Консультативный пункт «Коворкинг-центр»как современная модель взаимодействия с детьми и их родителями

 

4 место на IV республиканском Летнем фестивале-конкурсе практической психологии по теме«Современные практики оказания психолого-педагогической помощи субъектам образовательного процесса»

 

Иванова Евгения Викторовна, 

педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 205 «Новоград» 

г. Чебоксары Чувашской Республики

 

Пояснительная записка 

Всем известно, что свои первые познания себя, своего «Я» ребёнок получает в семье, в той атмосфере, в которой он рос до поступления в детский сад. Поэтому важно работать не только с детьми, но и с их родителями. Исходя из этого, мы решили создать проект, который предполагает использование площадки коворкинг-центр «Играем вместе» для взаимодействия непосредственно с детьми и их родителями, а также для оказания психолого-педагогической и коррекционно-развивающей помощи с использованием современных технологий (сторителлинг, т.е. рассказывание историй, песочная терапия, психогимнастика и другие).

Коворкинг (от англ. coworking, рус.  «сотрудничество») в широком смысле  подход к организации труда людей с разной занятостью в общем пространстве; в узком подобное пространство, коллективный офис (англ. coworkingspace). Материал из Википедии свободной энциклопедии..

Создание коворкинг-центра связано с решением следующего противоречия:

1) с одной стороны – наличие трудностей, возникающих у родителей при воспитании ребёнка, и острой потребности в помощи специалистов различного уровня по вопросам организации образования и воспитания ребёнка, с целью решения возникших проблем в развитии, обучении, воспитании и социализации ребёнка, предотвращения возможных проблем в освоении образовательных программ и планирования собственных действий в случае их возникновения, получения информации о собственных правах, правах ребёнка в сфере образования;

2) с другой стороны – отсутствие доступности процесса оказания методической, психолого-педагогической и консультативной помощи в ДОУ для этих категорий граждан по разным причинам.

Опираясь на имеющуюся в детском саду развивающую предметно-пространственную среду (LEGO-студия, студия психологической разгрузки «Вместе с мамой», студия дополнительных услуг, студия английского языка, функциональные кабинеты, буккроссинг (книгообмен) и шахматный холл), специалисты дошкольного учреждения, смогут организовывать разные виды детской деятельности с воспитанниками.

В коворкинг-центре не будет жёстких границ: здесь можно будет легко перемещаться из одного помещения в другой, передвигать мебель, расширять и сужать зоны, за считанные минуты видоизменяя пространство. Коворкинг-центр создаст возможность для развития личности и ребёнка, и родителя через знакомство с новыми людьми, с новыми способами общения и взаимодействия. Это прекрасный способ социализации ребёнка и его адаптации к новым условиям.

Цель проекта: создание единого образовательного пространства «детский сад – семья», обеспечивающего целостное развитие личности дошкольника через внедрение модели сотрудничества с семьёй детей от 0 до 7 лет с разными возможностями здоровья в условиях коворкинг-центра.

Основные задачи:

1. Оказание помощи родителям и детям, не посещающим детский сад, в подготовке к обучению в школе

2. Обеспечение родителей информацией о возрастных и индивидуальных особенностях развития детей

3. Оказание помощи в социализации детей дошкольного возраста, получающих образование в форме семейного образования

4. Профилактика возможных нарушений в развитии детей

5. Осуществление связи между семьёй и социальными, медицинскими и другими организациями

6. Ознакомление родителей с новыми информационными технологиями в воспитании и обучении детей.

7. Оказание индивидуально-ориентированной педагогической, психологической и социальной помощи детям с особенностями развития, консультативной помощи (в т.ч. дистанционной) родителям, вовлечение родителей детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, в совместный творческий процесс «Ребёнок – родитель – педагог».

Дистанционное консультирование имеет ряд преимуществ по сравнению со своими традиционными методами:

- прежде всего, дистанционное консультирование обеспечивает конфиденциальность;

- данный вид консультирования удобен тем, что родителям не нужно выходить из дома;

- экономится время, и, что немаловажно, средства на проезд;

- немаловажный фактор – оперативность связи: стороны связываются в удобное для них время и так часто, как это удобно каждой стороне.

Консультации родителям специалистами коворкинг-центра оказываются посредством страниц в социальных сетях Instagram, Facebook, онлайн платформ Zoom, Яндекс Телемост, мессенджеров WhatsApp, Viber.

Целевая группа: воспитанники МБДОУ «Детский сад №205 «Новоград»; дети, не посещающие детский сад.

Сроки реализации практики: ежегодно.

Психологические, педагогические техники и технологии работы в практике: психологическая диагностика детей, родителей и педагогов; развивающая и коррекционная работа с детьми; консультационная работа; просветительская работа; организационно-методическая работа.

Перечень используемых психологических, психолого-педагогических и иных техник и технологий работы:

В рамках работы дистанционного консультационного пункта выбраны следующие приоритетные направления:

- профилактическое направление

- консультационное направление

- просветительское направление.

1. Диагностика различного профиля (в том числе и мониторинги), консультирование, коррекционно-развивающая работа.

Диагностика осуществляется специалистами коворкинг-центра в зависимости от запроса родителей (законных представителей).

2. Консультирование – основной вид деятельности сотрудников центра. Тематика консультирования разнообразна и касается вопросов обучения, воспитания, развития и социализации детей от 1,5 до 7 лет, в том числе с ОВЗ.

Использование перечисленных направлений осуществляется с помощью индивидуальных и групповых организационных форм работы, а также с использованием общения в режиме on-line.

Планируемые результаты:

1. Выравнивание стартовых возможностей детей дошкольного возраста посещающих и не посещающих ДОУ при поступлении в школу.

2. Создание единого информационного пространства ДОУ и семей.

3. Организация воспитательно-образовательного процесса с опорой на современные тенденции развития дошкольного образования.

4. Корректировка действующей, работоспособной системы поддержки семейного воспитания с использованием Интернет-ресурсов.

5. Удовлетворение запроса родителей на экономию времени при обращении за психолого-педагогической помощью.

6. Расширение возможностей и предоставление выбора формы оказания психолого-педагогической помощи родителям дошкольников посещающих и не посещающих ДОУ, в том числе детей с ОВЗ.

7. Обеспечение доступности методического и психолого-педагогического сопровождения и поддержки в условиях семьи нуждающимся родителям.

8. Повышение эффективности воспитания за счёт роста профессионального мастерства педагогов и родителей, обновления форм и методов взаимодействия с семьями.

Способы и формы определения результатов: метод диагностики детей и родителей, тренинги, наблюдение.

Формы диссеминации результатов практики: вебинар, семинар, мастер-класс, проект, фестиваль, конкурс, статья, презентация опыта на IV Всероссийском съезде работников дошкольного образования в секции «Цифровая эпоха в детском саду» по теме «Дистанционное взаимодействие с семьями воспитанников» (в ноябре 2020 года) и др.

 Читать текст полностью