ПРИМЕНЕНИЕ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

3 место на IV республиканском Летнем фестивале-конкурсе практической психологии по теме«Современные практики оказания психолого-педагогической помощи субъектам образовательного процесса»

 

Мартынова Татьяна Валерьевна,

педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 167 «Колокольчик»

 

г. Чебоксары Чувашской Республики

 

 

В последнее время очень часто приходится сталкиваться с такой современной проблемой нынешнего времени – родители совершенно не хотят заниматься воспитанием своих детей, отстраняются от воспитания, мотивируя это тем, что они работают, у них нет времени, они не знают, что делать с их непослушным ребёнком. А порой, родители просто живут своей жизнью, так как будто у них нет ребёнка.

 

В связи с этим дети испытывают депривaцию: со стороны родителей недополучают элементарного внимания, зaботы, ласки, любви! Поэтому у многих детей дошкольного возраста отмечаются повышенное беспокойство, неуверенность, эмоциональная неустойчивость. Всё это связано с дефицитом общения с детьми, телесного контакта ребёнка и мамы.

 

Актуальность проблемы психического здоровья детей в последнее время значительно возросла, заметно увеличилось количество детей, испытывающих трудности в общении как со взрослыми, так и со сверстниками [2]. По результатам психодиагностики тревожности у дошкольников (тест Р. Теммла, В. Амена, М. Дорки и методика С.В. Велиевой «Паровозик») [1] отмечено, что в отношениях «ребёнок-ребёнок» уровень тревожности составляет 2,4 балла – это 48% (средний уровень тревожности). В отношениях «ребёнок-взрослый» уровень тревожности 2,6 балла – это 52%, что говорит о высоком уровне тревожности в отношениях со взрослыми. Среднее значение общей тревожности составило 6,9 балла, что соответствует 49%, сообщая о трудности социальной адаптации детей дошкольного возраста и проблеме их психологического здоровья, психического благополучия.

 

Осуществляя мониторинг развития воспитанников нашего дошкольного учреждения, мы обратили внимание на повышенный уровень тревожности и эмоциональной неустойчивости дошкольников. Наблюдения показали, что это дети, которые редко видятся со своими мамами (в силу различных семейных обстоятельств). В связи с этим перед нами возникла задача коррекции и профилактики психоэмоционального состояния: как детей, так и родителей.

 

Наш детский сад седьмой год осуществляет деятельность в рамках муниципального проекта «Первый шаг в фитнес класс» по внедрению в педагогический процесс здоровьесберегающих технологий и привлечению семей воспитанников к активному образу жизни. У нас ежегодно проводится фестиваль с родителями «Фитнес вместе с мамой». Мы заметили, что у детей, которые участвовали в фестивале с мамами, повысился не только уровень физического развития, но и психоэмоционального благополучия. Регулярные тренировки, встречи в неформальной обстановке, стремление к единой цели, совместное выполнение физических упражнений и телесный контакт благоприятно сказывались на психическом здоровье всех участников проекта.

 

Благодаря этому положительному опыту у нас возникла идея использовать телесно-ориентированную терапию ТОПушки в работе с семьями, где у детей имеются трудности в общении с родителями.

 

Телесно-ориентированная психотерапия – это одно из самых современных и эффективных направлений в психологической практике. Его отличие от всех других практик заключается в том, что привычная психологическая работа дополняется работой с телом человека. А это дополнение является особенно важным, когда речь идёт о маленьких клиентах психолога – о детках [4]. ТОПушки – это не просто занятия, направленные на физическое развитие, но это и телесно-ориентированные занятия для малышей, склонных к частым заболеваниям, страдающих каким-то психосоматическим расстройством или испытывающих эмоциональные трудности.

 

Е.А. Воробьёва [2] отмечает, что телесно-ориентированные (двигательные) методы не только создают некоторый потенциал для будущей работы, но и активизируют, восстанавливают, устанавливают взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности. Ведь актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагает востребованность извне к таким психическим функциям как эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т. д. Следовательно, создаётся базовая предпосылка для полноценного их участия в овладении навыками обучения в дальнейшем.

 

Телесно-ориентированная психотерапия возникла и развивается как самостоятельное направление. Её основными задачами являются:

 

восстановление контакта с собственным телом;

 

развитие невербальных компонентов общения с целью улучшения психического самочувствия при взаимодействии со взрослыми;

 

снятие барьеров в общении, снятие мышечного напряжения;

 

коррекция эмоциональной сферы, ослабление негативных эмоций;

 

развитие чувства сплочённости, создание эмоционального комфорта.

 

Включение ТОП в работу с детьми является важной, т.к. у ребёнка дошкольного возраста ещё не существует деления дискомфорта на эмоциональный и телесный. Если ему плохо телесно, то плохо и эмоционально. И наоборот. Это проявляется в напряжении основных групп мышц, которая провоцирует эмоциональную неустойчивость [3].

 

Изучив различные методики телесно-ориентированной терапии и кинезотерaпии (кине́зитерапи́я, кинезиотерапия, кинезотерапия), мы определили наиболее эффективные и приемлемые методы адекватной коррекционно-развивающей помощи детям и родителям.

 

С целью обучения педагогов сaморегуляции в МБДОУ «Детский сад №167» для воспитателей был организован цикл занятий цигун (комплексы традиционных упражнений, возникшие на основе даосской алхимии и отчасти буддийских психопрактик, выполняемые преимущественно с оздоровительными и терапевтическими целями). С этой целью пригласили сотрудника Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Семья» г. Чебоксары (ныне МБУ «Центр ППМСП «Содружество» г. Чебоксары), врача-психотерапевта Григорьеву Светлану Робертовну. Педагоги научились методам восточной гимнастики цигун, способствующим сaморегуляции, оздоровлению организма, снижению напряжения при профессиональном выгорании, а также использованию элементов в работе с детьми дошкольного возраста.

 

Работу в рамках телесно-ориентированной психотерапии мы условно разделили на активную и пассивную фазы.

 

Е.А. Воробьёва отмечает, что важное значение имеет мотивациям [2]. Если взрослому человеку часто достаточно просто объяснить смысл того или иного упражнения, то в работе с ребёнком, кроме этого, необходимо обыгрывание, сюжетно-ролевое сопровождение занятия и активное включение взрослого.

 

Таким образом, у нас сложилась следующая система работы. Во время пассивной фазы создаём для тела ребёнка такие условия, чтобы мышцы, которые были напряжены, смогли расслабиться, чтобы дыхание стало более равномерным и глубоким, чтобы он смог снять телесное и, следовательно, эмоциональное напряжение. Здесь используются следующие упражнения: «Мамины ладошки», «Встреча на узком мостике», «Близнецы», «Качели», «Погладь тигрёнку спину» и др.

 

Пассивная работа представляет собой определённую технику воздействия, которая аккуратно, мягко и заботливо даёт детскому телу понять: всё хорошо, всё в порядке. Применение этой техники позволяет создать условия для того, чтобы тело ребёнка расслабилось, и напряжение, которое его сковывало, ушло, в целом, снизился уровень тревожности.

 

Активная фаза связана с телесным моделированием и выражением различных эмоций. Для этого используем специальные активные мероприятия, в которых «отыгрываются» гнев, страх, обида и др. А также с их помощью снимается барьер, «дистанция» в отношениях с родителями. В данной фазе используем следующие упражнения: «Упрямый козлик», «Потянулись- сломались», «Пианино», «Капризуля» и др. [5]. Совместные занятия детей и взрослых позволяют стать ближе и роднее друг другу, избавиться от обоюдных обид и претензий.

 

Одной из основных задач педагогов в рамках данного направления является обучение родителей и малышей этим играм, чтобы они смогли самостоятельно играть дома и тем самым проводить профилактику возможных проблем. Фактически, взрослые (родители, педагоги) сами становятся телесно-ориентированным терапевтом, когда крепко-крепко обнимают своего ребёнка, прижимая к себе. Этот телесный контакт является успокаивающим, поддерживающим, дающим малышу понять, что самый родной и любимый человек рядом с ним, любит и принимает его.

 

Также мы обратили внимание, что телесно-ориентированный подход очень эффективен при работе с застенчивыми, неуверенными в себе детьми, у которых есть проблемы с отстаиванием своего мнения, защитой себя. И данный подход, безусловно, результативен в профилактической, психокоррекционно-развивающей работе с агрессивными и капризными дошкольниками. Ведь в основе всех этих детских проявлений лежат все те же эмоциональные трудности.

 

Практику телесно-ориентированной терапии в нашей дошкольной образовательной организации проводят и воспитатели, которые используют весьма эффективные, несложные упражнения, обеспечивающие рефлексию: «Мамина ладошка», «Носик ребёнка», «Подружились носики», «Мамино лицо», «Лампочка», «Зоопарк», «Погладим спинку тигру» и т. д. Также педагоги рекомендуют использовать такие мини-игры в повседневной жизни, в то время, когда ребёнка одевают, укладывать спать, при пробуждении и т. п. Эти упражнения не требуют специальной организации и не отнимают много времени.

 

Благодаря проводимой нами коррекционной работе, показатель уровня тревожности детей снизился до 37% (по результатам теста тревожности Р. Теммла, В. Амена, М. Дорки). При этом 23% респондентов посещали совместные телесно-ориентированные занятия с мамами. Родителей увлекли занятия цикла «ТОПушки», используемые методы помогли детям преодолеть проблемы, возникшие в психоэмоциональном, интеллектуальном и физическом развитии.

 

Таким образом, мы считаем, что телесно-ориентированная терапия ТОПушки, проводимая нами необходима и востребована, так как находит отклик родителей воспитанников нашего детского сада, в частности матерей. Они понимают (в свете последних событий, происходящих в детских социальных сообществах), как важно не упустить возможности доверительного общения со своим ребёнком.

 

Проблематика детско-родительских отношений будет актуальной долгие годы из-за развивающегося научно-технического прогресса и желания родителей иметь определённый статус в обществе, поскольку это ведёт к их увеличивающейся занятости на работе и погружению в социальные сети, как взрослых, так и детей.

 

Список литературы

 

1. Велиева, С.В. Диагностика психических состояний и отношений дошкольников в семье // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. – 2014. – №10. – С. 38-59.

 

2. Воробьёва, Е.А. Роль и место телесно-ориентированных методов в работе с детьми / /Междисциплинарные проблемы психологии телесности: Материалы межведомственной научно-практической конференции / Под ред. В.П. Зинченко, Т.С. Леви. – М., 2004. – С. 302-307.

 

3. Сандомирский, М.С. Психосоматика и телесная психотерапия: Практическое руководство. – М.: Независимая фирма «Класс», 2005. – 592 с.

 

4. Соловьёва, Ю.М. Телесно-ориентированное направление в психотерапии // Вестник Харьковского национального университета им. В.Н. Казарина. – 2005. – №11 (705). – С. 1-3.

 

5. Телесно-ориентированная психотерапия. Хрестоматия / Автор-составитель Л.С. Сергеева. – СПб., 2000. – 290 с.