«Учимся мыслить творчески» занятие на развитие творческой активности

Майорова Наталья Владимировна,

педагог-психолог МБОУ «СОШ №49»г.Чебоксары 

Цель: развитие творческой активности, творческих способностей ребенка

Задачи:

•       создание положительного эмоционального фона;

•       развитие стремления ребенка к оригинальности мышления, преодоления привычных норм и способов;

•       формирование стремления к новым целям, объектам, догадкам, гипотезам, новым результатам.

Рекомендуемый возраст: от 5 до 10 лет

Материалы: пакет, в котором находятся и хорошо знакомые бытовые предметы, и вещи не совсем обычные (чайная ложечка, пластмассовый стаканчик, ножницы, футболка и т.д.); нити длиной 0,5 – 0,7 м; цветные карточки (20-30 шт.); муз. проигрыватель.

1.   Вводная часть

Упражнение «Улыбнись друг другу»

Цель - создание положительного эмоционального фона, активизация процесса включения в работу.

Ведущий произносит слова и показывает движение, дети – выполняют.

Ручки потянули вверх,

Словно там висит орех,

Тянем в стороны потом,

Словно обнимаем дом,

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Вправо, влево повернулись,

И друг другу улыбнулись.

Упражнение «Ухо – нос»

Цель- активизация лобных долей мозга.

Левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо. Одновременно опустить ухо, нос и хлопнуть в ладоши. Правой рукой взяться за кончик носа, левой 0 за противоположное ухо, опустить, хлопнуть в ладоши. Повторить 2-3 раза.

Глазодвигательное упражнение

Цель - развитие межполушарного взаимодействия, активизация восприятия, мышления, повышение энергетизации организма.

Движения по четырем направлениям  (вверх, вниз, вправо, влево) и диагоналям с легко прикушенным языком.

2.  Основная часть

Ведущий: Сейчас, каждому из вас предоставляется возможность побывать в качестве изобретателя.

Упражнение «Необычные способы использования предметов»

Цели – развитие стремления ребенка к преодолению привычных норм и способов действий с предметами, развитие способности порождать необычные идеи, развитие оригинальности  и гибкости мышления.

У ведущего  в руках  пакет, в котором находятся и хорошо знакомые бытовые предметы, и вещи не совсем обычные (чайная ложечка, пластмассовый стаканчик, ножницы, футболка и т.д.).

Каждый вытаскивает из пакета какой-то предмет. Необходимо назвать  как можно больше различных необычных способов применения данного предмета.

Побеждает тот, кто укажет большее число разных функций предмета.

Ведущий: Мы с вами побывали в роли изобретателя, а сейчас у вас есть возможность побывать в роли художника.

Упражнение «Волшебные нити»

Цель – развитие воображения, творческого мышления.

Каждому участнику раздаются небольшие отрезки нити. Участники подкидывают нить вверх, нить падает в виде какого-то узора. Задание – увидеть в узоре какое-то изображение (буквы, цифры, животное, различные предметы). Если у участника не получается увидеть что-либо, ему предоставляется другой нитью «дорисовать», чтобы получилось какое-то изображение.

Ведущий:

Мы с вами побывали изобретателями, художниками, а теперь превратимся в сказочников.

Упражнение «Сочиняем сказку»

Цели – развитие творческой активности, развитие воображения, творческого мышления, развитие умения слушать и работать в команде. 

Каждый участник получает карточку определенного цвета. Задание – сочинить общегрупповую сказку. Каждый произносит 1 предложение, в котором он должен использовать попавшийся ему цвет, либо ассоциацию на этот цвет. В итоге должна получиться общая сказка.

Упражнение«Порхание бабочки»

Цель - релаксация и развитие воображения

Ведущий: Займите удобное положение. Закройте глаза. Дышите легко и медленно.

Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движением ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны.

Теперь пусть каждый вообразит, что он – бабочка, что у него красивые и большие крылья. Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения.

А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Найдите глазами самый красивый цветок, медленно и плавно садитесь на мягкую пахучую серединку цветка. Улыбнитесь этому чудесному миру, весь мир улыбается вам.

У вас прекрасное настроение. Сохраните его на весь день.

3.  Заключительная часть

Подведение итогов занятия. Вопросы для обсуждения: Что вам понравилось больше всего? Что было сложным сегодня?

Упражнение «Кто сегодня молодец»

Психолог предлагает детям узнать, кто сегодня из них молодец, и говорит: «Молодец, кто сегодня улыбался». Дети, которые  считают, что сегодня много улыбались, громко кричат: «Это я!» Далее психолог продолжает игру со словами: «Молодец, кто сегодня старался», «Молодец, кто сегодня помогал друзьям», и т. п.

 

Список литературы:

1.   Глазунов,  Д.  А. Психология.   1 класс.  Развивающие занятия  / Д.  А.   Глазунов.  –  М. : Издательство «Глобус»,  2009. –  240 с.

2.   Кэдьюсон X. Практикум по игровой психотерапии /  Кэдьюсон X., Шефер Ч. –СПб.: Питер, 2001. — 416 с: ил. — (Серия «Практикум по психологии»).

3.   Майорова Н. В. Развитие творческой активности младших школьников : учебно-методическое пособие для организации внеклассной работы с младшими школьниками /  Н. В. Майорова, В. П. Ковалев. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2013. – 84 с.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить