Рабочая программа педагога-психолога ДОУ. Содержательный раздел. Средняя группа
2.2. СРЕДНЯЯ ГРУППА
2.2.1. Психологическая диагностика
Образовательная область |
Диагностируемые параметры |
Название методики |
Источник |
Социально – коммуникативное развитие
|
Осознание моральных норм |
Сюжетные картинки |
Диагностика эмоционально – личностного развития дошкольников 3 – 7 лет. Составитель Н.Д. Денисова. Волгоград, 2010. |
Игровые навыки |
Диагностика уровня сформированности игровых навыков |
Р.Калинина. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. СПб, 2011. |
|
Психиче ское напряжение |
«Признаки психического напряжения и невротических тенденций у детей» (опросник для родителей) |
С.В.Велиева. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. СПб, 2007. |
|
Эмоциональное состояние |
«Эмоциональное состояние ребенка» |
Т.А.Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М.Степина. В мире детских эмоций. М., 2006. |
|
Навыки общения. |
Изучение взаимоотношений между детьми. |
Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. Практикум по детской психологии. М., 1995. |
|
Познавательное развитие |
Целостность образов предметов и их адекватность |
Разрезные картинки |
Т.Д.Марцинковская. Диагностика психического развития детей. М., 1997. |
Способы ориентировки в форме предметов |
«Восприятие формы» |
С.Д. Забрамная. От диагностики к развитию. М., 1998. |
|
Внимание |
«Лабиринты» |
||
Зрительная память |
«10 предметов» |
Т.Д.Марцинковская. Диагностика психического развития детей. М., 1997. |
|
Восприятие цвета |
«Работа с разноцветной мозаикой» |
С.Д. Забрамная. От диагностики к развитию. М., 1998. |
|
Восприятие формы |
Восприятие формы |
||
Мышление |
Тест Равена Нахождение недостающих деталей |
Т.Д.Марцинковская. Диагностика психического развития детей. М., 1997.
|
|
Речевое развитие |
Активный словарный запас и используемые грамматические конструкции |
«Расскажи» |
Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. Под.ред. Е.А.Стребелевой. М., 2005.
|
Художественно – эстетическое развитие |
Структура изобразительной деятельности и творческие проявления в рисунке |
Изучение изобразительной деятельности |
Г.А.Урунтаева., Ю.А.Афонькина. Практикум по дошкольной психологии. М., 2000. |
Физическое развитие |
Общие параметры психомоторного развития |
Построение заборчика |
С.Д. Забрамная. От диагностики к развитию. М., 1998. |
2.2.2. Развивающая работа и психологическая коррекция
Образовательная область |
Задачи |
Социально – коммуникативное развитие |
Стимулировать положительное самоощущение. Насыщать жизнь ребенка положительными переживаниями. Стабилизировать эмоциональный фон. Развивать у ребенка осознание своих потребностей и способов их удовлетворения, уверенность в своих силах. Повышать чувство защищенности. Вызывать стремление содействовать взрослому и сверстнику в преодолении трудностей, проявлять сострадание, желание содействовать, успокоить, порадовать, помочь, проявлять положительное отношение к требованиям взрослого, готовность выполнять их. Развивать способность замечать разнообразные эмоциональные состояния других людей, а также нюансы переживаний; чувствительность к педагогической оценке; стремление улучшать свои достижения, гордиться ими, демонстрировать свои успехи взрослому, давать себе оценку «хороший», пытаясь ее мотивировать; развивать положительную самооценку. Побуждать к самостоятельному выполнению основных правил поведения и элементарных моральных норм в бытовых ситуациях, на занятиях, в свободной деятельности. Стимулировать проявления целенаправленности; потребность улучшать качество своей деятельности; проявление в играх положительных эмоций, доброжелательного отношения к сверстникам, добрых чувств к игрушкам, бережного отношения к игровому материалу; стимулировать стремление исправлять ошибки, проявлять социально одобряемое поведение в конкретной ситуации и избегать социально неодобряемых действий. Формировать поведение в соответствии с гендерными различиями; умения самостоятельно или с незначительной помощью взрослых преодолевать затруднения в деятельности, ставить предметно-практические, игровые, элементарные коммуникативные и познавательные цели и достигать их, определять средства и создавать условия для их достижения; достигать результата, проявляя действенную самостоятельность; развернуто отражать в речи цели, намерения, средства, условия и этапы их реализации, результат; называть выполняемые действия и их последовательность, предшествующие и последующие действия, отдельные эмоциональные состояния, как положительные, так и отрицательные; узнавать эмоции людей, с которыми общается; интерпретировать эмоции персонажей литературных и фольклорных произведений, а также людей, изображенных на картинах, эмоции, отраженные в музыкальных произведениях; называть некоторые средства эмоциональной выразительности, замечать нарушения правил и норм другими детьми, понимать положительные и отрицательные последствия своих поступков; на пути достижения цели противостоять отвлечениям, помехам. Развивать выразительность средств общения, диалогическое общение. Формировать внеситуативно-познавательную форму общения со взрослым, ситуативно-деловую форму общения со сверстниками. |
Познавательное развитие |
Поощрять стремление объяснять мир; исследовательскую активность; желание задавать вопросы познавательного характера, направленные на установление причинно-следственных связей в мире физических явлений, участвовать в экспериментировании, самостоятельно инициировать экспериментирование. Стимулировать радость познания; познавательный интерес не только к непосредственно воспринимаемым объектам, но и к тому, что ранее увидел, услышал, узнал; стремление наблюдать для приобретения новых знаний об окружающем; попытки разрешить противоречия, используя свой жизненный опыт, наблюдая и экспериментируя, привлекая взрослого к содействию. Развивать способность замечать противоречия в повседневной практике, в мире физических явлений, проявлять к ним интерес. Формировать устойчивый интерес к слушанию художественной литературы; умения проявлять эмоциональное отношение к героям, давать им эмоциональную оценку и мотивировать ее, опираясь на причинно-следственные связи описанных событий. Вызывать сочувствие и сопереживание положительным персонажам; поддерживать стремление содействовать им, радоваться победе добра над злом. |
Речевое развитие |
Развивать навыки диалогического общения. Учить отражать в речи жизненные ситуации, целостные сюжеты, изображенные на картинках, происходящие в повседневной жизни, описанные в тексте, причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями, противоречия в повседневной практике, в мире физических явлений, эмоциональное отношение к героям; давать эмоциональную оценку героям литературных произведений и мотивировать ее, опираясь на причинно-следственные связи описанных событий, выражать в речи сочувствие и сопереживание положительным героям. |
Художественно – эстетическое развитие |
Формировать устойчивый интерес к прекрасному; умение отражать в речи свои переживания, соотносить воспринятое со своим опытом, знаниями, переживаниями, представлениями, любоваться красивым, замечать средства художественной выразительности, давать эмоционально-эстетические оценки, мотивировать их, замечать прекрасное в повседневной жизни, в непосредственном окружении, общаться по поводу воспринятого, принимать задачу взрослого создавать что-то определенное, подчинять ей свои усилия, до начала деятельности достаточно развернуто формулировать замысел, развивать замысел в процессе деятельности, реализовывать замысел. Стимулировать чувство радости, удовольствия при восприятии прекрасного. Формировать устойчивый интерес ко всем видам музыкальной деятельности; умения внимательно и заинтересованно слушать музыкальное произведение, замечать его настроение, следить за динамикой музыкального образа, самостоятельно рассуждать, отвечая на вопросы о содержании и средствах выразительности музыкального произведения, образно передавать музыкальные образы в музыкально-ритмических движениях и пении, передавать музыкальный ритм. |
Физическое развитие |
Формировать умения совершать точные прицельные движения руками, дифференцировать движения правой и левой руки, дифференцировать ведущую руку; точно выполнять мелкомоторные движения, действуя с предметами, в том числе мелкими; согласовывать свои движения с движениями других детей, ориентироваться на заданный темп движений, менять темп движения по сигналу, передавать в движении заданный ритм. Развивать элементы контроля за своими движениями и движениями сверстников. Стимулировать стремление качественно выполнять действия. Создавать и закреплять целостное психосоматическое состояние. Создавать условия для удовлетворения сенсомоторной потребности. |
2.2.3. Календарно-тематическое планирование
по программе психолого-педагогического сопровождения «Цветик-семицветик»
Тема |
Цель |
Содержание непосредственно образовательной деятельности |
Время проведения |
«Знакомство» |
1. Знакомство детей друг с другом. 2.Создание благоприятной атмосферы на занятии. |
1. Приветствие 2. Подвижная игра «Паровозик дружбы» 3. Динамическая пауза «Дует, дует ветер» 4. Игра «Собери цветочек» 5. Игра «Давай знакомиться» 6. Игра «Кто к нам пришел» 7.Коллективная работа «Цветочная полянка» 8. Игра «Раздувайся, пузырь!» 9. Ритуал прощания |
2 неделя февраля |
«Давайте дружить» |
1.Продолжение знакомства детей друг с другом. 2. Сплочение группы. 3. Формирование положительного отношения к содержанию занятия. |
1. Приветствие 2. «Паровозик дружбы» 3. Игра «Незнайка» 4. Динамическая пауза «Покажи отгадку» 5.Пальчиковая гимнастика «Дружба» 6. Задание «Прятки» 7. Задание «Лабиринт» 8. Игра «Замри» 9. Игра «Раздувайся, пузырь» 10. Ритуал прощания |
3 неделя февраля |
«Волшебные слова» |
1. Продолжение знакомства детей друг с другом. 2. Развитие навыков культурного общения. 3. Создание условий для активного восприятия детьми эмоционально насыщенного материала. |
1. Приветствие 2. Беседа «Зачем нужно быть вежливым» 3. Игра «Театр» 4. Игра «Пожалуйста» 5.Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин» 6. Задание «Помоги белочке» 7. Задание «Найди лишнее» 8. Игра «Вежливо-невежливо» 9. Игра «Вежливый мячик» 10. Ритуал прощания |
4 неделя февраля |
«Правила поведения» |
1.Продолжение знакомства детей друг с другом. 2.Развитие коммуникативных навыков, необходимых для общения. 3.Развитие навыков культурного общения. 4.Развитие произвольности (умения слушать инструкцию взрослого, соблюдать правила игры). |
1. Приветствие 2. Игра «Размышляй-ка» 3.Игра «Давай поздороваемся» 4. Динамическая пауза «Танец в кругу» 5. Игра «Кто позвал?» 6.Подвижная игра «Пожалуйста» 7. Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин» 8. Задание «Что хорошо, что плохо» 9. Задание «Дорисуй» 10. Игра «Мячик правил» 11.Ритуал прощания |
1неделя марта |
«Радость и грусть» |
1.Создание благоприятной атмосферы на занятии. 2.Развитие коммуникативных умений и навыков, умения работать в группе. 3.Привлечение внимания детей к эмоциональному миру человека. 4.Обучение выражению радости, грусти и их распознаванию. |
1. Приветствие «Облако» 2. Задание «Я радуюсь, когда…» 3.Задание «Притворщик» 4. Динамическая пауза «Весёлые мартышки» 5. Игра «Как доставить радость» 6.Задание «Радость и грусть» 7.Задание «Притворщик» 8. Задание «Радостное и грустное облачко» 9.Игра «Найди» 10 . Пальчиковая гимнастика «Облака» 11. Музыкальное задание 12. Ритуал прощания |
2 неделя марта |
«Гнев» |
1.Развитие коммуникативных навыков и умений. 2. Знакомство с эмоцией «гнев». 3. Привлечение внимания к эмоциональному миру человека. |
1. Приветствие 2. Задание «Я сержусь, когда…» 3. Задание «Притворщик» 4. Психогимнастика «Король Боровик» 5. Задание «Раздели на группы» 6. Подвижная игра «Вулкан» 7. Задание «Больше не сержусь» 8. Задание «Сердитое облачко» 9. Задание «Злой волк» 10.Музыкальное задание 11. Ритуал прощания |
3 неделя марта |
«Удивление» |
1.Развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров. 2. Привлечение внимания к эмоциональному миру человека. 3.Обучение распознаванию и выражению эмоций: радость, грусть, гнев, удивление. |
1. Приветствие «Облако» 2. Задание «Я удивляюсь, когда…» 3. Задание «Притворщик» 4. Подвижная игра «Удивительная газета» 5. Задание «Удивленное облачко» 6. Пальчиковая гимнастика «Облака» 7. Задание «Удивительные картинки» 8. Ритуал прощания |
4 неделя марта |
«Испуг» |
1.Развитие коммуникативных навыков, наблюдательности. 2.Обучение распознаванию и выражению испуга, страха, радости, грусти, удивления. 3.Профилактика и коррекция страхов у детей с помощью образов животных и сказочных персонажей.
|
1. Приветствие 2. Задание «Я боюсь, когда…» 3. Задание «Притворщик» 4. Подвижная игра «Совушка-сова» 5. Задание «Испуганное облачко» 6. Пальчиковая гимнастика «Облако» 7.Задание «Испуганное дерево» 8. Музыкальное задание «Испуганный зайчик» 9. Конкурс «Боюсек» 10. Ритуал прощания |
1 неделя апреля |
«Спокойствие» |
1. Развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров. 2. Привлечение внимания к эмоциональному миру человека. |
1. Приветствие 2. Задание «Я спокоен, когда…» 3. Задание «Притворщик» 4. Спокойная игра 5. Задание «Логический квадрат» 6. Задание «Спокойное облачко» 7. Пальчиковая гимнастика «Облачко» 8. Задание «Поле эмоций» 9. Музыкальное задание «Спокойный ёжик» 10. Ритуал прощания |
2 неделя апреля |
«Словарик эмоций» |
1.Привлечение внимания к эмоциональному миру человека. 2. Обучение распознаванию и выражению эмоций: радость, грусть, гнев, удивление, испуг. |
1. Приветствие 2. Задание «Найди друга» 3. Задание «Собери облачко» 4. Задание «Сказочные герои» 5. Пальчиковая гимнастика «Облака» 6. Задание «Оживи облачка» 7.Задание «Мое настроение» 8. Музыкальное задание 9. Ритуал прощания
|
3 неделя апреля |
2.2.4. Календарно-тематическое планирование
коррекционно-развивающей работы в средней группе
Тема |
Цель |
Содержание непосредственно образовательной деятельности |
Время проведения |
Занятие № 1 |
1. Развитие зрительного восприятия. 2. Совершенствование навыков счета. 3. Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи). 4. Развитие внимания и памяти. 5. Развитие общей и мелкой моторики. 6. Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. |
|
1 неделя ноября
|
Занятие №2 |
1. Развитие зрительного восприятия (цвет, величина, форма). 2. Развитие целенаправленного внимания. 3. Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи). 4. Развитие общей и мелкой моторики. 5. Воспитание нравственно-волевых качеств. 6. Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. |
|
2 неделя ноября |
Занятие №3 |
1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 2. Развитие внимания и наблюдательности. 3. Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи). 4. Развитие памяти. 5. Развитие общей и мелкой моторики. 6. Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. |
|
3 неделя ноября |
Занятие №4 |
1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 2. Развитие внимания и памяти. 3. Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса по темам «Осень», «Фрукты», «Овощи»; совершенствование грамматического строя и навыков связной речи). 4. Развитие двигательных навыков. 5.Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. |
|
4 неделя ноября |
Занятие №5 |
1. Развитие зрительного и тактильного восприятия. 2. Развитие внимания и памяти. 3. Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи). 4. Развитие воображения и творческого потенциала. 5. Развитие общей и мелкой моторики. 6. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. |
|
1 неделя декабря |
Занятие № 6 |
1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 2. Развитие внимания и памяти. 3. Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи). 4. Развитие мелкой моторики. 5.Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. |
|
2 неделя декабря |
Занятие № 7 |
1. Развитие зрительного и слухового восприятия. 2. Развитие внимания и памяти. 3. Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи). 4. Развитие общей и мелкой моторики, мимики, пантомимики. 5. Развитие умения согласовывать свои действия с действиями сверстника. 6. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. |
|
3 неделя декабря |
Занятие № 8 |
1. Развитие зрительного и слухового восприятия. 2. Развитие внимания и памяти. 3. Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи). 4. Развитие общей и мелкой моторики. 5. Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. |
|
4 неделя декабря |
Занятие № 9 |
1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 2. Развитие внимания и памяти. 3. Развитие речи и мышления. 4. Развитие общей и мелкой моторики. 5.Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. |
|
1 неделя января |
Занятие № 10 |
1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 2. Развитие внимания и памяти. 3. Развитие речи и мышления. 4. Развитие общей и мелкой моторики. 5. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. |
|
2 неделя января |
Занятие № 11 |
1. Развитие восприятия (величина, форма, цвет). 2. Развитие внимания и памяти. 3. Развитие речи и мышления. 4. Развитие общей и мелкой моторики. 5.Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. |
|
3 неделя января |
Занятие № 12 |
1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 2. Развитие внимания и наблюдательности. 3. Развитие речи и мышления. 4. Развитие общей и мелкой моторики. 5. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. |
|
1 неделя февраля |
Занятие № 13 |
1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 2. Развитие внимания и памяти. 3. Развитие речи и мышления. 4. Развитие общей и мелкой моторики. 5.Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. |
|
2 неделя февраля |
Занятие № 14 |
1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 2. Развитие восприятия и воображения. 3. Развитие внимания и наблюдательности. 4. Развитие речи и мышления. 5. Развитие общей и мелкой моторики. 6.Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. |
|
3 неделя февраля |
Занятие № 15 |
1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 2. Развитие внимания и памяти. 3. Развитие речи и мышления. 4. Развитие общей и мелкой моторики. 5. Развитие эмоциональной сферы. 6.Совершенствование коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств. |
|
4 неделя февраля |
Занятие № 16 |
1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 2. Развитие внимания и наблюдательности. 3. Развитие речи, мышления и воображения. 4. Развитие общей и мелкой моторики. 5. Развитие умения согласовывать свои действия с действиями партнеров по общению. 6. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. |
|
1 неделя марта |