"Пирамидка". Вуден-тренинг как средство социализации младших дошкольников с ОВЗ в условиях инклюзивной среды
Победитель (II место) VI республиканского Летнего фестиваля-конкурса практической психологии «Компетентный педагог – счастливый ребёнок»
Авторский коллектив:
Антонова Елена Вадимовна, учитель-логопед,
Зеткина Наталия Владимировна, педагог-психолог
МБДОУ«Детский сад №122 «Солнечный лучик» г. Чебоксары
Аннотация Технологии
Дети с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ общеразвивающей направленности – особая категория детей, у которых наблюдаются особенности в когнитивной сфере, на эмоционально-волевом и поведенческом уровнях. Все это влияет на адаптивные возможности ребенка и создает трудности в его позитивной социализации и личностном развитии.
Современное состояние проблемы включения детей с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников позволяет искать новые и эффективные направления, подходы в коррекционной педагогике. Одним из таких актуальных направлений является вуден-тренинг.
Вуден-тренинг (от англ. Wooden – деревянный) – интерактивная технология социально-психологического обучения и развития личности ребенка с ОВЗ посредством использования деревянных пособий и игрушек.
Деревянные пособия и игрушки обладают определенной энергетикой, они положительно настраивают ребенка, способствуют его гармоничному развитию; под их воздействием формируются тактильные навыки, развивается мелкая моторика; исследование и осязание разных по форме и текстуре игрушек обогащает информационное поле ребенка.
Дети с ОВЗ включены в среду ДОУ общеразвивающего вида в условиях полной инклюзии. Не всегда процесс социализации дошкольников с особыми образовательными потребностями протекает гладко. Сверстники замечают проблемы своих товарищей и по-разному реагируют на них. Часто дети с ОВЗ находятся в вынужденной «самоизоляции»: они играют отдельно от сверстников, боятся высказать свое мнение, в сюжетно-ролевых играх занимают пассивные роли.
Технология «Пирамидка» реализуется в ходе вуден-тренингов и опирается на цветокоррекцию, которая подразумевает вербализацию под воздействием цветовых образов с целью нормализации психоэмоционального состояния ребенка с ОВЗ.
Методика цветокоррекции основана на цветотерапии (влиянии фотонов света различной длины волны на мозг ребенка). Каждый цвет оказывает свое специфическое воздействие на организм ребенка, в том числе на его психоэмоциональное и физиологическое состояние.
Последовательность работы с цветовыми символами в Технологии следующая: красный, желтый, зеленый, синий.
Красный цвет стимулирует детей к активности, желтый помогает фантазировать, зеленый цвет успокаивает, а синий цвет уравновешивает.
Вуден-тренинги в условиях инклюзивной группы содействуют сплочению детского коллектива, формируют у детей с ОВЗ необходимые личностные качества, способствуют преодолению замкнутости и чувства неуверенности.
Презентация технологии "Пирамидка"