Рабочая программа педагога-психолога ДОУ. Аннотация, целевой раздел.

 

Уважаемые коллеги! С большой благодарностью к авторам представляем вам рабочую программу педагога-психолога на год, составленную в соответствии с новыми стандартами дошкольного образования.

Для удобства чтения и пользования программа размещена в данном разделе сайта в виде 7 статей с общим названием "Рабочая программа педагога-психолога ДОУ" и названием излагаемой  части программы.



Рабочая программа

педагога-психолога

на 2015-2016 учебный год


 Выполнили: педагог-психолог МБДОУ

«Детский сад № 45 «Журавлики» города

Новочебоксарска Чувашской Республики

Долгова Светлана Геннадьевна,

педагог-психолог МБДОУ

«Детский сад № 49 «Веселый гном» города

Новочебоксарска Чувашской Республики

Прокопьева Наталия Геннадьевна

 

АННОТАЦИЯ

Рабочая программа педагога-психолога разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 45 «Журавлики», в соответствии с ФГОС ДО, с учетом основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н. Е. Вераксы в обязательной части.

Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психологическая профилактика, психологическая диагностика, психологическая коррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОУ в работе с детьми от 2 до 7 лет, с родителями воспитанников и педагогами ДОУ.

Рабочая программа педагога-психолога разработана на основе следующих образовательных программ:

  1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой).
  2. Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 45 «Журавлики» города Новочебоксарска ЧР.
  3. «Коррекционно-развивающие занятия в младшей группе» (автор В.Л. Шарохина).
  4. «Коррекционно-развивающие занятия в средней группе» (автор В.Л. Шарохина).
  5. «Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе» (автор В.Л. Шарохина).
  6. «Приключение будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6 – 7 лет» (автор И.Л. Арцишевская).
  7. Адаптированная развивающая программа «Хочу вырасти счастливым» по выработке навыков здорового образа жизни и по профилактике употребления психоактивных веществ, для работы с детьми 6 – 7 лет (автор Т.Н. Андреева).
  8. Программа психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации детей раннего и дошкольного возраста «Адаптация» (автор А.С. Роньжина).
  9. Программа психолого-педагогического сопровождения детей второй младшей группы «Цветик-семицветик» (автор Н.Ю. Куражева).
  10. Программа психолого-педагогического сопровождения социально – эмоционального развития детей средней группы «Цветик-семицветик» (автор Н.Ю. Куражева).
  11. Программа психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста «Радуга толерантности» (автор С.Г. Долгова).
  12. Программа психолого-педагогического сопровождения семей, имеющих детей раннего и дошкольного возраста «Радость воспитания» (автор И.К. Петрова).

Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников.

 Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая

 

  СОДЕРЖАНИЕ

I. Целевой раздел

1 .1. Пояснительная записка……………………………………………….......……….………6-7

1.2. Цели и задачи реализации программы………………………….…………………....8

1.3. Принципы  и подходы формирования программы…………………….………8-9

1.4. Возрастные особенности детей дошкольного возраста………...9-13

1.5. Планируемые результаты освоения программы (целевые ориентиры)…………….........................................................................14-15

 

II. Содержательный раздел

2.1. МЛАДШАЯ ГРУППА ……………………………………........................………........…16

2.1.1. Психологическая диагностика………………………………………………………16-17

2.1.2. Развивающая работа и психологическая коррекция…………………18-19

2.1.3.  Календарно-тематическое планирование по программе психолого-педагогического сопровождения «Цветик-семицветик»........................20-24

2.1.4.  Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы  в  младшей группе…………........................................25-34

 

2.2. СРЕДНЯЯ ГРУППА…………………………………………………………….………34

2.2.1. Психологическая диагностика……………………………………………………….34-36
2.2.2. Развивающая работа и психологическая коррекция…………………….36-41

2.2.3.  Календарно-тематическое планирование по программе психолого-педагогического сопровождения «Цветик-семицветик»……………………….41-46

2.2.4.  Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы в  средней группе……………...................................................46-55

 

2.3.СТАРШАЯ ГРУППА……………………………………………………......................55

2.3.1. Психологическая диагностика……………………………………………………...55-57
2.3.2. Развивающая работа и психологическая коррекция…………………58-61

2.3.3. Календарно-тематическое планирование по программе психолого-педагогического сопровождения «Радуга толерантности»…………………61-64

2.3.4.  Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы в  старшей группе....................................................64-73

 

2.4. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА ………………………………………73

2.4.1. Психологическая диагностика…………………………………………...…...73-76
2.4.2. Развивающая работа и психологическая коррекции……………….76-80

2.4.3. Календарно-тематическое планирование по программе «Хочу вырасти счастливым» по выработке навыков здорового образа жизни и

по профилактике употребления психоактивных  веществ

(для работы с детьми 6 –7 лет)…………….................................................80-86

2.4.4. Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы в подготовительной к школе группе «Приключение будущих первоклассников:психологические занятия с детьми 6 – 7 лет»……..86-93

2.5. Перспективный план психолого-педагогического сопровождения всех участников  образовательного процесса……………………….........……..94-98

2.6. Календарно-тематическое планирование на  облегчение адаптационного периода у детей раннего возраста через создание эмоционально

комфортных условий пребывания в детском саду и предотвращение причин

психосоматических заболеваний «Адаптация»……………………………………..99-106

2.7. Календарно-тематическое планирование на  развитие детско-родительских отношений «Радость воспитания»...........................106-113

 

III. Организационный раздел


3.1.  Учебно-методическое и информационное обеспечение программы…113

3.2. Использованная литература………………………………………………………..114-116

 

 

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Рабочая программа педагога-психолога является локальным актом МБДОУ «Детский сад № 45 «Журавлики» города Новочебоксарска ЧР, разработанная в соответствии:

с законами РФ

  • Конституцией Российской Федерации.
  • Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Конвенцией о правах ребенка (от 20.11.1989 г.). 

с документами Министерства образования и науки РФ

  •  Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования».
  • Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации № 636 от 22.10.1999 г.
  • Методическим письмом Министерства образования РФ от 02.06.1998 г. № 89/34-16.
  • Инструктивно–методическим письмом Министерства образования РФ от 14.03.2000 г. №65/23-16, определяющим требования к нагрузке детей, планированию учебной нагрузки в течение недели.
  • Письмом Минобразования России от 22.01.1998 г. №20-58-07ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования».

  • Письмом Министерства общего и профессионального образования РФ от 7 апреля 1999 года № 70/23-16 «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования».

  • Письмом Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 г. № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения».

с документами Федеральных служб

  • Постановлением Главного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».

с локальными документами

  • Уставом Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 45 «Журавлики» города Новочебоксарска Чувашской Республики.

 1.2. Цели и задачи программы

Цель – охрана и укрепление психического здоровья детей на основе создания психологических условий достижения ими личностных образовательных результатов в процессе освоения образовательных областей.

 

Задачи:

-определение индивидуальных образовательных потребностей детей;

- предотвращение и преодоление трудностей развития дошкольников;

- создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам;

-создание соответствующих психологических условий для успешного освоения дошкольниками образовательных областей;

-обеспечение условий для раскрытия возможностей детей;

- проведение психодиагностической работы;

- проведение развивающей и психокоррекционной работы;

-проведение психологической консультативной работы;

-проведение психопрофилактической работы.

 

1.3. Принципы и подходы к формированию программы

 

Принципы:

- поддержки разнообразия детства;

- сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;

 

- полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификации детского развития;

-создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

- содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;

-приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

-формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности;

-учета этнокультурной и социальной ситуации развития детей.

Подходы:

- рефлексивно-деятельностный подход (С.Л.Рубинштейн, В.К.Зарецкий; развитие психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту);

- личностно-ориентированный подход (Г.А.Цукерман, Ш.А.Амонашвили; выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности);

- культурно-исторический подход (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия; формирования внутренней структуры психики детей посредством усвоения ими структур внешней социальной деятельности и ценностей человеческой цивилизации).

 

 1.4. Возрастные особенности детей

 

Возраст от 2 до 3 лет

Продолжает развиваться  предметная деятельность (развиваются соотносящие и орудийные действия), ситуативно-деловое общение ребёнка и взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Интенсивно развивается активная речь детей. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребёнка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, в середине третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями.

Типичным является изображение человека в виде «головонога» – окружности и отходящих от неё линий. Дети могут осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

К трём годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышления становится наглядно-действенная.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом  трёх лет. Ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

 

Возраст от 3 до 4 лет

Общение становится внеситуативным. Игра становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Главной особенностью игры является её условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесённость к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями.

В младшем дошкольном возрасте происходит переход к сенсорным эталонам. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать  до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать  предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определённой организации образовательного процесса – и в помещении всего дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3 – 4 слова и 5 – 6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учётом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение.Взаимоотношения детей: они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребёнка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

Поведение ребёнка ещё ситуативное. Начинает развиваться самооценка, продолжает развиваться также их половая идентификация.

Возраст от 4 до 5 лет 

В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

 Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.

Формируются навыки планирования последовательности действий. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина.

 

Начинает складываться произвольное внимание. Начинает развиваться образное мышление. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15 – 20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

Речь становится предметом активности детей. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослыми становится внеситуативной. В общении ребёнка и взрослого ведущим становится познавательный мотив. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность.

 Возраст от 5 до 6 лет

Дети могут распределять роли до начала игры и строить своё поведение, придерживаясь роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённость позиций в различных видах деятельности взрослых. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения.

Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер; по рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображённого человека.

Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы, величины, строения предметов; дети называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки, форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов.

Восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления.

Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Начинается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

 Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщённого способа обследования образца; усвоением обобщённых способов изображения предметов одинаковой формы.

 Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

 Возраст от 6 до 7 лет

 Дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей. Игровое пространство усложняется. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Изображение человека становится ещё более детализированным и пропорциональным. 

При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

Они свободно владеют обобщёнными способами  анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им  объёмными предметами.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным.

В результате правильно организованной образовательной работы у дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

 В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

 К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

 

1.5. Планируемые результаты освоения программы (целевые ориентиры)

Социально-коммуникативное развитие:

Способность к осознанию своих эмоциональных состояний, настроения, самочувствия. Чувство защищенности, сформированные умения преодолевать психоэмоциональное напряжение. Чувство собственного достоинства. Сформированная потребность в проявлении ответственности, настойчивости, стремлении быть аккуратным, старательным; способность самостоятельно разрешать проблемы в деятельности, обращаясь за помощью в ситуациях реальных затруднений; адекватно реагировать на эмоциональное состояние других людей, сопереживать; подчинять свое поведение преимущественно не сиюминутным желаниям и потребностям, а требованиям со стороны взрослых и первичным ценностным представлениям о том, «что такое хорошо и что такое плохо»; самостоятельно ставить цели, в том числе общественно значимые; проявлять инициативу в разных видах деятельности, подчинять свою активность достаточно отдаленным целям, развернуто отражать цели в речи и планировать этапы и условия ее достижения; создавать условия, необходимые для успешного достижения цели; проявлять элементы умения прогнозировать, противостоять отвлечениям, даже при выполнении не слишком интересной деятельности; волевое усилие и умение удерживать цель деятельности без помощи взрослого и в его отсутствие; преодолевать трудности и помехи, не отказываясь от первоначальной цели.

Познавательное развитие:

Умение планировать разные виды познавательной деятельности, развернуто отражать в речи впечатления, познавательные чувства, сделанные выводы; соотносить вопросы и ответы с системой имеющихся знаний, представлений и суждений. Стремление ставить познавательные задачи, экспериментировать, в том числе самостоятельно, для получения нового знания, решения проблемы; способность мысленно экспериментировать, рассуждать. Способность понимать эмоциональные состояния, мотивы и последствия поступков героев произведений; развернуто выражать в речи сопереживание героям произведений; давать эмоциональную оценку персонажам и мотивировать ее, исходя из логики их поступков; различать эмоциональную (красивый/некрасивый) и моральную (добрый/злой, хороший/плохой) оценку персонажей; предлагать варианты содействия персонажам; выражать интерес к душевным переживаниям героев, демонстрировать сопричастность к этому состоянию, находить аналогии в реальной жизни, улавливать эмоциональный подтекст произведения, проникать в авторский замысел, осознавать свое собственное эмоциональное отношение к героям; обращать внимание на язык произведения; уместно употреблять в своей речи эпитеты, сравнения, образные выражения из произведений художественной литературы.

Речевое развитие:

Навыки диалогического общения. Умение отражать в речи суть происходящего, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать разнообразные вопросы причинно-следственного характера, осуществлять развернутое речевое планирование в разных видах деятельности, развернуто отражать в речи впечатления, эмоции, моральные и эстетические оценки.

Художественно-эстетическое развитие:

Умение использовать критерии эмоционально-эстетической оценки произведений, высказывать свои эмоционально-эстетические суждения и аргументировать их; адекватно, ярко, глубоко реагировать на произведения.

Умение определять жанр музыкального произведения; понимать и объяснять смену настроения в музыкальном произведении, динамику музыкального образа и средства его воплощения; выполнять движения, в том числе со сложным ритмическим рисунком, качественно, самостоятельно, технично, ритмично, выразительно; осуществлять контроль, создавать выразительные оригинальные музыкальные образы, передавать настроение, импровизировать с использованием специфического «языка музыки»; согласовывать свои действия с действиями других детей в коллективных формах музыкальной деятельности.

Физическое развитие:

Сформированные точные, четкие и координированные мелко моторные движения, как знакомые, так и новые, по показу и инструкции; умение последовательно выполнять сложные движения по образцу, словесной инструкции, плану, создавать творческое сочетание движений, контролировать и оценивать качество выполнения движения с точки зрения точности, правильности. Двигательное воображение. Целостное психосоматическое состояние.