"Пирамидка". Вуден-тренинг как средство социализации младших дошкольников с ОВЗ в условиях инклюзивной среды

 

Победитель  (II место) VI республиканского Летнего фестиваля-конкурса практической психологии «Компетентный педагог – счастливый ребёнок»

 

Авторский коллектив:

Антонова Елена Вадимовна, учитель-логопед,

Зеткина Наталия Владимировна, педагог-психолог

МБДОУ«Детский сад №122  «Солнечный  лучик» г. Чебоксары

 

 

Аннотация  Технологии

Дети с ограниченными возможностями здоровья  в   условиях   ДОУ общеразвивающей направленности  –   особая   категория   детей,   у   которых   наблюдаются особенности в когнитивной сфере, на эмоционально-волевом и поведенческом уровнях. Все это влияет на адаптивные возможности ребенка и создает трудности в его позитивной социализации и личностном развитии.

Современное   состояние   проблемы   включения   детей с   ОВЗ  в   среду   нормально   развивающихся   сверстников позволяет искать новые и эффективные направления, подходы в коррекционной педагогике. Одним из таких актуальных направлений является вуден-тренинг.

Вуден-тренинг (от англ. Wooden – деревянный) – интерактивная технология социально-психологического обучения и развития личности ребенка с ОВЗ посредством использования деревянных пособий и игрушек.

Деревянные пособия и игрушки обладают определенной энергетикой, они положительно настраивают ребенка, способствуют его гармоничному развитию; под их воздействием формируются тактильные навыки, развивается мелкая моторика; исследование и осязание разных по форме и текстуре игрушек обогащает информационное поле ребенка.

Дети с ОВЗ включены в среду ДОУ общеразвивающего вида в условиях полной инклюзии. Не всегда процесс социализации дошкольников с особыми образовательными потребностями протекает гладко. Сверстники замечают проблемы своих товарищей и по-разному реагируют на них. Часто дети с ОВЗ находятся в вынужденной «самоизоляции»: они играют отдельно от сверстников, боятся высказать свое мнение, в сюжетно-ролевых играх занимают пассивные роли.

Технология «Пирамидка» реализуется в ходе вуден-тренингов и опирается на  цветокоррекцию, которая подразумевает  вербализацию под воздействием цветовых образов с целью нормализации психоэмоционального состояния ребенка с ОВЗ.

Методика цветокоррекции основана на цветотерапии (влиянии фотонов света различной длины волны на мозг ребенка).  Каждый цвет оказывает свое специфическое воздействие на организм ребенка, в том числе на его психоэмоциональное и физиологическое состояние.

Последовательность работы с цветовыми символами в Технологии следующая: красный, желтый, зеленый, синий.

Красный цвет стимулирует детей к активности, желтый помогает фантазировать, зеленый цвет  успокаивает, а синий цвет  уравновешивает.

Вуден-тренинги в условиях инклюзивной группы содействуют сплочению детского коллектива, формируют у детей с ОВЗ необходимые личностные качества, способствуют преодолению замкнутости и чувства неуверенности.

Полное описание разработки

Презентация технологии "Пирамидка"

Видеопрезентация

Источник