«Учимся мыслить творчески» - занятие на развитие творческой активности
Майорова Наталья Владимировна,
педагог-психолог МБОУ «СОШ №49»г.Чебоксары
Цель: развитие творческой активности, творческих способностей ребенка
Задачи:
• создание положительного эмоционального фона;
• развитие стремления ребенка к оригинальности мышления, преодоления привычных норм и способов;
• формирование стремления к новым целям, объектам, догадкам, гипотезам, новым результатам.
Рекомендуемый возраст: от 5 до 10 лет
Материалы: пакет, в котором находятся и хорошо знакомые бытовые предметы, и вещи не совсем обычные (чайная ложечка, пластмассовый стаканчик, ножницы, футболка и т.д.); нити длиной 0,5 – 0,7 м; цветные карточки (20-30 шт.); муз. проигрыватель.
1. Вводная часть
Упражнение «Улыбнись друг другу»
Цель - создание положительного эмоционального фона, активизация процесса включения в работу.
Ведущий произносит слова и показывает движение, дети – выполняют.
Ручки потянули вверх,
Словно там висит орех,
Тянем в стороны потом,
Словно обнимаем дом,
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Вправо, влево повернулись,
И друг другу улыбнулись.
Упражнение «Ухо – нос»
Цель- активизация лобных долей мозга.
Левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо. Одновременно опустить ухо, нос и хлопнуть в ладоши. Правой рукой взяться за кончик носа, левой 0 за противоположное ухо, опустить, хлопнуть в ладоши. Повторить 2-3 раза.
Глазодвигательное упражнение
Цель - развитие межполушарного взаимодействия, активизация восприятия, мышления, повышение энергетизации организма.
Движения по четырем направлениям (вверх, вниз, вправо, влево) и диагоналям с легко прикушенным языком.
2. Основная часть
Ведущий: Сейчас, каждому из вас предоставляется возможность побывать в качестве изобретателя.
Упражнение «Необычные способы использования предметов»
Цели – развитие стремления ребенка к преодолению привычных норм и способов действий с предметами, развитие способности порождать необычные идеи, развитие оригинальности и гибкости мышления.
У ведущего в руках пакет, в котором находятся и хорошо знакомые бытовые предметы, и вещи не совсем обычные (чайная ложечка, пластмассовый стаканчик, ножницы, футболка и т.д.).
Каждый вытаскивает из пакета какой-то предмет. Необходимо назвать как можно больше различных необычных способов применения данного предмета.
Побеждает тот, кто укажет большее число разных функций предмета.
Ведущий: Мы с вами побывали в роли изобретателя, а сейчас у вас есть возможность побывать в роли художника.
Упражнение «Волшебные нити»
Цель – развитие воображения, творческого мышления.
Каждому участнику раздаются небольшие отрезки нити. Участники подкидывают нить вверх, нить падает в виде какого-то узора. Задание – увидеть в узоре какое-то изображение (буквы, цифры, животное, различные предметы). Если у участника не получается увидеть что-либо, ему предоставляется другой нитью «дорисовать», чтобы получилось какое-то изображение.
Ведущий:
Мы с вами побывали изобретателями, художниками, а теперь превратимся в сказочников.
Упражнение «Сочиняем сказку»
Цели – развитие творческой активности, развитие воображения, творческого мышления, развитие умения слушать и работать в команде.
Каждый участник получает карточку определенного цвета. Задание – сочинить общегрупповую сказку. Каждый произносит 1 предложение, в котором он должен использовать попавшийся ему цвет, либо ассоциацию на этот цвет. В итоге должна получиться общая сказка.
Упражнение«Порхание бабочки»
Цель - релаксация и развитие воображения
Ведущий: Займите удобное положение. Закройте глаза. Дышите легко и медленно.
Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движением ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны.
Теперь пусть каждый вообразит, что он – бабочка, что у него красивые и большие крылья. Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения.
А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Найдите глазами самый красивый цветок, медленно и плавно садитесь на мягкую пахучую серединку цветка. Улыбнитесь этому чудесному миру, весь мир улыбается вам.
У вас прекрасное настроение. Сохраните его на весь день.
3. Заключительная часть
Подведение итогов занятия. Вопросы для обсуждения: Что вам понравилось больше всего? Что было сложным сегодня?
Упражнение «Кто сегодня молодец»
Психолог предлагает детям узнать, кто сегодня из них молодец, и говорит: «Молодец, кто сегодня улыбался». Дети, которые считают, что сегодня много улыбались, громко кричат: «Это я!» Далее психолог продолжает игру со словами: «Молодец, кто сегодня старался», «Молодец, кто сегодня помогал друзьям», и т. п.
Список литературы:
1. Глазунов, Д. А. Психология. 1 класс. Развивающие занятия / Д. А. Глазунов. – М. : Издательство «Глобус», 2009. – 240 с.
2. Кэдьюсон X. Практикум по игровой психотерапии / Кэдьюсон X., Шефер Ч. –СПб.: Питер, 2001. — 416 с: ил. — (Серия «Практикум по психологии»).
3. Майорова Н. В. Развитие творческой активности младших школьников : учебно-методическое пособие для организации внеклассной работы с младшими школьниками / Н. В. Майорова, В. П. Ковалев. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2013. – 84 с.