Рабочая программа педагога-психолога ДОУ. Аннотация, целевой раздел.
Уважаемые коллеги! С большой благодарностью к авторам представляем вам рабочую программу педагога-психолога на год, составленную в соответствии с новыми стандартами дошкольного образования.
Для удобства чтения и пользования программа размещена в данном разделе сайта в виде 7 статей с общим названием "Рабочая программа педагога-психолога ДОУ" и названием излагаемой части программы.
Рабочая программа
педагога-психолога
на 2015-2016 учебный год
Выполнили: педагог-психолог МБДОУ
«Детский сад № 45 «Журавлики» города
Новочебоксарска Чувашской Республики
Долгова Светлана Геннадьевна,
педагог-психолог МБДОУ
«Детский сад № 49 «Веселый гном» города
Новочебоксарска Чувашской Республики
Прокопьева Наталия Геннадьевна
АННОТАЦИЯ
Рабочая программа педагога-психолога разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 45 «Журавлики», в соответствии с ФГОС ДО, с учетом основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н. Е. Вераксы в обязательной части.
Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психологическая профилактика, психологическая диагностика, психологическая коррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОУ в работе с детьми от 2 до 7 лет, с родителями воспитанников и педагогами ДОУ.
Рабочая программа педагога-психолога разработана на основе следующих образовательных программ:
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой).
- Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 45 «Журавлики» города Новочебоксарска ЧР.
- «Коррекционно-развивающие занятия в младшей группе» (автор В.Л. Шарохина).
- «Коррекционно-развивающие занятия в средней группе» (автор В.Л. Шарохина).
- «Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе» (автор В.Л. Шарохина).
- «Приключение будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6 – 7 лет» (автор И.Л. Арцишевская).
- Адаптированная развивающая программа «Хочу вырасти счастливым» по выработке навыков здорового образа жизни и по профилактике употребления психоактивных веществ, для работы с детьми 6 – 7 лет (автор Т.Н. Андреева).
- Программа психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации детей раннего и дошкольного возраста «Адаптация» (автор А.С. Роньжина).
- Программа психолого-педагогического сопровождения детей второй младшей группы «Цветик-семицветик» (автор Н.Ю. Куражева).
- Программа психолого-педагогического сопровождения социально – эмоционального развития детей средней группы «Цветик-семицветик» (автор Н.Ю. Куражева).
- Программа психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста «Радуга толерантности» (автор С.Г. Долгова).
- Программа психолого-педагогического сопровождения семей, имеющих детей раннего и дошкольного возраста «Радость воспитания» (автор И.К. Петрова).
Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников.
Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая
СОДЕРЖАНИЕ
I. Целевой раздел |
1 .1. Пояснительная записка……………………………………………….......……….………6-7 |
1.2. Цели и задачи реализации программы………………………….…………………....8 |
1.3. Принципы и подходы формирования программы…………………….………8-9 |
1.4. Возрастные особенности детей дошкольного возраста………...9-13 |
1.5. Планируемые результаты освоения программы (целевые ориентиры)…………….........................................................................14-15 |
II. Содержательный раздел |
2.1. МЛАДШАЯ ГРУППА ……………………………………........................………........…16 2.1.1. Психологическая диагностика………………………………………………………16-17 2.1.2. Развивающая работа и психологическая коррекция…………………18-19 2.1.3. Календарно-тематическое планирование по программе психолого-педагогического сопровождения «Цветик-семицветик»........................20-24 2.1.4. Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы в младшей группе…………........................................25-34 |
2.2. СРЕДНЯЯ ГРУППА…………………………………………………………….………34 2.2.1. Психологическая диагностика……………………………………………………….34-36 2.2.3. Календарно-тематическое планирование по программе психолого-педагогического сопровождения «Цветик-семицветик»……………………….41-46 2.2.4. Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы в средней группе……………...................................................46-55 |
2.3.СТАРШАЯ ГРУППА……………………………………………………......................55 2.3.1. Психологическая диагностика……………………………………………………...55-57 2.3.3. Календарно-тематическое планирование по программе психолого-педагогического сопровождения «Радуга толерантности»…………………61-64 2.3.4. Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы в старшей группе....................................................64-73 |
2.4. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА ………………………………………73 2.4.1. Психологическая диагностика…………………………………………...…...73-76 2.4.3. Календарно-тематическое планирование по программе «Хочу вырасти счастливым» по выработке навыков здорового образа жизни и по профилактике употребления психоактивных веществ (для работы с детьми 6 –7 лет)…………….................................................80-86 2.4.4. Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы в подготовительной к школе группе «Приключение будущих первоклассников:психологические занятия с детьми 6 – 7 лет»……..86-93 2.5. Перспективный план психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса……………………….........……..94-98 2.6. Календарно-тематическое планирование на облегчение адаптационного периода у детей раннего возраста через создание эмоционально комфортных условий пребывания в детском саду и предотвращение причин психосоматических заболеваний «Адаптация»……………………………………..99-106 2.7. Календарно-тематическое планирование на развитие детско-родительских отношений «Радость воспитания»...........................106-113
III. Организационный раздел
3.2. Использованная литература………………………………………………………..114-116
|
I. Целевой раздел
Рабочая программа педагога-психолога является локальным актом МБДОУ «Детский сад № 45 «Журавлики» города Новочебоксарска ЧР, разработанная в соответствии:
с законами РФ
- Конституцией Российской Федерации.
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Конвенцией о правах ребенка (от 20.11.1989 г.).
с документами Министерства образования и науки РФ
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования».
- Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации № 636 от 22.10.1999 г.
- Методическим письмом Министерства образования РФ от 02.06.1998 г. № 89/34-16.
- Инструктивно–методическим письмом Министерства образования РФ от 14.03.2000 г. №65/23-16, определяющим требования к нагрузке детей, планированию учебной нагрузки в течение недели.
-
Письмом Минобразования России от 22.01.1998 г. №20-58-07ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования».
-
Письмом Министерства общего и профессионального образования РФ от 7 апреля 1999 года № 70/23-16 «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования».
-
Письмом Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 г. № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения».
с документами Федеральных служб
- Постановлением Главного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».
с локальными документами
- Уставом Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 45 «Журавлики» города Новочебоксарска Чувашской Республики.
1.2. Цели и задачи программы
Цель – охрана и укрепление психического здоровья детей на основе создания психологических условий достижения ими личностных образовательных результатов в процессе освоения образовательных областей.
Задачи:
-определение индивидуальных образовательных потребностей детей;
- предотвращение и преодоление трудностей развития дошкольников;
- создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам;
-создание соответствующих психологических условий для успешного освоения дошкольниками образовательных областей;
-обеспечение условий для раскрытия возможностей детей;
- проведение психодиагностической работы;
- проведение развивающей и психокоррекционной работы;
-проведение психологической консультативной работы;
-проведение психопрофилактической работы.
1.3. Принципы и подходы к формированию программы
Принципы:
- поддержки разнообразия детства;
- сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;
- полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификации детского развития;
-создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
- содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
-приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
-формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности;
-учета этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
Подходы:
- рефлексивно-деятельностный подход (С.Л.Рубинштейн, В.К.Зарецкий; развитие психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту);
- личностно-ориентированный подход (Г.А.Цукерман, Ш.А.Амонашвили; выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности);
- культурно-исторический подход (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия; формирования внутренней структуры психики детей посредством усвоения ими структур внешней социальной деятельности и ценностей человеческой цивилизации).
1.4. Возрастные особенности детей
Возраст от 2 до 3 лет
Продолжает развиваться предметная деятельность (развиваются соотносящие и орудийные действия), ситуативно-деловое общение ребёнка и взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Интенсивно развивается активная речь детей. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребёнка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, в середине третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями.
Типичным является изображение человека в виде «головонога» – окружности и отходящих от неё линий. Дети могут осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
К трём годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
Основной формой мышления становится наглядно-действенная.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трёх лет. Ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
Возраст от 3 до 4 лет
Общение становится внеситуативным. Игра становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Главной особенностью игры является её условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесённость к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями.
В младшем дошкольном возрасте происходит переход к сенсорным эталонам. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определённой организации образовательного процесса – и в помещении всего дошкольного учреждения.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3 – 4 слова и 5 – 6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учётом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение.Взаимоотношения детей: они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребёнка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
Поведение ребёнка ещё ситуативное. Начинает развиваться самооценка, продолжает развиваться также их половая идентификация.
Возраст от 4 до 5 лет
В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.
Формируются навыки планирования последовательности действий. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина.
Начинает складываться произвольное внимание. Начинает развиваться образное мышление. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15 – 20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
Речь становится предметом активности детей. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослыми становится внеситуативной. В общении ребёнка и взрослого ведущим становится познавательный мотив. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность.
Возраст от 5 до 6 лет
Дети могут распределять роли до начала игры и строить своё поведение, придерживаясь роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённость позиций в различных видах деятельности взрослых. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения.
Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер; по рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображённого человека.
Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы, величины, строения предметов; дети называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки, форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов.
Восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления.
Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
Начинается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщённого способа обследования образца; усвоением обобщённых способов изображения предметов одинаковой формы.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Возраст от 6 до 7 лет
Дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей. Игровое пространство усложняется. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Изображение человека становится ещё более детализированным и пропорциональным.
При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
Они свободно владеют обобщёнными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объёмными предметами.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.
Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным.
В результате правильно организованной образовательной работы у дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
1.5. Планируемые результаты освоения программы (целевые ориентиры)
Социально-коммуникативное развитие:
Способность к осознанию своих эмоциональных состояний, настроения, самочувствия. Чувство защищенности, сформированные умения преодолевать психоэмоциональное напряжение. Чувство собственного достоинства. Сформированная потребность в проявлении ответственности, настойчивости, стремлении быть аккуратным, старательным; способность самостоятельно разрешать проблемы в деятельности, обращаясь за помощью в ситуациях реальных затруднений; адекватно реагировать на эмоциональное состояние других людей, сопереживать; подчинять свое поведение преимущественно не сиюминутным желаниям и потребностям, а требованиям со стороны взрослых и первичным ценностным представлениям о том, «что такое хорошо и что такое плохо»; самостоятельно ставить цели, в том числе общественно значимые; проявлять инициативу в разных видах деятельности, подчинять свою активность достаточно отдаленным целям, развернуто отражать цели в речи и планировать этапы и условия ее достижения; создавать условия, необходимые для успешного достижения цели; проявлять элементы умения прогнозировать, противостоять отвлечениям, даже при выполнении не слишком интересной деятельности; волевое усилие и умение удерживать цель деятельности без помощи взрослого и в его отсутствие; преодолевать трудности и помехи, не отказываясь от первоначальной цели.
Познавательное развитие:
Умение планировать разные виды познавательной деятельности, развернуто отражать в речи впечатления, познавательные чувства, сделанные выводы; соотносить вопросы и ответы с системой имеющихся знаний, представлений и суждений. Стремление ставить познавательные задачи, экспериментировать, в том числе самостоятельно, для получения нового знания, решения проблемы; способность мысленно экспериментировать, рассуждать. Способность понимать эмоциональные состояния, мотивы и последствия поступков героев произведений; развернуто выражать в речи сопереживание героям произведений; давать эмоциональную оценку персонажам и мотивировать ее, исходя из логики их поступков; различать эмоциональную (красивый/некрасивый) и моральную (добрый/злой, хороший/плохой) оценку персонажей; предлагать варианты содействия персонажам; выражать интерес к душевным переживаниям героев, демонстрировать сопричастность к этому состоянию, находить аналогии в реальной жизни, улавливать эмоциональный подтекст произведения, проникать в авторский замысел, осознавать свое собственное эмоциональное отношение к героям; обращать внимание на язык произведения; уместно употреблять в своей речи эпитеты, сравнения, образные выражения из произведений художественной литературы.
Речевое развитие:
Навыки диалогического общения. Умение отражать в речи суть происходящего, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать разнообразные вопросы причинно-следственного характера, осуществлять развернутое речевое планирование в разных видах деятельности, развернуто отражать в речи впечатления, эмоции, моральные и эстетические оценки.
Художественно-эстетическое развитие:
Умение использовать критерии эмоционально-эстетической оценки произведений, высказывать свои эмоционально-эстетические суждения и аргументировать их; адекватно, ярко, глубоко реагировать на произведения.
Умение определять жанр музыкального произведения; понимать и объяснять смену настроения в музыкальном произведении, динамику музыкального образа и средства его воплощения; выполнять движения, в том числе со сложным ритмическим рисунком, качественно, самостоятельно, технично, ритмично, выразительно; осуществлять контроль, создавать выразительные оригинальные музыкальные образы, передавать настроение, импровизировать с использованием специфического «языка музыки»; согласовывать свои действия с действиями других детей в коллективных формах музыкальной деятельности.
Физическое развитие:
Сформированные точные, четкие и координированные мелко моторные движения, как знакомые, так и новые, по показу и инструкции; умение последовательно выполнять сложные движения по образцу, словесной инструкции, плану, создавать творческое сочетание движений, контролировать и оценивать качество выполнения движения с точки зрения точности, правильности. Двигательное воображение. Целостное психосоматическое состояние.