Тренинговое занятие для педагогов «Сказочное путешествие…»
Печурина Светлана Андриановна, педагог-психолог
МБДОУ «ЦРР-детский сад №177» г.Чебоксары
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Цели:
1. Снятие психоэмоционального напряжения, гармонизация внутреннего состояния;
2. Сплочение коллектива через составление групповой сказки с использованием «Хроматических цветовых карт»;
3. Активизация ресурсов бессознательного с использованием картин художницы Жозефины Уолл;
4. Развитие творческих способностей;
5. Знакомство с новыми способами и методам саморегуляции.
6.Приобретение нового опыта создания сказки
Необходимые материалы:
· свеча в красивом подсвечнике;
· музыкальное сопровождение с записями Kitaro- Endless Water и Acua;
· кинетический песок (Kinetic Sand)-5 кг.;
· Деревянная или надувная песочница;
· Цветные пластиковые тарелочки диметром -24 см.;
· Фото картин художницы Жозефины Уолл;
· Цветные хроматические картин А. И. Копытина (по принципу Люшера), вырезанные из цветного картона;
· Миниатюрные фигурки людей, животных, птиц, морских животных, растений, ракушек, разноцветных камушек и т.д.;
· стулья и столы по количеству участников;
· просторный кабинет.
Ход занятия:
Приветствие (спокойная музыка) …
Каждому из нас еще ребенком мир казался сказкой, где были чудеса, волшебники, принцы и принцессы, феи с волшебными палочками…Мы знали, верили, чудеса на свете случаются. Но жизнь идет,и сказка продолжается и, повзрослев мы словно в сказке проходим свои этапы как сказочные герои, чтобы достичь поставленных целей и совершить переход на новый этап жизненного цикла.
Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие в удивительный мир сказок, где происходят чудеса и волшебные превращения. А попасть в мир сказок нам поможет наш проводник-зажженная свеча. Я приглашаю вас в круг, к волшебной свече (спокойная музыка).
Ритуал «входа» в сказочное пространство
Цель: создание настроя на совместную работу, вход в сказку
Предлагаю сесть поудобнее, расслабиться, взять друг друга за руки, мысленно поздороваться без слов…, жестами, мимикой и т.д. Глядя на свечу, сделайте глубокий вдох-выдох. Мы погружаемся в сказочный мир, глубокий вдох-выдох. Мы оказались в волшебном мире, в мире сказок, волшебства и чудес…
Создание групповой сказки с использованием цветовых
хроматических карт А.И.Копытина
Цель: сплочение коллектива, обретение нового опыта создания сказки
Сказки бывают разные: народные, авторские, а есть сказки, обладающие особым действием. Так, и мы с вами станем сказочниками и сочиним собственную сказку группы:
1. Для начала мы должны выбрать героя сказки (Это может быть человек, может быть представитель животного или растительного мира, вымышленный персонаж)
2. Затем придумываем Зачин - Начало сказки (Жил-был…, или в некотором царстве, в некотором государстве.)
3. Далее мы даем более подробную характеристику герою (Наделяем его характером, темпераментом)
4. Затем сталкиваем героя с проблемой, трудностью, конфликтом (Однажды Змей Горыныч похитил Василису Прекрасную)
5. Описываем реакцию героя на случившееся (Василиса заплакала …)
6. Далее наш герой начинает искать выход из ситуации, пробует решить свою проблему
8. В итоге Герой должен справиться с ситуацией, найти верное решение
9. Завершающий шаг - сказочная развязка (герой получает награду, и сказка приобретает счастливое завершение)
А чтобы сочинить нашу сказку группы, мы воспользуемся цветовыми хроматическими картами А.И. Копытина. Предлагаю левой рукой, вслепую выбрать карту сцветом, никому не показывая. Далее каждый из вас добавит свое предложение, ассоциирующегося с цветом выбранной карты по предложенному алгоритму сочинения групповой сказки, в итоге у нас получится одна общая сказка. Здесь важно слышать и слушать друг – друга… Начнем по желанию.
Рефлексия…
Упражнение с фотографиями
картин художниц Жозефины Уолл
Цель: пробуждение женских сил, активизация внутренних ресурсов, проработка проблемы, приобретение нового опыта создания сказки с заданными вопросами.
В жизни каждой из нас есть уникальный сказочный сюжет, где мы являемся главными героинями. И однажды этот сюжет находит воплощение в жизни, давая нам пробуждение женских сил, раскрытие своего потенциала и пробуждение ресурсов (На столе разложены карты художницы Жозефины Уолл).
Вслепую, левой рукой выберитеодну карту. Посмотрите внимательно на нее и ответьте письменно:
- Что видите на карте? 2. Что привлекает ваше внимание больше всего? 3.Как событие на картине перекликается с вашей жизнью? 4. Что видите еще на картине? 5. Какой психологический ресурс несет для вас эта карта?
Далее, используя ответы, составим сказку по картине.
Рефлексия…
Упражнение
«Путешествию в «песочную» сказку»
Цель: активизация творческих ресурсов, приобретение нового опыта создания сказки с предметом, снятие психоэмоционального напряжения, гармонизация внутреннего состояния.
Мир сказок загадочен и полон тайн. Из сказок мы узнаем о волшебных превращениях и чудесах, где часто, герои сказок похожи, по характеру… Ну а наше путешествие продолжается… Выберите предмет из сумки, представляющую вашу сущность. Это может быть заколка, часы, помада, расческа и т.д. Сядьте поудобнее, закройте глаза, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и расслабьтесь, держите предмет в руках…
Медитация:
Попробуйте почувствовать его, понять, какой он в образе сказочного персонажа, где находится, что его окружает, с кем взаимодействует. На далекой и неизвестной сказочной планете не было воды, а был только песок уникальный по своим свойствам волшебный песок. А теперь отправимся на эту планету с удивительным песком, где предмет станет главным героем этой планеты. Медленно открываем глаза, сделаем несколько глубоких вдохов и выдохов…
Выберем свою планету (выбирают разноцветные тарелочки с кинетическим песком) по цвету с песком и поместим наши предметы в том месте, где больше всего хочется, можно в ваш мир добавит миниатюрные фигурки, растения, камушки и т.д., по желанию и составим сказку с предметом, к примеру «…путешествие расчески в страну песочных гор…» и т.д.
Рефлексия…
Практически в каждой сказке есть волшебный цветок или мудрец, который наделяет нас необыкновенной силой, активизируют наши внутренние ресурсы. Так и мы с вами отправимся в путешествие к нашему внутреннему волшебному цветку, где возможно найдем ответы на наши вопросы.
Упражнение – релаксация «Внутренний цветок»
(под спокойную музыку).
Цель: активизация внутренних ресурсов, снятие напряжения, гармонизация психоэмоционального состояния.
Сядьте поудобнее, закройте глаза, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и расслабьтесь.
Представьте себе куст с цветами и бутонами... Обратите внимание на один из бутонов. Он еще закрыт, но на самом его верху уже заметен кончик с лепестками. Сосредоточьте свое внимание на этом образе, держите его в центре сознания.
Медленно зеленая чашечка начинает раскрываться, открывая яркие лепестки, которые все еще остаются закрытыми. Чашелистики продолжают раскрываться, и вы уже видите весь бутон целиком.
Лепестки тоже начинают раскрываться, медленно разворачиваясь до тех пор, пока не превращаются в полностью расцветший цветок... Почувствуйте, как пахнет этот цветок, ощутите ее характерный аромат.
Теперь представьте себе, что на цветок упал луч солнца. Он отдает ей свое тепло и свет... В течение некоторого времени продолжайте удерживать в центре внимания цветок, освещенную солнцем.
Загляните в самую сердцевину цветка. Вы увидите, как там появляется лицо мудрого существа. Оно преисполнено понимания и любви к вам.
Поговорите с ним о том, что для вас является важным в данный момент жизни. Не стесняясь, спросите о том, что вас сейчас больше всего волнует. Это могут быть какие-то жизненные проблемы, вопросы выбора и направления движения. Постарайтесь использовать это время для того, чтобы выяснить все, что необходимо.
Теперь отождествите себя с цветком. Представьте себе, что вы стали этим цветком или же вобрали в себя весь этот цветок... Осознайте, что цветок и мудрое существо всегда с вами и что вы в любое время можете обратиться к ним и воспользоваться какими-то их качествами. Символически - вы и есть этот цветок. Та же сила, которая вдыхает жизнь во Вселенную и создала цветок, дает вам возможность развить в себе вашу самую заветную сущность и все, что из нее исходит. А теперь медленно возвращаемся обратно.
Сказки - это особый язык, с помощью которого мы разговариваем с нашей душой и способны понять ее. Пробудиться от долгого сна и увидеть мир глазами сказки. И возвращаясь из сказочного путешествия, предлагаю вам забрать с собой частицу нашего сказочного путешествия, выбрав в слепую любую карту с притчей… Пусть эта карта будет вам напоминанием о нашей встрече и волшебном путешествии по сказочным мирам…
А теперь вспомним свой сказочный опыт перевоплощений, с какими чувствами, ощущениями и эмоциями вы возвращаетесь…
Рефлексия…
Ритуал «выхода» из сказочного пространства
(под музыку со свечой)
Цель: активизация внутренних ресурсов, снятие напряжения, гармонизация психоэмоционального состояния, обобщение приобретенного опыта.
— Нам пора возвращаться! Прошу вас, подойдите к свече, закройте глаза... Сделаем глубокий вдох и медленный выдох... Мы возвращаемся из волшебного мира в реальный, забирая с собой важные знания... Да, волшебный мир невидим и едва уловим, но благодаря нашим путешествиям мы можем «остановить мгновение» и постепенно понять, что такое волшебство, и даже научиться этому... Сделаем глубокий вдох и медленный выдох, откроем глаза и... вернемся в наш реальный мир!
Вроде бы и ничего не изменилось, но, наверное, выходя за дверь вы станете чуть-чуть другими...
Рефлексия…
Список литературы:
1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Пратикум по сказкотерапии. - СПб. ООО "Речь", Санкт-Петербург, 2008. - 320 с.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Игры в сказкотерапии. - СПб. ООО "Речь", 2006.208 с.
3. Кузуб Н.В., Э.И. Осипук Э.И. В гостях у песочной феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. СПб. Речь: М.: Сфера, 2011. - 61 с.
- Пропп В.Я. Исторические корни Волшебной сказки.- Лабиринт.,М.,1998-480с.
- Вачков И.В. Серия «Сказкотерапия : теория и практика». Введение в сказкотерапию, или избушка, повернись ко мне передом…- М.: Генезис, 2011.-299с.