Информационно-творческий проект «Прививка без слёз»

Проект подготовила

педагог-психолог МБДОУ

«Центр развития ребёнка – Детский сад №178» г. Чебоксары

Харитонова Мария Александровна.

 

Проект рекомендован к публикации

на курсах повышения квалификации

педагогов-психологов ОУ ЧР по программе

«Специфика профессиональной деятельности

 педагога-психолога дошкольной образовательной организации

 в условиях введения и реализации ФГОС»

 

Чебоксары – 2015

***

 

Содержание

Пояснительная записка........................................

Паспорт проекта...................................................

Подготовительный этап......................................

Практический этап...............................................

Заключительный этап...........................................

Дальнейшее развитие проекта..............................

Список использованной литературы....................

Приложения ............................................................

***

Пояснительная записка

Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания. Во-первых, в связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового  «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остаётся в отличие от общего образования необязательным, но существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка. Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми.

Настал период, когда следует отказаться от жестокости, запугивания детей, утаивания от них подробной информации, принижение личности ребёнка. Ранее все это имело место быть, любой дошкольник всегда что-то был должен своим родителям, воспитателям, школе. ФГОС расставляет  акценты в пользу развития творческих качеств и социальной адаптации. Метод проектов замечательно подходит для реализации некоторых целей заданных современным образованием.  В его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребёнка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.

Основное предназначение метода проектов – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

Проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Метод проектов – система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Информационно-творческий проект «Прививка без слёз» был выбран не случайно, в современном мире проблема вакцинации детей звучит очень часто. Существует много мнений по поводу нужности или, наоборот, вредности прививок. Дети зачастую дезинформированы, нередко запуганы страшными историями об уколах.

Данный проект направлен на создание здоровьесберегающих условий в ДОУ, обеспечение эмоционального благополучия детей и гармонизацию детско-родительских отношений.

Мало найдётся людей, которые спокойно относятся к уколам. В ожидании инъекции приходится дрожать не только детям, но и взрослым.  И если последние способны контролировать свои эмоции, то у детей подобный страх может закрепиться и перерасти в фобию. Избежать этого помогут своевременное выявление причин возникновения страхов у дошкольников, а также применение адекватных возрасту методов их профилактики и разъяснение необходимости данной  процедуры.

Рано или поздно каждый родитель сталкивается с необходимостью посещения с ребёнком медкабинета: подходит время делать прививки для оформления медицинской карты перед поступлением в детский сад или плановой вакцинации, например, против гриппа. И почти всегда эта процедура вызывает у дошкольников море слёз, обид на родителей, медсестёр и воспитателей. Дети всеми возможными правдами и неправдами стараются избежать прививок, боятся прививок, боятся даже самого этого слова. Для того, чтобы свести к минимуму возникновение таких ситуаций, следует разобраться, почему дошкольники боятся прививок, и как взрослые могут сделать эту процедуру менее травмирующей для них.     

Предложенный проект способствует решению проблем в психоэмоциональном развитии дошкольников посредством организации совместной деятельности педагогов, воспитанников и их родителей. Также содействует гармонизации семейных взаимоотношений через привлечение родителей к совместной деятельности и психолого-педагогическое просвещение их в вопросах воспитания и развития детей.

Паспорт проекта

Тип проекта: информационно-творческий, долгосрочный.

Актуальность: наличие большого числа дошкольников, имеющих проблемы эмоционального характера, вызванных медицинским стрессором, то есть прививками и вакцинацией. Чётко прослеживается необходимость в снижении панического страха детей перед медицинскими манипуляциями. Для этого необходимо формировать у детей разносторонние знания о процедурах, проводимых в медицинском кабинете детского сада, а также развивать положительные эмоции, способствующие правильному принятию ситуации во время вакцинации. Педагогам необходимо правильно организовать воспитательно - образовательную работу с детьми дошкольного возраста, которая поможет бесстрессово сопровождать детей на процедуры медицинского характера. Надо учитывать возрастные, индивидуальные психологические особенности детей, создавать благоприятные условия, оптимальное сочетание разнообразных видов деятельности, включённых в процесс подготовки к вакцинации для отвлечения внимания ребёнка.

Таким образом, можно выделить следующие основные проблемные моменты:

  • имеющиеся у детей проблемы стрессовой направленности по отношению к прививкам, в том числе панический страх;
  • нежелание части родителей проводить плановую вакцинацию детей и, как следствие, формирование неправильных стереотипов и эталонов здоровья (из беседы с родителями, письменные отказы от прививок);
  • недостаток у детей знаний о прививках, вакцинации, об  их необходимости для  здорового развития.
  • завышенный порог болевого синдрома во время прививок, связанный с неправильным формированием эмоционального фона ребёнка и нервной обстановкой во время проведения процедуры.

Цель: психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста в мероприятиях медицинского характера с целью снижения тревожности, страха, напряжённости через развитие их эмоциональной сферы, способствующей правильному восприятию ситуации, расширение информационной зоны о прививках и внутреннюю подготовку к процедуре вакцинации.

Задачи:  Для реализации проекта необходимо решить ряд задач следующего вида.

  Личностно-ориентированные задачи

  • Учить понимать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние своего собеседника, детей и родителей.
  • Расширять и закреплять социально-приемлемые способы выражения эмоций (словесные, физические, творческие) у воспитанников.
  • Развивать у дошкольников эмпатию (способность к сопереживанию).
  • Знакомить и обучать навыкам релаксации и саморегуляции детей старшего дошкольного возраста и их родителей.
  • Развивать исследовательские умения и навыки: задавать вопросы; собирать совместно со взрослыми необходимую информацию (источники – художественная литература, встреча со специалистами, беседа с воспитателями и родителями, просмотр видеофильмов); делать выводы и умозаключения; представлять свой опыт в форме продуктов исследования (рисунки, плакат, фоторепортаж, книжки- малышки, альбом, коллаж) .

Образовательные задачи

  • Научить детей преодолевать страх.
  • Познакомить детей с другой стороной вакцинации, рассказать о  положительных моментах данной процедуры.
  • Показать виды шприцов и раскрыть возможности их положительного применения на практике.
  • Приоткрыть информационный дефицит, предоставить доступную информацию по возрасту, дать опорные знания о причинах вакцинации  и её необходимости.
  • Рассказать в доступной дозированной форме о некоторых болезнях и последствиях.

Воспитательные задачи

  • Воспитывать желание заботиться о своём здоровье и положительное отношение к посещению медицинского кабинета.
  • Воспитать уважение к медицинскому персоналу, чувство благодарности к медицинским работникам.

Участники проекта: педагог-психолог, специалисты, воспитатели  ДОУ, дети, их родители.

Сроки реализации проекта: основные сроки с 15.01.14 по 15.05.2014 года, поддерживающие мероприятия на протяжении 2014-2015 учебного года.

Этапы реализации проекта: 

I этап подготовительный: январь  2014 г.

  • Выбор темы, составление начального плана работы.
  • Изучение литературы по теме проекта.
  • Обзор актуальности проблемы, обозначение основной  структуры работы.
  • Подбор первичной статистики по теме. 
  • Определение цели и задач проекта.
  • Подготовка «Пакетов домашних заданий» для групп.
  • Оформление первичной ознакомительной мультимедийной презентации по проекту.

II этап практический: февраль – апрель 2014 г.

  • Беседа о прививках по интересующим вопросам, затрагивая эмоционально личностные критерии личности и стрессовость процедуры.
  • Осуществление взаимодействия между участниками проекта.
  • Организация познавательной  непосредственной образовательной деятельности  по теме «Прививка без слёз».
  • Проведение ряда коллективных работ по группам.
  • Привлечение в структуру бесед с детьми и родителями медицинского персонала детского сада.
  • Проведение ряда коррекционных мероприятий с детьми, наиболее сложно поддающимися эмоциональной корректировке. 
  • Оформление конечных продуктов, запланированных по проекту.

III этап заключительный: основная работа – в мае 2014 года, поддерживающие мероприятия – в течение последующего 2014-2015 учебного года.

  • Оценка эффективности реализации проекта.
  • Демонстрация полученных результатов (организация заключительного мероприятия); второй этап мультимедийной презентации и конечных продуктов деятельности по проекту.
  • Анализ перспектив дальнейшего развития проекта.

IV этап мультимедийная презентация: 15 мая 2014 г.

  • Подготовка мультимедийной презентации, оформление фоторепортажа, красочная реализация проекта.

Исполнители проекта:  воспитанники МБДОУ «Центр развития ребёнка – Детский сад № 178» г. Чебоксары; администрация МБДОУ «ЦРР – Детский сад № 178» г. Чебоксары;  педагог- психолог  МБДОУ «ЦРР – Детский сад № 178» г. Чебоксары; воспитатели групп МБДОУ «ЦРР – Детский сад № 178» г. Чебоксары; родители  воспитанников МБДОУ «ЦРР – Детский сад № 178» г. Чебоксары; специалисты, медицинский персонал МБДОУ «ЦРР – Детский сад № 178» г. Чебоксары.  

Материально-техническая база:

Занятия проводятся в кабинетах специалистов и в групповых комнатах. Применяется необходимый для занятий раздаточный материал, а также электронные презентации, демонстрационный материал.

Ожидаемые результаты:

 •  Улучшение эмоционального состояния дошкольников во время вакцинации, создание спокойного фона до, во время и после процедуры прививки.

•        Гармонизация детско-родительских отношений, формирование правильной позиции по отношению к прививкам.

•        Сформированность знаний детей о необходимости прививок и последствиях при отказе.

•        Снижение уровня страха у дошкольников перед медицинскими процедурами.

Дальнейшее развитие проекта:

Систематическое поддержание достигнутых результатов. Для этого в течение последующих лет необходимо проводить занятия информационно-творческого характера, консультации с родителями и воспитателями. Отслеживать изменения причин возникновения страхов прививок у детей, анализировать динамику достигнутых результатов, проводить опросы и анкетирование.

Подготовительный этап

Данный этап предусматривает подготовку первой части мультмедийной презентации и  выступление на педагогическом совещании в ДОУ с целью ознакомления присутствующих с основными этапами работы по данному проекту.

Во время подготовки к реализации проекта изучена литература по теме, учтены основные позиции планирования и реализации проектов с учётом ФГОС дошкольного образования.

● Глубоко изучена тематика проекта, подготовлена предметно-пространственная развивающая среда.

● Создана игровая мотивация, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.

●  Продуманы  проблемные ситуации, доступные  для детского  понимания и с опорой на личный опыт детей.

● Задания продуманы так, чтобы можно было заинтересовать каждого  ребёнка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.

● При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживалась детская инициатива.

● Тактично рассмотрены все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребёнок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

● Соблюден принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.

● В ходе работы над проектом создана атмосфера сотворчества с ребёнком, использовался индивидуальный подход.

● Развивалось творческое воображение и фантазия детей.

● К проекту подходили творчески, давая возможность каждому ребёнку раскрыться.

● Ненавязчиво вовлечены родители в совместную работу над проектом, создана радостная атмосфера совместного с ребёнком творчества.

            Также во время подготовительного этапа проведена предварительная диагностика детей: в данном проекте используется метод опросов, анкетирование и наблюдение. Так, из данных медицинских работников выявлено, что за 2013-2014 учебный год полных отказников от прививок выявлено 5% от общего числа воспитанников. Мальчики старшего дошкольного возраста боятся прививок гораздо больше, чем девочки. По опросам выявлено 70% мальчиков и 30% девочек с негативными установками в отношении вакцинации. Был проведен ряд бесед с детьми, стоящими перед медицинским кабинетом в ожидании прививок, во время которых им задавался следующий вопрос:  «А ты боишься прививок?». Из 43 детей, опрошенных за период плановой вакцинации, только 9 детей признались, что сильно бояться уколов. Данные дети уже во время разговора начинали плакать, придумывать отговорки, якобы освобождающие их от уколов, некоторые даже пытались сбежать обратно в группу. 18 детей  заявили, что не боятся, но перед самой прививкой их настроение менялось на негативное. Только 16 детей относительно спокойно шли на прививку. Конечно, поддаваясь общему негативному настрою, они слегка настораживались перед уколом, но вели себя умеренно спокойно.

   Результаты опроса родителей для определения отношения к прививкам:

В опросе участвовало 304 родителя воспитанников нашего детского сада. Получены следующие данные: 33% (102 человека) делают прививки вовремя; 53% (163 человека) делают прививки, но при этом испытывают повышенное чувство тревоги, им кажется, что прививка не является безопасной для их детей.  12% (37 человек) стараются избегать прививок, берут всевозможные медицинские отводы, стараются отсрочить время вакцинации. И 0,5% (2 человека)  из опрошенных полностью отказываются от прививок.

   Причины отказов от прививок по результатам опросов родителей:

  • Страх негативных последствий для ребёнка  после прививки.
  • «А зачем они вообще нужны!» (отсутствие доступной, качественной, полной информации).
  • Реальные медицинские противопоказания.
  • Сознательное расширение границ страха (создание очередей перед прививочным  кабинетом, запугивания типа «Сейчас придёт злой врач и сделает тебе ВОТ ТАКИМ уколом прививку», «Не будешь слушаться, позову врача!»).

Практический этап

   Во время этого этапа проведена серия разнообразных занятий. Занятия имеют различную творческую, информационную и психокоррекционную   природу. Занятия подобраны с учётом возрастных особенностей детей в группах. Ниже предложен общий тематический план занятий с примерным описанием планируемых работ.

План мероприятий

Описание работы

Участники

1.

Беседа с медицинской сестрой на тему «А прививка-то нестрашная». 

На данном этапе необходимо рассказать детям о том, зачем нужны прививки, к чему может привести отказ от вакцинации.  Цель: расширить представления детей о вакцинации. Следует просмотреть  мультимедийную презентацию про вирусы, которые могут попасть в организм человека и доставить массу неприятностей. Важно разобраться, откуда они берутся и как передаются от одних людей к другим.

   Страх прививки возникает в первую очередь из-за страха неизвестности. Взрослые не всегда могут объяснить, для чего нужна прививка, что ждет малыша за дверями "страшного" кабинета. При вакцинации детей в ДОУ во избежание возникновения у дошкольников негативных эмоций педагоги нередко до последнего момента утаивают от воспитанников "для чего они пойдут в кабинет  врача". В результате достигается обратный эффект – страх прививки только усиливается и закрепляется. Вторая ошибка взрослых в том, что они обманывают детей, утверждая, что это совсем не больно. Понятно, что делается это из добрых побуждений, чтобы как можно скорее успокоить ребёнка, сделать прививку не страшной. Но из- за этой лжи дети могут начать сомневаться в словах педагогов, родителей, ведь больно им будет в любом случае. Разумнее предупредить о боли, но сказать, что она будет не очень сильной и непродолжительной. В такие моменты важно также, чтобы родители, по возможности, были рядом, проявили эмоциональное участие, сопереживание горю, успокоили и пожалели ребёнка.

    Очень полезными могут быть «Я-высказывания», например, "Я вижу, что тебе больно", "Я вижу, что ты боишься". Эти фразы не снимут вмиг все переживания дошкольника, но покажут ему, что близкий человек рядом и готов прийти на помощь.

 

Дети подготовительных, старших и средних групп,

педагог-психолог, воспитатели, медицинская сестра ДОУ.

2.

Беседа о прививках с использованием «Модели трёх вопросов»:

Что вы знаете о прививках?  Что вы хотите узнать

о прививках?

Как мы будем это узнавать?

Ознакомительная деятельность,  направленная на расширение и закрепление знаний о прививках у детей. Обобщение опыта, коллективные рассказы о причине возникновения страха во время вакцинации в виде тренингового занятия. Данное мероприятие необходимо для сбора дополнительной информации о причинах ярко выраженной концентрации страха у дверей медицинских кабинетов.

Дети подготови-

тельных групп, педагог-психолог, воспитатели.

 

3.

Художественная деятельность: рисование эскизов "Злобные вирусы", «Храбрый шприц».

Творческие попытки детей выразить своё видение причин, по которым необходимо делать прививки, и раскрыть в рисунках положительные моменты вакцинации.

Дети подготовительных, старших, средних  групп, педагог-психолог, воспитатели.

 

4.

Творческая деятельность совместно с родителями  «Сочиняем полезные сказки».

Данное мероприятие направлено на повышение творческой активности дома, на привлечение родителей к процессу осознания причин страхов детей по поводу уколов и к поиску методов их устранения. Совместно с детьми родители сочиняют сказки, стихи или просто истории на тему «Я прививок не боюсь». Героями могут стать любые персонажи, главное – чтобы история получилась поучительной, интересной и с позитивным настроем  на преодоление страха.

Дети подготовительных, старших,  средних групп, родители, педагог-психолог.

5.

Консультации для родителей  на темы «Прививка и здоровье вашего малыша», «Давайте вместе развеем мифы про прививки».

 

Распространение брошюр с краткой информацией, обзор  основных мифов, связанных с этой темой. Индивидуальные консультации по проблеме страха прививок у детей.  Составление памяток совместно с родителями.

Дети всех групп ДОУ, педагог-психолог, медицинский персонал ДОУ,  воспитатели, родители.

6.

Развлекательная деятельность,

сюжетно- ролевая игра «На приёме у врача», «Больница» и др.

 

Игры направлены на информатизацию и снижение страхов через проживание ролей, обсуждение позиций героев и творческую деятельность детей в группах. На данной стадии приветствуется создание проблемных ситуаций во время игры, внесение в игровой процесс дополнительных атрибутов, ведение процесса игры в развернутом формате.

Дети младших и подготови-

тельных групп, педагог-психолог, воспитатели.

7.

Продуктивная деятельность с помощью шприца с использованием рисования и пластилиногра-фии.

 

Рисование специальной массой с помощью шприца и обычных карандашей. В качестве основного инструмента для рисования предлагается использовать обычный медицинский шприц без иглы, который наполняется шпатлёвкой, подкрашенной в различные цвета.

  • В младших группах данную технику желательно  применять только в виде демонстрационной модели или как развлекательный момент, так как дети не могут равномерно выдавливать массу из шприца, им сложно совершать одновременно несколько дополняющих дел.
  • В средних группах данную технику используют по типу «разукрашки», то есть даётся шаблонный рисунок, который при помощи шприца разукрашивается.
  • В старших группах  предлагается использование данной техники в групповом исполнении, то есть создание коллективного коллажа.
  • В подготовительных группах   предлагается индивидуальное фантазирование, позволяющее более глубоко оценить данный нетрадиционный способ рисования.

 

Дети подготовительных, старших, средних  групп, педагог-психолог, воспитатели.

8.

Лепка поделки с использованием медицинского шприца в качестве основы.

Создание поделок из пластилина на основе медицинских шприцов, аппликация на шприцах, создание различных образов. Данное творческое задание направлено на активацию  воображения. Для начала ребёнок должен представить шприц будущего – такой шприц, которого бы он не боялся. Далее, используя необходимые материалы, можно декорировать корпус медицинского шприца. Опредмеченные результаты детской фантазии можно покрыть лаком и использовать в качестве талисманов во время походов на уколы, прививки.

Дети подготовительных групп, педагог-психолог, воспитатели.

 

9.

Просмотр тематических мультфильмов  с последующим обсуждением и рефлексией.

Перечень мультфильмов  и сказок, в которых упоминаются страхи или же  в них затрагивается отношение к прививкам:

  • Г.Баринова "Страшная история", Союзмульфильм, 1979 г.
  • Ю.Бутырин "Большой Ух", Т.О.Экран, 1989 г.
  • Г.Волков "Про паучка, с которым никто не дружил", Волгоградское телевидение, 1975 г.
  • Л.Каюков "Ничуть не страшно", Союзмультфильм, 1981 г.
  • Н.Павловская "Сказка про храброго зайца", Свердловская киностудия, 1978 г.
  • Л.Позднеев "В лесной чаще", Союзмультфильм, 1954 г.
  • В.Г.Сутеев "Про бегемота, который боялся прививок", ООО "Издательство Астрель", 2000 г.
  • О.Ходатаева "У страха глаза велики", Союзмультфильм, 1946 г.
  • О.Чуркин "Крошка енот", Т.О.Экран, 1974 г.
  • Д.Шмидт, Т.Клейн «Лунтик и его друзья»: 214 серия «Прививка», 2009 г.

Мультфильмы разбираются на предмет концентрации страха и возможности избегания или смягчения проявления этого эмоционального эффекта у дошкольников.

Дети подготовительных, старших и средних групп, педагог-психолог, воспитатели.

 

10.

Создание поделки -сувенира с использованиемразличных техник.

Поделка-сувенир используется в качестве дополнительного подкрепления положительных эмоций, сформировавшихся в результате реализации данного проекта. Этот вид творчества направлен на создание индивидуального талисмана, который бы выполнял в дальнейшем своеобразный эффект плацебо. Так, ребёнок создает себе какой-либо творческий тематический атрибут и каждый раз во время прививки берёт его с собой, тем самым внутренне настраивая себя на то, что ему не будет больно, что всё пройдет хорошо, ведь он не один в эти минуты.

 

Дети подготови-

тельных

групп, педагог-психолог, воспитатели.

 

11.

Коллаж, стенгазета  «НЕ страшная медицина» и оформление минивыставки по видам шприцов.

Вместе с детьми составить коллаж или стенгазету из материала, принесённого из дома (картинки по теме, предметы тематические, фотографии с позитивной проекцией, другое), и из коллажей «Не боюсь прививок», нарисованных детьми в группе.

 

Дети подготови-

тельных

групп, педагог-психолог, воспитатели.

 

12.

Чтение главы «У врача» из книги Г. Л. Шалаевой, О.М. Журавлевой, О. Г. Сазоновой «Правила поведения для воспитанных детей». 

13.

Театральная постановка на тему «На приёме у врача».

 

Чтение является полезной деятельностью: прочитав и обсудив рассказ,  дети усвоят  нужную информацию. Возможны варианты проигрывания некоторых сцен из прочитанного материала, обсуждения поведения героев, разбор положительных и ярких моментов.

Дети подготови-

тельных

групп, педагог-психолог, воспитатели.

14.

Дополнительное коррекционное занятие с группой детей «И я научусь не бояться».

Проведение группового коррекционного занятия направлено на более глубокое исследование и разоблачение страха, на обучение  способам снятия напряжения, трансформации страха в лёгкий испуг, проговаривание негативных моментов.

Дети подготови-

тельных

групп, педагог-психолог, воспитатели.


В каждой  групповой параллели реализация запланированных мероприятий осуществляется с опорой на возрастные особенности детей, занятия видоизменяются по сложности и атрибутике.

Заключительный этап

 Сроки завершения основного проекта «Прививка без слёз» с 01.05.14 по 15.05.2014 г.

На этом этапе происходит структурирование и обработка полученных результатов, обработка и оформление конечных продуктов, заложенных в проекте (коллажи, памятки, фотоотчёты, презентации, выставки детских творческих  работ, другое).

   Обобщение  достигнутых результатов. Тут же проводится анализ наиболее сложных моментов в процессе реализации проекта. Также в финале запланирована и реализована  мультимедийная презентация проекта в МБДОУ «ЦРР – Детский сад  № 178» г. Чебоксары.

 

Дальнейшее развитие проекта

У многих детей действительно имеются проблемы стрессовой направленности по отношению к прививкам, в том числе панический страх. Нередко это провоцируется нежеланием части родителей проводить плановую вакцинацию детей. Таким образом, формируются негативные стереотипы и с ними очень трудно справляться. Данный проект направлен на устранение недостатка знаний о прививках у детей с помощью активации их творческого начала.  Различные  занятия помогли детям посмотреть на уколы с другой стороны. Каждый попытался заглянуть и заглянул в лицо своему страху. 

Анализируя и сравнивая результаты за 2013-2014 год и за 2014-2015 год,  выявлено следующее:

  1. За 2013-2014 учебный год полных «отказников» от прививок, по данным медицинской службы ДОУ, насчитано 5% от общего числа посещающих детский сад. В 2014-2015 учебном году этот показатель снизился до 3%. 
  2. Заметно улучшился эмоциональный фон и настрой у детей, ждущих прививку. Дети после проведённых с ними мероприятий, стоя перед медицинским кабинетом в ожидании уколов, обсуждают героев из мультфильмов, или же разглядывают свои талисманы, сочиняют новые истории про победу добра над злом.
  3. Общее состояние детей стало гораздо спокойнее, ровнее. Ребята научились сопереживать и поддерживать тех, кто ещё не совсем  умеет справляться со страхом.

Работа в данном направлении, несомненно, должна быть расширена  и продолжена. Без постоянной работы по данному направлению сохранить достигнутые результаты будет сложно. Поэтому следует ввести в ДОУ традицию развлекательно-информационного характера под лозунгом  «Прививка без слёз», когда родители, дети и педагоги могут свободно пообщаться в игровой форме на приближенные  темы, создать страничку на сайте детского сада, где родители могут беспрепятственно и   конфиденциально задать интересующие вопросы и получить квалифицированную консультацию медицинских специалистов, педагога-психолога. Важно организовать иную деятельность под руководством педагога-психолога, направленную на гармонизацию детско-родительских отношений, антистрессовую разгрузку и освоение способов самоконтроля, преодоление страха. 

 

Рекомендации для взрослых

«Как настроить ребёнка на прививку»

  1. Необходимо говорить детям правду: уколы не бывают абсолютно безболезненными, принять во внимание стоит хотя бы душевные переживания детей по поводу уколов. Лучше говорить о том, что укол – это «чуть-чуть больно», «как комар укусил». В этом случае ребёнок будет морально готов к уколу и в большинстве случаев и вовсе его не заметит, чему будет очень рад.
  2.  Не стоит формировать у детей негативного отношения к уколам и прививкам и уж тем более пугать ими. Никогда не следует использовать уколы в качестве угрозы, наказания («Вот придёт дядя-врач и сделает тебе укол»). Уколы необходимы, чтобы быть здоровым и не болеть – такая мотивация будет правильной.
  3. Важно сохранять спокойствие и внутреннее равновесие, поскольку Ваше волнение и беспокойство передаются ребёнку. Будьте спокойны и уверены, и тогда ребёнок перенесёт прививку гораздо легче. Уважаемые родители, во время укола ребёнка лучше посадить себе на колени: с одной стороны, ребёнок чувствует себя в большей безопасности, а с другой, – его движения проще контролировать.
  4.  Постараться сделать так, чтобы ребёнок был расслаблен. Детей младшего дошкольного возраста лучше приласкать, детей старшего дошкольного возраста – попросту отвлечь (мыльные пузыри, надувание щёк или «самых больших в мире» пузырей из жвачки, задувание воображаемых свечей на воображаемом праздничном торте, др.). Для детей младшего дошкольного возраста полезным может оказаться небольшой кусочек сахара за щекой. Общайтесь с ребёнком, играйте, пойте песенки, разглядывайте предметы интерьера, играйте взятой из дома игрушкой.
  5.  Детям старше 5 лет можно предложить выбрать место укола, т.е. в ножку («как маленьких») или в плечо («как взрослых»). Ребёнок таким образом получает некоторую степень контроля над происходящим, ему приятно, что его мнением интересуются, в том числе и врачи. Попросите врача поговорить с ребёнком, молчаливая атмосфера провоцирует страх.
  6.  Если детей много, то весьма полезным может оказаться старый как мир приём «Кто самый смелый?». Чаще всего бывает, что самыми смелыми оказываются дети помладше, и в этом случае у старших не остаётся выбора.
  7. Важно дать ребёнку выплакаться после укола. Не заставляйте ребёнка «быть храбрым», не говорите, что плакать стыдно.
  8.  Если ребёнок говорит, что ему больно, «выдуйте» боль. Сделайте глубокий вдох и медленно «выдувайте» боль. Повторите это упражнение несколько раз.

Список использованной литературы

  1. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 57 с.
  2. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники – Ростов н/Д: феникс, 2007.
  3. Комаровский Е. О.  Здоровье ребёнка и здравый смысл его родителей – М.: Клиником, 2012. – 592 с.
  4. Комаровский Е. О. Справочник здравомыслящих родителей. Рост и развитие, питание, прививки. Часть 1. – М.: Клиником, 2011. – 400 с.
  5. Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. – М.: Владос, 2001.– 204с.
  6. Михалков С.,  Мешкова Е. Прививка. И другие рассказы. – М.: Детская литература: 2000. – 51 с.
  7. Сухинин Д. Прививки: техника безопасности. – М.: Икро, 2014.– 73с.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Проект // Дошкольное воспитание. – 2013. –№ 9.
  9.  Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 383 с.
  10.  http://www.doctor-self.com/article_43.htm
  11.  http://lib.komarovskiy.net/pravda-o-privivkax-suxinin-d.html
  12.  http://www.maam.ru/detskijsad/proekt-zdoroveformiruyuschie-i-zdorovesberegayuschie-tehnologi-v-doshkolnom-uchrezhdeni.html
  13.  http://vospitateljam.ru/tvorcheskij-proekt-privivka-bez-slez/
  14.  http://www.menobr.ru/materials/370/5251/
  15.  http://d19110.edu35.ru/sovet/sovety-meditsyny-nebolej-ka/o-yavleniya-dlya-roditelej
  16. http://forum.nightzone.ru/archive/index.php/t-1919.html
  17.  http://www.medmoon.ru/rebenok/realnye_problemy_vakcinacii.html
  18.  http://mdou19-korkino.ucoz.ru/index/vazhnye_privivki/0-140

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить