоятельно различать эмоциональные особенности и состояния людей по фотографии, описанию в тексте, наблюдению; понимать важность эмпатии, применять приемы поддержания родственных связей, точно следовать образцу, обследовать его перед началом деятельности, задавать взрослому уточняющие вопросы, добиваться соответствия результата образцу, ориентироваться на способ действия в соответствии с требованиями взрослого («как надо делать»), оценивать результат на основе соответствия с образцом, замечать и исправлять ошибки; проявлять самоконтроль повсеместно как в практической, так и в умственной деятельности; объяснять необходимость самоконтроля, использовать разнообразные приемы самоконтроля в зависимости от задач или содержания, условий деятельности; мотивировать свою самооценку, ориентируясь на представления о себе. Развивать адекватную дифференцированную устойчивую самооценку, адекватный уровень притязаний. |
Познавательное развитие |
Поощрять проявления разнообразных познавательных интересов, стремление при восприятии нового понять суть происходящего, установить причинно-следственные связи. Стимулировать вопросы причинно-следственного характера. Формировать умения планировать разные виды познавательной деятельности; развернуто отражать в речи впечатления, познавательные чувства, сделанные выводы; соотносить вопросы и ответы с системой имеющихся знаний, представлений и суждений. Развивать стремление ставить познавательные задачи, экспериментировать, в том числе самостоятельно, для получения нового знания, решения проблемы; способность к мысленному экспериментированию, рассуждениям, выдвижению и проверке гипотез; способность применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и самим ребенком, творчески их преобразовывать; замечать и пытаться разрешить несоответствия, противоречия в окружающей действительности; самостоятельно использовать систему обследовательских действий для выявления свойств и качеств предметов в процессе решения задач. Развивать способность понимать эмоциональные состояния, мотивы и последствия поступков героев произведений; развернуто выражать в речи сопереживание героям произведений; давать эмоциональную оценку персонажам и мотивировать ее, исходя из логики их поступков; различать эмоциональную (красивый/некрасивый) и моральную (добрый/злой, хороший/плохой) оценку персонажей; предлагать варианты содействия персонажам; выражать интерес к душевным переживаниям героев, демонстрировать сопричастность к этому состоянию, находить аналогии в реальной жизни. Улавливать эмоциональный подтекст произведения, проникать в авторский замысел, осознавать свое собственное отношение к героям; обращать внимание на язык произведения, авторские приемы создания образов; уместно употреблять в своей речи эпитеты, сравнения, образные выражения из произведений художественной литературы. |
Речевое развитие |
Развивать навыки диалогического общения. Учить отражать в речи суть происходящего, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать разнообразные вопросы причинно-следственного характера, осуществлять развернутое речевое планирование в разных видах деятельности, развернуто отражать в речи впечатления, эмоции, моральные и эстетические оценки; формировать в речи познавательные задачи. |
Художественно – эстетическое развитие |
Формировать умения использовать критерии эмоционально-эстетической оценки произведений, подробно анализировать произведения, высказывать свои эмоционально-эстетические суждения и аргументировать их; адекватно, ярко, глубоко реагировать на произведения; рассказывать о своих эмоциональных переживаниях; понимать средства выразительности, используемые авторами произведений для передачи эмоций; создавать оригинальные замыслы, выразительно отражать художественные образы в разных видах деятельности; развернуто формулировать замысел до начала деятельности, совершенствовать его в процессе изображения, отбирать средства в соответствии с замыслом, воплощать его в соответствии с содержанием запланированного, творчески преобразовывать знакомые способы художественно-творческой деятельности. Стимулировать потребность в творческом самовыражении. Развивать устойчивый интерес к разным видам музыкальной деятельности. Формировать умения определять жанр музыкального произведения; понимать и объяснять смену настроения в музыкальном произведении, динамику музыкального образа и средства его воплощения; выполнять движения, в том числе со сложным ритмическим рисунком, качественно, самостоятельно, технично, ритмично, выразительно; осуществлять самоконтроль, создавать выразительные оригинальные музыкальные образы, передавать настроение, нюансировать музыкальные произведения, импровизировать с использованием специфического «языка музыки»; согласовывать свои действия с действиями других детей в коллективных формах музыкальной деятельности. Поощрять стремление совершенствовать свое исполнительство; получать знания в отношении жанров, средств выразительности, композиторов и исполнителей; задавать соответствующие вопросы взрослому. |
Физическое развитие |
Формировать точные, четкие и координированные мелкие моторные движения, как знакомые, так и новые, по показу и инструкции; умения последовательно выполнять сложные движения по образцу, словесной инструкции, плану, создавать творческое сочетание. Развивать двигательное воображение. Создавать и закреплять целостное психосоматическое состояние. Создавать условия для удовлетворения сенсомоторной потребности. |
2.4.3. Календарно-тематическое планирование
по программе «Хочу вырасти счастливым» по выработке навыков здорового образа жизни и по профилактике употребления психоактивных веществ (для работы с детьми 6 – 7 лет)
Тема |
Цель |
Содержание непосредственно образовательной деятельности |
Время проведения |
Ценить и уважать себя и других |
Создать атмосферу доверия в группе.
Задачи: Вести основные правила поведения в группе. Познакомить детей с основными героями программы «Хочу вырасти счастливым». Прийти к общему решению, что каждый человек в группе нужен и незаменим для остальных. |
|
1 неделя декабря |
Положительный образ «Я» |
Заронить в души детей зерно уникальности каждой личности.
Задачи: Закрепить необходимость выполнения правил поведения в группе. На примере сказочных героев объяснить разные потребности людей, их сходства и различия. Дать понятие уникальности личности. |
|
2 неделя декабря |
Наш друг - природа |
Способствовать формированию у детей отношения к природе как к ценности.
Задачи: Объяснить, что значит ответственное и бережное поведение в отношении природы. Научить дружить с природой. Продолжить работу по закреплению навыков поведения в группе. |
|
3 неделя декабря |
На чем строится здоровье |
Способствовать формированию понимания ребёнком, что здоровье зависит от него самого.
Задачи: Сформировать основные правила поведения в природе. Познакомить с основными органами человека. Показать важность трёх основных составляющих фундамента здоровья. |
|
4 неделя декабря |
Три кита здоровья |
Формировать у детей ассоциации «здоровье - счастье».
Задачи: Закрепить в понимании детей факторы, влияющие на здоровье. Развивать дружеские отношения в группе. |
|
1 неделя января |
Что я знаю об опасных веществах |
Продолжать формирование у детей ассоциации «здоровье-счастье».
Задачи: Подвести детей к выводу, что опасные вещества нельзя трогать детям. Дать понятие того, что здоровый человек - это человек здоровый не только физически, но и морально. |
|
2 неделя января |
Польза и вред лекарств |
Объяснить детям, что можно принимать лекарство только от тех взрослых, которым они доверяют.
Задачи: Закрепить занятие о вреде ядовитых веществ. Научить детей правильно вызывать скорую помощь. Подвести детей к осознанию того, что лекарства - это не сладости или игрушки, а вещества, которыми лечат и которые могут нанести вред здоровью, если их неправильно принимать. |
|
3 неделя января |
Я принимаю решение |
Учить детей, принимая решение, думать о своём здоровье.
Задачи: Закрепить знания о пользе и вреде лекарственных средств. Начать работу по разграничению полезных и вредных для здоровья привычек. |
|
1 неделя февраля |
Привычки |
Учить детей анализу своих привычек.
Задачи: Привести примеры полезных и вредных привычек. Подвести детей к выводу, что от плохих привычек необходимо отказываться. Закрепить знания о съедобных и несъедобных грибах. |
|
2 неделя февраля |
Как жить интересно и избавиться от скуки |
Учить детей заниматься полезной и интересной деятельностью.
Задачи: Развивать эффективное общение детей в группе. Закрепить знания о составных частях здорового образа жизни. Учить детей придумывать новые способы интересных полезных дел, чтобы избежать скуки и вредных привычек. |
|
3 неделя февраля |
Обещаем вырасти счастливыми |
Укрепить в детях радость познания здорового образа жизни и желание поделиться этим с другими.
Задачи: Закрепить знания, умения, навыки, полученные на занятиях. |
|
4 неделя февраля |
2.4.4. Календарно-тематическое планирование
коррекционно-развивающей работы в подготовительной к школе группе «Приключение будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6 – 7 лет
Тема |
Цель |
Содержание непосредственно образовательной деятельности |
Время проведения |
Занятие № 1 |
|
|
1 неделя ноября
|
Занятие №2 |
4. Развитие зрительно-моторной координации, пространственного восприятия и тонкой моторики. |
|
2 неделя ноября |
Занятие №3 |
|
|
3 неделя ноября |
Занятие №4 |
3. Развитие зрительно-моторной координации. |
|
4 неделя ноября |
Занятие №5 |
5. Диагностика самооценки. |
|
1 неделя декабря |
Занятие № |
|
|
2 неделя декабря |
Занятие № 7 |
|
|
3 неделя декабря |
Занятие № 8 |
|
|
4 неделя декабря |
Занятие № 9 |
|
|
1 неделя января |
Занятие № 10 |
|
|
2 неделя января |
Занятие № 11 |
|
|
3 неделя января |
Занятие № 12 |
|
|
1 неделя февраля |
Занятие № 13 |
|
|
2 неделя февраля |
Занятие № 14 |
|
|
3 неделя февраля |
Занятие №15 |
|
|
4 неделя февраля |
Занятие № 16 |
|
|
1 неделя марта |
2.5. Перспективный план психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса
Психолого-педагогическая диагностика
Содержание мероприятий |
Срок выполнения |
Примечание |
С воспитанниками: 1.Диагностика познавательной сферы детей старших и подготовительных к школе групп. 2. Углубленное психодиагностическое обследование детей, включенных в группу риска. 3. Оценка нервно-психического развития детей раннего возраста. 4.Психодиагностическое обследование детей, обратившихся за психологической помощью. 5.Психодиагностическое обследование детей, направленных на ПМПК. 6. Психодиагностическое обследование всех детей подготовительных групп на готовность к школе. 7. Проведение социометрии с детьми средних, старших и подготовительных групп. 8.Диагностическое обследование детей подготовительных групп по программе «Хочу вырасти счастливым». С родителями воспитанников: 1.Психодиагностические обследования родителей, обратившихся за оказанием психологической помощи. С педагогами: 1. Исследование психологического климата в коллективе.
|
Сентябрь-ноябрь Октябрь- апрель Октябрь Май По мере поступления запроса
Март-апрель
Апрель-май
Январь
Сентябрь Май
По мере поступления запроса
Декабрь |
Выявление уровня развития познавательных процессов. Промежуточный анализ результатов проведения коррекционно-развивающей работы в группе риска. Выявление уровня нервно-психического развития детей младших групп. Выявление проблемы, послужившей причиной обращения за психологической помощью.
Выявление уровня развития познавательных процессов. Получение и анализ данных об уровне готовности к обучению в школе детей в подготовительных группах. Изучение уровня межличностных и межгрупповых отношений. Выявление актуального уровня представлений воспитанников о правилах здорового образа жизни.
Выявление проблемы, послужившей причиной обращения за психологической помощью.
Получение и анализ данных об особенностях психологического климата в педагогическом коллективе ДОУ.
|