Рабочая программа педагога-психолога ДОУ. Содержательный раздел. Старшая группа.
2.3. СТАРШАЯ ГРУППА
2.3.1. Психологическая диагностика
Образовательная область |
Диагностируемые параметры |
Название методики |
Источник |
Социально – коммуникативное развитие
|
Осознание моральных норм |
Сюжетные картинки |
Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3 – 7 лет. Составитель Н.Д. Денисова. Волгоград, 2010. |
Игровые навыки |
Диагностика уровня сформированности игровых навыков |
Р.Калинина. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. СПб, 2011. |
|
Психическое напряжение |
«Признаки психического напряжения и невротических тенденций у детей» (опросник для родителей) |
С.В.Велиева. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. СПб, 2007. |
|
Эмоциональное состояние |
«Эмоциональное состояние ребенка» |
Т.А.Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М.Степина. В мире детских эмоций. М., 2006. |
|
Навыки общения |
Изучение взаимоотношений между детьми |
Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. Практикум по детской психологии. М., 1995. |
|
Познавательное развитие |
Временные представления |
Времена года |
Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. Под.ред. Е.А.Стребелевой. М.2005. |
Внимание |
Найди отличия |
Л.Ф. Тихомирова. Познавательные способности. Дети 5-7 лет. Ярославль, 2001. |
|
Слуховая память |
10 слов |
Т.Д.Марцинковская. Диагностика психического развития детей. М.,1997. |
|
Зрительная память |
«10 предметов» |
Т.Д.Марцинковская. Диагностика психического развития детей. М.,1997. |
|
Восприятие формы |
Восприятие формы |
С.Д. Забрамная. От диагностики к развитию. М., 1998. |
|
Мышление |
Тест Равена Исключение четвертого лишнего Тест Когана |
Т.Д.Марцинковская. Диагностика психического развития детей. М.,1997. |
|
Пространственные представления |
Различение правой и левой стороны |
С.Д. Забрамная. От диагностики к развитию. М., 1998.
|
|
Речевое развитие |
Активный словарный запас и используемые грамматические конструкции |
«Расскажи» |
Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. Под.ред. Е.А.Стребелевой. М., 2005.
|
Художественно – эстетическое развитие |
Структура изобразительной деятельности и творческие проявления в рисунке |
Изучение изобразительной деятельности |
Г.А.Урунтаева, Ю.А.Афонькина. Практикум по дошкольной психологии. М., 2000. |
Физическое развитие |
Психомоторное развитие |
Определение особенностей развития зрительно-моторной регуляции действий, моторной координации, ловкости |
Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы». Автор-составитель Ю.А. Афонькина. Волгоград, 2011. |
2.3.2. Развивающая работа и психологическая коррекция
Образовательная область |
Задачи |
Социально – коммуникативное развитие |
Стабилизировать эмоциональный фон. Развивать способность к осознанию своих эмоциональных состояний, настроения, самочувствия. Повышать чувство защищенности, формировать приемы преодоления психоэмоционального напряжения. Создавать условия для осознания ребенком собственных переживаний, снижения отчужденности. Содействовать проявлению взаимопонимания, освоению позитивных средств самовыражения. Вызывать инициирование поддержки, помощи, сопереживания и стремления содействовать, понять причины эмоциональных состояний, радовать других, быть полезным. Развивать понимание важности нравственного поведения, осознание последствий нарушения/соблюдения норм и правил. Стимулировать самостоятельное преодоление трудностей в деятельности, стремление выполнять нормы и правила, относить содержащиеся в них требования к себе, организовывать в соответствии с ними свое поведение; стимулировать желание исправиться при нарушении норм и правил поведения. Формировать умения устанавливать продуктивные контакты со взрослыми и сверстниками, как со знакомыми, так и с незнакомыми, выражая содержание общения разнообразными способами; вступать в диалогическое общение, понимать разнообразные инициативные обращения и адекватно на них реагировать, передавать содержание диалога в инициативных репликах; вступать в речевое общение разными способами: сообщать о своих впечатлениях, переживаниях, задавать вопросы, побуждать партнера к совместной деятельности; дифференцированно, выразительно использовать вербальные и невербальные средства в разных ситуациях, говорить спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательно; проявлять доброжелательность, бесконфликтность; самостоятельно разрешать конфликтные ситуации, используя конструктивные способы и прибегая к помощи взрослых только в исключительных случаях; договариваться, изменять стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации, проявлять уважение и внимание к собеседнику, обосновывать свое согласие и несогласие с действиями партнера, соблюдать нормы речевого этикета, использовать индивидуализированные формулы речевого этикета за счет приращения к ним мотивировок. Развивать внеситуативно-познавательную форму общения со взрослыми и формировать внеситуативно-деловую форму общения со сверстниками. |
Познавательное развитие |
Развивать разнообразные познавательные интересы; стремление понять суть происходящего, установить причинно-следственные связи; способность замечать несоответствия, противоречия в окружающей действительности, самостоятельно их разрешать, использовать и изготавливать карты-модели, классифицировать объекты по нескольким критериям: функциям, свойствам, качествам, происхождению; объяснять некоторые зависимости, например, свойств материала, из которого изготовлен предмет, и функции предмета, назначение бытовых предметов, облегчающих труд человека, обеспечивающих передвижение, создающих комфорт; выделять существенные признаки, лежащие в основе родовых обобщений. Развивать адекватное эмоциональное реагирование на события, описанные в тексте; способность давать эмоциональную оценку персонажам и мотивировать ее, исходя из логики их поступков; самостоятельно предлагать варианты содействия персонажам; различать эмоциональную (красивый/некрасивый) и моральную (добрый/злой, хороший/плохой) оценку персонажей; с помощью взрослого проникать в сферу переживаний и мыслей героев, объяснять мотивы поступков персонажей; использовать в речи сравнения, эпитеты, элементы описания из текстов в повседневной жизни, игре; соотносить содержание прочитанного взрослым произведения с иллюстрациями, своим жизненным опытом. Стимулировать переживания, разнообразные по содержанию в процессе слушания произведений художественной литературы. |
Речевое развитие |
Развивать навыки диалогического общения. Учить объяснять некоторые зависимости, задавать вопросы причинно-следственного характера, формулировать выводы, отражать в речи эмоциональные состояния, моральные и этические оценки. Формировать умение точно выражать свои мысли. |
Художественно – эстетическое развитие |
Стимулировать яркие, глубокие переживания при восприятии художественных произведений. Формировать умения выразительно отражать образы художественных произведений, творчески используя речевые и неречевые средства, в том числе эпитеты, сравнения, метафоры, движения, позы, мимику, интонацию; рассказывать о своих эмоциональных переживаниях. Замечать и понимать эмоциональные проявления в разных жанрах произведений; понимать средства выразительности, используемые авторами произведений для передачи эмоций. Развивать творческое отношение к действительности; способность создавать и воплощать замысел, развернуто формулировать его до начала деятельности, совершенствовать в процессе изображения, отбирать средства в соответствии с замыслом. Развивать устойчивый интерес к разным видам музыкальной деятельности; творческое отношение к исполнительству; умения создавать выразительные оригинальные образы, передавать настроение, импровизировать в разных видах музыкальной деятельности. Формировать умения понимать и развернуто объяснять смену настроения в музыкальном произведении, динамику музыкального образа и средства его воплощения; выполнять движения качественно, самостоятельно, технично, ритмично, выразительно; осуществлять самоконтроль. |
Физическое развитие |
Формировать умения точно выполнять разнообразные прицельные движения, действовать сопряжено и поочередно правой и левой рукой. Создавать и закреплять целостное психосоматическое состояние. Создавать условия для удовлетворения сенсомоторной потребности. |
2.3.3. Календарно-тематическое планирование
по программе психолого-педагогического сопровождения «Радуга толерантности»
Тема |
Цель |
Содержание непосредственно образовательной деятельности |
Время проведения |
«Тайна моего имени. Красный цвет» |
Воспитание уважения к своему имени, к себе, другим |
1. Беседа 2. «Мое имя» 3. «Клубочек» 4. «Расскажи мне обо мне» 5. Рисование своего имени |
1 неделя ноября |
«Оранжевый цвет» |
Воспитание потребности в дружеских отношениях |
1. Беседа 2. «Мы разные» 3. «Разные глаза» 4.»Ласковое имя» 5. «Ларать-ларать» 6. «Паровозик» |
2 неделя ноября |
«Я и моя семья. Желтый цвет» |
Формирование положительного отношения к членам семьи, воспитание заботливого отношения к ним, чувства доверия, сплоченности и защищенности |
1. Беседа 2. «Домашний фотоальбом» 3. «Курица и цыплята» 4. «Колыбельная» 5. «Семейный портрет» (рисование) 6. Рассказ «Надо и хочется» |
3 неделя ноября |
«Общение с природой. Зеленый цвет» |
Обучение любви к природе, пониманию, что все в мире взаимосвязано. Формирование представления об особенностях общения человека с природой. Обучение саморегуляции через релаксацию |
1. Беседа 2. «Мы похожи на деревце» 3. «Рождение дерева» 4. «Почему грустит котенок» 5. «Собака и поводырь» 6. «Чудесный сон котенка» 7. Рисование |
4 неделя ноября |
«Учимся общению. Голубой цвет» |
Развитие культуры общения, умения строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми |
1. Беседа. 2. «Цветной воздух» 3. «Жмурки» 4. Сюжетно - ролевые игры 5. «Хорошо - плохо» |
1 неделя декабря |
«Играем вместе. Синий цвет» |
Развитие умения участвовать в совместной деятельности, закрепление доброжелательных отношений между девочками и мальчиками |
1. Беседа 2. «Кто что носит» 3. «Надень и попляши» 4. «Спящая красавица» 5. Стихи С.Я Маршака 6. Слушание песни |
2 неделя декабря |
«Наша Чувашия. Фиолетовый цвет» |
Воспитание интереса и уважения к людям, их деятельности, культуре, быту. Формирование представления о жизни людей на Земле, о своей Республике. Воспитание чувства гражданственности, патриотизма, толерантного отношения к жителям Земли |
1. Введение 2. Беседа 3. Рассказ о чувашском искусстве, о вышивках и блюдах чувашского народа 4. Слушание гимна Чувашии
|
3 неделя декабря |
«Праздник толерантности» |
Повторение и обобщение знаний, полученных на занятиях. Обучение применению знаний в повседневной жизни. Ознакомление родителей с изучаемой темой |
1. Введение 2. Цвета 3. Игра "Передача сурбана" 4. Прощание |
4 неделя декабря |
2.3.4. Календарно – тематическое планирование
коррекционно-развивающей работы в старшей группе
Тема |
Цель |
Содержание непосредственно образовательной деятельности |
Время проведения |
Занятие № 1 |
1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 2. Развитие целенаправленного внимания и наблюдательности. 3. Развитие слуховой и зрительной памяти. 4. Совершенствование навыков счета. 5. Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи). 6. Развитие общей и мелкой моторики. 7.Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. |
|
1 неделя ноября
|
Занятие №2 |
1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 2. Развитие внимания и наблюдательности. 3. Совершенствование элементарных математических представлений. 4. Развитие мышления и речи (расширение и активизация словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи). 5. Развитие общей и мелкой моторики. 6.Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. |
|
2 неделя ноября |
Занятие №3 |
1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 2. Развитие внимания и наблюдательности. 3. Развитие зрительной и слуховой памяти. 4. Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи). 5. Развитие общей и мелкой моторики. 6. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. |
|
3 неделя ноября |
Занятие №4 |
1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 2. Развитие внимания и памяти. 3. Развитие мышления и речи (расширение и активизация словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи). 4. Развитие общей и мелкой моторики. 5. Совершенствование мотивационной сферы, общения и коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. |
|
4 неделя ноября |
Занятие №5 |
1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 2. Развитие внимания и наблюдательности. 3. Развитие мышления и речи (расширение и активизация словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи). 4. Развитие общей и мелкой моторики. 5. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. |
|
1 неделя декабря |
Занятие № 6 |
1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 2. Развитие внимания и памяти. 3. Развитие мышления и речи (расширение и активизация словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи). 4. Развитие общей и мелкой моторики. 5. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. |
|
2 неделя декабря |
Занятие № 7 |
1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 2. Развитие внимания и памяти. 3. Развитие мышления и речи (активизация и расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи). 4. Развитие общей и мелкой моторики. 5.Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. |
|
3 неделя декабря |
Занятие № 8 |
1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 2. Развитие внимания и памяти. 3. Развитие мышления и речи (активизация и расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи). 4. Развитие общей и мелкой моторики. 5. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. |
|
4 неделя декабря |
Занятие № 9 |
1. Развитие внимания и восприятия. 2. Совершенствование навыков монологической и диалогической речи. 3. Развитие мимики и пантомимики. 4. Развитие фантазии и воображения. 5. Развитие способности к глубокому образному мышлению, установлению причинно-следственных связей. 6. Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков. 7. Формирование эмоционально-волевой сферы и этических представлений. |
|
1 неделя января |
Занятие № 10 |
1. Развитие внимания и восприятия. 2. Совершенствование навыков монологической и диалогической речи. 3. Развитие мимики и пантомимики. 4. Развитие фантазии и воображения. 5. Развитие способности к глубокому образному мышлению, установлению причинно-следственных связей. 6. Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков. 7. Формирование эмоционально-волевой сферы и этических представлений. |
|
2 неделя января |
Занятие № 11 |
1. Развитие внимания и восприятия. 2. Совершенствование навыков монологической и диалогической речи. 3. Развитие мимики и пантомимики. 4. Развитие фантазии и воображения. 5. Развитие способности к глубокому образному мышлению, установлению причинно-следственных связей. 6. Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков. 7. Формирование эмоционально-волевой сферы и этических представлений. |
|
3 неделя января |
Занятие № 12 |
1. Развитие внимания и восприятия. 2. Совершенствование навыков монологической и диалогической речи. 3. Развитие мимики и пантомимики. 4. Развитие фантазии и воображения. 5. Развитие способности к глубокому образному мышлению, установлению причинно-следственных связей. 6. Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков. 7. Формирование эмоционально-волевой сферы и этических представлений. |
|
1 неделя февраля |
Занятие № 13 |
1. Развитие внимания и восприятия. 2. Совершенствование навыков монологической и диалогической речи. 3. Развитие мимики и пантомимики. 4. Развитие фантазии и воображения. 5. Развитие способности к глубокому образному мышлению, установлению причинно-следственных связей. 6. Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков. 7. Формирование эмоционально-волевой сферы и этических представлений. |
|
2 неделя февраля |
Занятия №14 и №15 |
1. Развитие внимания и восприятия. 2. Совершенствование навыков монологической и диалогической речи. 3. Развитие мимики и пантомимики. 4. Развитие фантазии и воображения. 5. Развитие способности к глубокому образному мышлению, установлению причинно-следственных связей. 6. Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков. 7. Формирование эмоционально-волевой сферы и этических представлений. |
|
3 неделя февраля |
Занятие № 16 |
1. Развитие внимания и восприятия. 2. Совершенствование навыков монологической и диалогической речи. 3. Развитие мимики и пантомимики. 4. Развитие фантазии и воображения. 5. Развитие способности к глубокому образному мышлению, установлению причинно-следственных связей. 6. Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков. 7. Формирование эмоционально-волевой сферы и этических представлений. |
|
4 неделя февраля |