Рабочая программа педагога-психолога ДОУ - содержательный раздел. Младшая группа
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. МЛАДШАЯ ГРУППА
2.1.1. Психологическая диагностика
Образовательная область |
Диагностируемые параметры |
Название методики |
Источник |
Социально- коммуникативное развитие
|
Осознание моральных норм |
Сюжетные картинки |
Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3 – 7 лет. Составитель Н.Д. Денисова, Волгоград, 2010. |
Игровые навыки |
Диагностика уровня сформированности игровых навыков |
Р. Калинина. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду, СПб, 2011. |
|
Психическое напряжение |
«Признаки психического напряжения и невротических тенденций у детей» (опросник для родителей) |
С.В.Велиева. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. СПб, 2007. |
|
Эмоциональное состояние |
«Эмоциональное состояние ребенка» |
Т.А.Данилина, В.Я.Зедгенидзе, Н.М.Степина. В мире детских эмоций. М., 2006. |
|
Эмоциональное неблагополучие |
«Эмоциональное неблагополучие детей» (опросник для родителей) |
Е.Г. Юдина, Г.Б.Степанова, Е.Н.Денисова. Педагогическая диагностика в детском саду. М., 2002. |
|
Познавательное развитие |
Целостность образов предметов и их адекватность |
Разрезные картинки |
Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста.. Под.ред. Е.А.Стребелевой. М., 2005.
|
Способы ориентировки в форме предметов |
«Группировка игрушек» |
||
Умение анализировать и сравнивать |
Найди пару |
||
Восприятие цвета |
Работа с разноцветной мозаикой |
С.Д. Забрамная, От диагностики к развитию. М., 1998. |
|
|
Зрительная память |
10 предметов |
Т.Д. Марцинковская. Диагностика психического развития детей. М., 1997. |
Речевое развитие |
Активный словарный запас и используемые грамматические конструкции |
«Сюжетные картинки» |
Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. Под.ред. Е.А.Стребелевой. М., 2005. |
Художественно – эстетическое развитие |
Структура изобразительной деятельности и творческие проявления в рисунке |
Изучение изобразительной деятельности |
Г.А.Урунтаева, Ю.А.Афонькина. Практикум по дошкольной психологии. М., 2000. |
Физическое развитие |
Общие параметры психомоторного развития |
Построение заборчика |
С.Д. Забрамная. От диагностики к развитию. М., 1998. |
2.1.2. Развивающая работа и психологическая коррекция
Образовательная область |
Задачи |
Социально- – коммуникативное развитие |
Стимулировать положительное самоощущение. Насыщать жизнь ребенка положительными переживаниями. Стабилизировать эмоциональный фон. Развивать осознание своих потребностей и способов их удовлетворения, уверенность в своих силах. Повышать чувство защищеинности. Стимулировать стремления пожалеть, успокоить, порадовать, поделиться. Развивать представления ребенка о себе, своей жизнедеятельности; способность осознавать и выражать свои потребности и предпочтения; умения понимать положительные и отрицательные последствия поступков, ставить и достигать предметно-практические и игровые цели, определять некоторые средства и создавать отдельные условия для их достижения, достигать результата, проявляя целенаправленность, действенную самостоятельность. Поощрять стремление к совместным со сверстниками играм. Стимулировать привязанность ко взрослому, стремление участвовать в совместной со взрослым практической и игровой деятельности, адекватно реагировать на указания и оценку взрослого, интерес к действиям ровесника, желание принимать в них участие, проявление положительных эмоций в общении с другими детьми. |
Познавательное развитие |
Формировать умения использовать в деятельности собственный опыт, действовать по аналогии в сходных ситуациях, применять предметы-орудия в игровых и бытовых ситуациях, пользоваться различными приемами для решения проблемно-практических задач, выделять сенсорные признаки, использовать разные перцептивные действия в соответствии с выделяемым признаком или качеством объектов, выделять существенные признаки предметов. Формировать умение отличать «добрых» («хороших») и «злых» («плохих») персонажей; стремление содействовать добрым, выражать к ним положительное отношение, переживать победу положительных персонажей, негативно оценивать поступки отрицательных персонажей, выражая свои эмоции |
Речевое развитие |
Расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о ближайшем окружении. Развивать все компоненты устной речи детей (лексическую сторону, грамматический строй речи, произносительную сторону речи, связную речь – диалогическую и монологическую форму). |
Художественно- эстетическое развитие |
Вызывать радость при восприятии произведений изобразительного искусства, художественных произведений, поддерживать стремление интересоваться ими, любоваться красивым. Формировать умения замечать отдельные средства художественной выразительности, давать простые эмоциональные оценки, замечать данные произведения в повседневной жизни, непосредственном окружении. Развивать способность принимать задачу взрослого создать что-то определенное, подчинять ей свои усилия; до начала деятельности определять, что будет создавать; реализовывать замысел. Вызывать радость при восприятии музыкальных произведений. Поддерживать интерес к разным видам музыкальной деятельности, стремление участвовать в ней, действовать под музыку в соответствии с ее настроением, обыгрывать музыкальные образы, подражать действиям взрослого под музыку. Формировать умения ритмично двигаться, топать, хлопать в ладоши под музыку, реагировать движениями на изменение громкости, темпа и ритма музыки. |
Физическое развитие |
Развивать целенаправленность движений. Формировать умения выполнять движения точно, скоординировано; управлять своим телом; подражать движениям, которые демонстрирует взрослый; принимать задачу научиться движению, понимать простые речевые инструкции. Создавать и закреплять целостное психосоматическое состояние. Создавать условия для удовлетворения сенсомоторной потребности. |
2.1.3. Календарно-тематическое планирование
по программе психолого-педагогического сопровождения «Цветик-семицветик»
Тема |
Цель |
Содержание непосредственно образовательной деятельности |
Время проведения |
«Давайте дружить» |
Сплочение группы, формирование положительного отношения к занятиям |
1. Приветствие 2. Подвижная игра «Паровозик дружбы» 3. Появление Ушастика 4. Динамическая пауза «Звериная зарядка» 5. Задание «Прятки» 6. Пальчиковая гимнастика «Дружба» 7. Задание «Лабиринт» 8. Игра «Карусели» 9. Игра «Раздувайся, пузырь» 10.Рефлексия |
2 неделя февраля |
«Радость» |
Знакомство с эмоцией «радость», создание благоприятной атмосферы на занятии |
1. Приветствие «Улыбка» 2. Беседа «Я радуюсь, когда…» 3. Упражнение «Гномик» 4.Динамическая пауза «Солнышко» 5.Пальчиковая гимнастика «Веселый гном» 6. Задание «Радостная страничка» 7.Музыкальное задание «Веселый мишка» 8. Динамическая пауза 9. Упражнение «Буратино» 10.Рефлексия |
3 неделя февраля |
«Грусть» |
Знакомство с эмоцией «грусть», создание благоприятной атмосферы на занятии, привлечение внимания детей к эмоциональному миру человека. |
1. Приветствие 2. Игра «Загадочные билеты» 3.Игра «Аплодисменты» 4. Сказка «Курочка ряба» 5. Беседа «Мне грустно, когда….» 6. Упражнение «Гномик» 7. Задание «Грустный утенок» 8. Музыкальный момент 9. Задание «Ребята в поезде» 10. Игра «Угадай эмоцию» 11. Подвижная игра «Грустный-веселый» 12. Пальчиковая гимнастика «Грустный гном» 13. Задание «Грустная страничка» 14. Упражнение «Найди утят» 15. Рефлексия |
4 неделя февраля |
«Гнев» |
Знакомство с эмоцией «гнев», развитие умения распознавать это эмоциональное состояние. |
1. Приветствие 2. Игра «Зеркало» 3.Беседа «Я сержусь, когда…» 4. Игра «Гномик» 5. Упражнение «Король – боровик» 6. Задание «Проведи дорожку» 7.Игра «Угадай эмоцию» 8. Задание «Найди хозяйку» 9. Работа с гневом 10. Пальчиковая гимнастика «Сердитый гном» 11.Задание «Сердитая страница» 12. Задание «Найди сердитого зверя» 13. Рефлексия |
1 неделя марта |
«Словарик эмоций» |
Привлечение внимания к эмоциональному миру человека, обучение распознаванию эмоций. |
1. Приветствие 2. Появление персонажа Мишутка 3. Игра «Угадай эмоцию» 4. Пальчиковая гимнастика «Веселый гном» 5.Задание «Найди маски героям» 6.Игра «Слушай внимательно» 7.Игра «Замри» 8. Задание «Собери картинку» 9. Игра «Найди отличие» 10.Психомышечная тренировка «Медвежата в берлоге» 11.Рефлексия |
2 неделя марта |
«Мальчики-одуванчики» |
Развитие умения различать индивидуальные особенности, навыков самоконтроля, невербального и вербального общения. |
1. Приветствие 2. Игра «Угадай, кто это?» 3. Упражнение «Попади в цель» 4. Подвижная игра «Транспорт» 5. Пальчиковая гимнастика «Пальчик-мальчик» 6. Задание «Профессии» 7.Задание «Открытка» 8.Рефлексия |
3 неделя марта |
«Девочки-припевочки» |
Развитие умения различать индивидуальные особенности, потребности радовать своих близких добрыми делами, навыков невербального и вербального общения. |
1. Приветствие 2. Игра «Угадай, кто это?» 3.Игра «Уборка» 4. Игра «Поварята» 5. Игра «Подарки» 6. Пальчиковая гимнастика «Цветки» 7. Задание «Кукла» 8. Задание «Бусы» 9. Игра «Наряд» 10. Рефлексия |
4 неделя марта |
«День смеха» |
Развитие воображения, творческого мышления, интереса детей к окружающему миру. |
1. Приветствие 2. Игра «Едем в гости» 3. Подвижная игра «Петушок» 4. Задание «Яркий хвост» 5.Подвижная игра «Поросята» 6. Задание «Кто громче хрюкнет» 6. Динамическая пауза «Маленький кролик» 7. Задание «Угощение для кролика» 8. Подвижная игра «Кошка» 9. Задание «В комнате смеха» 10. Задание «Вспоминайка» 11. Рефлексия |
1 неделя апреля |
2.1.4. Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы в младшей группе
Тема |
Цель |
Содержание непосредственно образовательной деятельности |
Время проведения |
Занятие № 1 (по сюжету русской народной сказки «Курочка Ряба») |
1. Развитие зрительного восприятия (форма, величина). 2. Закрепление словесного обозначения величин и навыков счета. 3.Развитие мышления, навыков конструирования по образцу. 4. Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, развитие умения пользоваться фразовой речью при ответах на вопросы). 5. Развитие внимания и памяти. 6. Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. |
|
1 неделя ноября
|
Занятие №2 (по сюжету сказки В. Сутеева «Петух и краски») |
1. Развитие зрительного восприятия (цвет, величина). 2. Развитие мышления (группировка предметов по цвету и величине). 3. Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, упражнение в согласовании прилагательных с существительными, развитие умения задавать вопросы и отвечать на них). 4. Развитие внимания и памяти. 5. Развитие общей и мелкой моторики. 6. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим, развитие эмпатии. |
|
2 неделя ноября |
Занятие №3 (по русской народной сказке Репка») |
1. Развитие зрительного восприятия (величина, цвет, форма). 2. Закрепление навыков счета. 3. Развитие мышления и воображения. 4. Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя, развитие связной речи). 5. Развитие целенаправленного внимания и зрительной памяти. 6. Развитие мелкой моторики. 7. Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. |
|
3 неделя ноября |
Занятие №4 |
1. Развитие внимания и восприятия. 2. Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса по теме «Домашние и дикие животные», совершенствование грамматического строя, развитие связной речи). 3. Развитие мелкой моторики. 4.Развитие умения согласовывать свои действия с действиями взрослого. 5. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. |
|
4 неделя ноября |
Занятие №5 |
1. Развитие зрительной и слуховой памяти. 2. Развитие мышления (классификация). 3. Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя, развитие связной речи). 4. Развитие общей и мелкой моторики. 5. Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. |
|
1 неделя декабря |
Занятие № 6 |
1. Развитие восприятия (форма). 2. Развитие внимания и памяти. 3. Развитие речи и мышления. 4. Развитие навыков счета. 5. Развитие общей и мелкой моторики. 6. Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. |
|
2 неделя декабря |
Занятие № 7 |
1. Развитие зрительного и тактильного восприятия. 2. Развитие внимания, памяти, мышления. 3. Развитие навыков счета. 4. Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя, развитие связной речи). 5. Развитие общей и мелкой моторики. 6. Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. |
|
3 неделя декабря |
Занятие № 8 |
1. Развитие восприятия (цвет, форма, величина). 2. Развитие внимания и наблюдательности. 3. Развитие мышления и зрительно-двигательной координации. 4. Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя, развитие связной речи). 5. Развитие общей и мелкой моторики. 6. Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. |
|
4 неделя декабря |
Занятие № 9 |
1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 2. Развитие внимания и наблюдательности. 3. Развитие зрительной памяти. 4. Развитие речи и мышления. 5. Развитие общей и мелкой моторики. 6.Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. |
|
1 неделя января |
Занятие № 10 |
1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 2. Развитие внимания и наблюдательности. 3. Развитие речи и мышления. 4. Развитие общей и мелкой моторики. 5. Совершенствование невербальных средств общения. 6. Воспитание нравственно-волевых качеств. |
|
2 неделя января |
Занятие № 11 |
1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 2. Развитие внимания и наблюдательности. 3. Развитие зрительной памяти. 4. Развитие речи и мышления. 5. Развитие общей и мелкой моторики. 6. Развитие эмоциональной сферы. 7. Совершенствование коммуникативных навыков. |
|
3 неделя января |
Занятие № 12 |
1. Развитие восприятия и воображения. 2.Развитие внимания и наблюдательности. 3. Развитие речи и мышления. 4. Развитие общей и мелкой моторики. 5. Развитие эмоциональной сферы. 6.Совершенствование коммуникативных навыков. |
|
1 неделя февраля |
Занятие № 13 |
1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 2. Развитие внимания и памяти. 3. Развитие речи и мышления. 4. Развитие общей и мелкой моторики. 5. Развитие способности эффективно взаимодействовать в общении, совершенствование творческих способностей. |
|
2 неделя февраля |
Занятие № 14 |
1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 2. Развитие взимания и памяти. 3. Развитие речи и мышления. 4. Развитие общей и мелкой моторики. 5.Совершенствование коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств. |
|
3 неделя февраля |
Занятие № 15 |
1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 2. Развитие внимания и воображения. 3. Развитие речи и мышления. 4. Развитие интереса к партнерам по общению, воспитание доброжелательного отношения к окружающим. |
|
4 неделя февраля |
Занятие № 16 |
1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 2. Развитие внимания и памяти. 3. Развитие речи и мышления. 4. Развитие общей и мелкой моторики. 5. Развитие интереса к партнерам по общению, воспитание доброжелательного отношения к окружающим. |
|
1 неделя марта |