Проект «МАГИЯ ПЕСКА»
2 место на IV республиканском Летнем фестивале-конкурсе практической психологии по теме «Современные практики оказания психолого-педагогической помощи субъектам образовательного процесса»
Смиренская Анастасия Николаевна,
педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 163» г. Чебоксары,
член Чувашского регионального отделения
Федерации психологов образования России (ЧРО ФПОР).
Любимова Лариса Николаевна,
педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 114» г. Чебоксары
Часто руки знают, как распутать то,
над чем тщетно бьётся наш разум
Карл Густав Юнг
Использование метода песочной терапии приглашает нас
в путешествие, где порой будет не просто, но всегда интересно.
Процесс разворачивается, как в сказке, к внутреннему
глубинному смыслу, мечте, потерянным частям себя и отношений.
Меня не перестаёт удивлять и вдохновлять оживающие в картинах фигурки,
как они соединяют прошлое и будущее, дают возможность познакомиться
с собой и ведут по пути индивидуализации.
В. Андреева, песочный терапевт, юнгианский аналитик
Дошкольное детство – это период формирования основ личности, её самосознания и индивидуальности. Поэтому так необходимо использовать инновационные технологии в работе с дошкольниками. Они способствуют повышению качества дошкольного образования, направлены на выполнение социального заказа школы и семьи по подготовке ребёнка к школе, соответственно ФГОС, на создание каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей, удовлетворения его интересов и потребностей.
Игра с песком, как способ развития ребёнка, известен с давних времён. Послушность песка будит желание сделать из него маленькую картину мира. Человек выступает в песочнице как творец – один актуальный сюжет меняет другой: всё изменяется, нет ничего такого, что было бы неисправимо поломано, просто старое превращается в новое. При неоднократном проявлении этого человеком достигается состояние душевного равновесия.
Особенную заинтересованность у детей вызывает рисование песком (пескография). Этот вид рисования – один из самых необычных способов творческой деятельности. Удивительным образом горсть песка, струящаяся из детской ладошки, с помощью света и тени превращается в ожившие образы. Этот вид искусства называется Sandart, искусство песка.
Песок – восхитительный естественный материал. Он может приобретать формы различных вещей, он обладает сыпучестью и неплохо пропускает воду. Игры на песке – это форма природной деятельности ребёнка, поэтому педагоги применяют её на формирующих и обучающих занятиях.
Дети, пересыпая песок, создают различные фигуры. Малыши, возясь с песком, неосознанно изменяют своё поведение.
Наблюдая за детьми, психологи обнаруживают, что именно совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. В процессе игры с песком наблюдательные родители могут заметить, что излишне агрессивный ребёнок становится более спокойным или робким в общении со сверстниками – это может стать поводом для размышлений о системе воспитания.
Про термин «песочная терапия» заявила впервые европейская практическая психологическая ассоциация Карла Густава Юнга (аналитическая психология). Ею было доказано, что разнообразные игровые занятия с песком и водой способствуют коррекции психосоматических нарушений. Этот метод психотерапии и психокоррекции является способом снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне посредством работы с песком.
Игра с песком как консультативная методика была описана Маргарет Ловенфельд в 1939 году. Однако для обучающих целей данная методика не использовалась.
В последнее время этот метод с различными модификациями (песочная терапия, песочная игротерапия, динамичная песочная терапия, педагогическая песочница, песочная педагогика, театр на песке, Sandart, пескография и др.) стал востребован в детских садах и активно применяется не только педагогами-психологами, но и педагогами в работе с дошкольниками во время прогулок, плановых занятий, игр. Он помогает ребёнку дошкольного возраста вырасти здоровой, гармоничной, развитой личностью. Когда педагогические занятия переносятся в песочницу, это даёт большой воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Во-первых, ребёнок стремится узнавать что-то новое, работая самостоятельно и экспериментируя. Во-вторых, у ребёнка развивается «интеллект рук» и тактильная чувствительность. В-третьих, при играх в песок более гармоничное развитие получают все познавательные функции человека. В-четвёртых, предметно-игровая деятельность способствует развитию сюжетно-ролевой игры, а также коммуникативных навыков детей. В-пятых, с особыми детьми очень важно и актуально заземлять «отрицательную» энергию, а игры с водой и песком замечательно с этим справляются.
Песок и его воздействие на ребёнка
Игра с песком помогает детям быть самими собой. Дошкольник не умеет словами выражать, что он чувствует и какие эмоции испытывает. Игра помогает детям придумывать разные сюжеты в трёхмерном мире, преобразуя их в песочные фигуры или рисунки на песке. Ребёнок бессознательно переносит свои страхи, переживания или психологические травмы на образы.
Такая игра является очень важной для детей, благодаря ей они общаются. Игрушки, которые используются детьми, помогают их самовыражению. Хотя при использовании данного метода существуют определённые правила, всё- таки не нужно их диктовать ребёнку, играющему в песочнице. Лучше всего на первых порах стать просто наблюдателем.
В игре с песком детьми проявляются различные эмоции, они могут разрушать фигуры, которые сами и построили, и тем самым выплеснуть свой гнев и раздражение, а закапывая игрушки, они прячут свои страхи, или негативные эмоции. При использовании данного метода специалисты выявляют психологические отклонения у детей с ЗПР и ДЦП, развивая их, помогая детям учиться общаться со сверстниками или попросту социализироваться, развивая разнообразные навыки. А также он является профилактикой обострения отрицательных эмоций. Малышам проще выплеснуть свои эмоции на песок.
Целевыми ориентирами практического метода являются: формирование разносторонне развитой художественно-эстетической личности; работа над мелкой моторикой пальцев рук детей с помощью обучения рисованию песком; создание песочной анимации благодаря музыкальным и литературным творениям. Главная цель – создание подходящих условий для гармонизации состояния и личностного роста ребёнка.
Задачи практического метода, проявляясь в разных направлениях и приёмах обучения и развития, делятся на игровые, сенсомоторные, художественно-эстетические.
Игровые задачи: разыгрывание литературных и сказочных сюжетов (театр на песке); сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра. Эти задачи отвечают за психоэмоциональное состояние детей. Результаты: стабилизация эмоционального состояния, снятие нервного напряжения, избавление от страхов и агрессии, самоисцеление и проявление чувства защищённости, открытости в общении. Также происходит речевое развитие (навыков самостоятельного связного рассказа и пересказа в процессе игр с песком; формирование грамотной диалогической и монологической речи благодаря игровому общению со взрослыми), приобретение опыта самостоятельного преодоления конфликтов в процессе игрового взаимодействия, воспитание взаимного уважения и умения слушать друг друга, формирование элементарного уровня рефлексии, позитивного отношения к себе, окружающему миру и сверстникам.
Сенсомоторные задачи: знакомство детей со свойствами песка и воды в процессе игр с песком посредством экспериментально-исследовательской деятельности согласно требованиям ФГОС ДО.
Художественно-эстетические задачи: стимулирование раскрытия внутреннего потенциала, развития фантазии и творческого мышления ребёнка посредством рисования на песке и рисования песком. Техника рисования пальчиками по песку приводит к развитию плавности, изящества и точности движений; умению работать кистью и пальцами обеих рук; развитию координации рук и глаз; овладению техническими умениями (регуляция силы движений, определение амплитуды происходящего, скорость, ритмичность, изменение размаха и направления движения рук при рисовании, гармоничного сочетание линий, цвета и тени). А также происходит дальнейшее обучение, имеющее характерные особенности: направленность образовательной деятельности на развитие творческого потенциала ребёнка, создание необычной творческой атмосферы, способствующей непринуждённому восприятию окружающего мира.
Нашу совместную работу– проект «Магия песка» мы представили на IV республиканском Летнем фестивале-конкурсе практической психологии, поскольку в наших дошкольных образовательных организациях (МБДОУ «Детский сад № 163» и МБДОУ «Детский сад № 114») уже в течение нескольких лет реализуются отдельные инновационные проекты по взаимодействию детей с песком.
У нас (педагогов-психологов) и воспитателей детского сада имеется опыт психолого-педагогической профилактики, коррекции, развития и воспитания детей дошкольного возраста с помощью таких похожих технологий, как пескография (искусство рисования песком) и манкография (искусство рисования с помощью манной крупы). Манкография очень похожа на пескографию по описанию, целям и задачам, но в качестве основного материала используется манная крупа. Преимущественно мы используем кинетическую песочницу, которая помогает развитию умственных способностей, психических процессов и состояний, социализации детей, и песочную анимацию, которая помогает детям развивать творческие способности, умение синхронизировать свои действия, понимать причинно-следственные связи. Технологии работы с песком и манной крупой реализуются в виде проведения игр-занятий в системе дополнительного образования (с постепенным усложнением для развития познавательной активности и исследовательской деятельности в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка (ФГОС).
Моделью реализации практических технологий является активное взаимодействие с детьми и родителями, а также педагогами. Однако большее значение имеет методическая работа, ведь к началу занятий необходимо подготовиться.
Материалы, оборудование |
Пескография |
Манкография |
Кинетическая песочница |
Песочная анимация |
Применение |
Для всего периода посещения детьми ДОУ и при работе с детьми с ООП |
Для групп раннего возраста и при работе с детьми с ООП |
Для всего периода посещения детьми ДОУ и при работе с детьми с ООП |
Для групп старшего дошкольного возраста и при работе с детьми с ООП |
Рабочее место |
Световой стол для рисования песком 60/70 см. Высота борта 4,5 см. 5 световых программ: жёлтый, зелёный, белый, синий, красный. Программы переключаются с помощью кнопок. Есть режим «северное сияние» |
Можно использовать световой стол, а можно поднос с бортиками |
Песочница с голубым дном 60/70 см. Высота борта 4,5 см. |
Световой стол для рисования песком 60/70 см. Высота борта 4,5 см. 5 световых программ: жёлтый, зелёный, белый, синий, красный. Программы переключаются с помощью кнопок. Есть режим «северное сияние» |
Рабочие материалы |
Белый кварцевый песок |
Манная крупа |
Кинетический песок |
Белый кварцевый песок |
Технологическое оснащение |
Ноутбук для музыкального и видео сопровождения, камера для фотографий или видеокамера для съёмки видео |
|||
Дидактические и раздаточные материалы |
Служат материалами для рисования (набор зависит от конкретной задачи, поставленной для конкретного занятия): кондитерские шприцы (бумажные), массажные мячи, ситечки, трафареты, трубочки, палочки, кисточки, маленькие фигурки (из киндер-сюрпризов), специальные картинки-образцы для показа и срисовывания |
|||
Методическое оснащение |
Библиотека, состоящая из художественной литературы, произведения из которой зачитываются на занятии Фонотека музыкальных произведений, являющихся фоном для игр-упражнений |
Работа с детьми состоит из проведения игр-занятий в песочной студии.
Игры-занятия направлены на:
- развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности;
- развитие воображения, творческого мышления;
- развитие высших психических функций;
- развитие полушарий головного мозга (активизацию структур мозга, межполушарного взаимодействия);
- снятие стресса и гармонизации внутреннего состояния.
Занятия с детьми проходят по программам дополнительного дошкольного образования «Песочная анимация» для детей младших и средних групп и для детей старших и подготовительных групп, совместно с программой дополнительного образования Н. Куражевой «Цветик-семицветик».
Длительность и этапы проведения занятий: 15 минут (дети 3-4 лет), 20 минут (дети 4-5 лет), 25 минут (дети 5-6 лет), 30 минут (дети 6-7 лет).
Организационный этап направлен на сбор детей и привлечение внимания, (важно помочь ребёнку настроиться на занятие). Если есть игрушка-проводник, то она представляется и помогает представиться в этой фазе игры-занятия. И ещё нам помогут стихи с играми-встречалками, например:
«Девочки и мальчики,
где же ваши пальчики?»
(говорит помощник)
Раз, два, три, четыре, пять
(загибаем пальчики)
Вышли пальчики гулять,
(загибаем, разгибаем пальчики в ладошках)
И пошли друзей встречать.
(протягиваем соседям ручки ладошками вверх)
Мы друзьям протянем руки,
(пожимаем руки)
И помашем солнышку
(Протягиваем руки вверх, машем кистями рук)
Мы привет песочку скажем,
(опускаем руки вниз машем песочку)
Мы его погладим даже.
(взаимодействуем с песком, гладим его)
Будем мы с песком играть,
(закапываем в песок ладошки)
И картинки рисовать!
(проводим пальчиком линии по песку).
Основной этап предполагает определение проблемы: помощник создаёт сюрпризный момент, выстраивая игровую технологию в соответствии с целями и задачами занятия.
Заключительный этап, когда помощник проводит рефлексию, спрашивая, что понравилось детям на занятии, что они хотели изобразить, получилось ли у них, проводится фотосъёмка. После того, как все рассказали и сфотографировали, помощник читает стишок-провожалку:
Мы картинки рисовали,
(разравниваем игровое поле)
И с песочком поиграли.
(отряхиваем ладошки)
До свиданья все мы скажем,
(говорим «до свидания»!)
На прощание помашем.
Скоро мы сюда придём!
(машем ладошками по направлению к песку и ребятам)
Новой встречи очень ждём!
Работа с родителями происходит в виде помощи в оборудовании песочной студии и организации работы песочной студии, а также проведении консультаций.
Работа с педагогами проходит в виде консультаций, проведения мастер-классов.
Психолого-педагогические методы и технологии в использовании игр-занятий в проекте «Магия песка» следующие.
Проблемно-поисковые технологии, основная цель которых развитие психических процессов, творческого мышления, а также формирование самостоятельности, самоорганизации, умения работать в парах и группе (решение проблемных задач, проблемных ситуаций, иллюстрации, игры-задания, оценки проблемы). Проблемно-поисковые технологии обеспечивают реализацию практико-ориентированного подхода, предполагающего интеграцию теории и практики, активизацию познавательной сферы.
Личностно-ориентированные технологии, в которых, играя с детьми в коммуникативные игры, взрослые оказывают практическую помощь детям в социальной адаптации, развивают средства невербальной коммуникации (мимику, пантомиму, жестикуляцию), создают позитивное отношение к собственному телу и развивают способность управлять им, развивают умение понимать друг друга, вникать в суть полученной информации, учат определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью выразительных движений и речи, воспитывают доверительное отношение друг к другу, развивают невербальное воображение и образное мышление.
Массаж и самомассаж при использовании дидактических инструментов (массажных мячиков, мелких фигурок) происходит массаж ладошек, который благотворно влияет на весь организм ребёнка в целом. При систематическом массаже усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, нормализуется мышечный тонус, происходит стимуляция тактильных ощущений. Используются: массажные движения по ладоням и кистям, поглаживание, растирание, легкое надавливание, пощипывание, похлопывание, сгибание, разгибание пальчиков, как всех, так и поочередно. Используются упражнения: катание одного шарика, катание ребристого карандаша, имитация скатывания колобка, палочек, сжимание резиновых игрушек разной плотности и др.
Кроме развивающих технологий используются коррекционные технологи (музыкотерапия, сказкотерапия, библиотерапия, арт-терапия).
Информационно-коммуникационные технологии. Информатизация общества ставит перед современными педагогами следующие задачи: идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ, формировать основы информационной культуры его личности. Наглядность материала повышает усвоение материала, так как задействуются все каналы восприятия информации: зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.Преимущества использования компьютера состоят в следующем: предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес и несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребёнка и являются стимулом познавательной активности детей, предоставляет возможность индивидуализации взаимодействия, в связи с этим повышается уверенность в себе; позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
Таким образом, использование психолого-педагогических технологий требует творческой активности и профессиональных знаний педагога-психолога. Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что технологии, использованные в нашей работе, направлены на всестороннее и гармоничное развитие личности ребёнка, а также на повышение и улучшение качества и уровня занятий.
Список литературы
- Андреенко, Т.А.: Использование кинетического песка в работе с дошкольниками. ФГОС. // Т.А. Андреенко, М.: Детство-Пресс, 2021. – 128 с.
- Аромштам, М. Игры в влажном песке / М. Аромштам // Дошкольное образование. – 2006. – № 6. – С. 20-23.
- Баграмян, И.В., Мишура О.Н. Волшебный песок // Справочник педагога-психолога. – 2016. – №1. – С. 51- 60.
- Горошкова, Л. Игры с песком и водой / Л. Горошкова // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 6. – С. 19-21.
- Грабенко, Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. – СПб: Речь, 2010. – 340 с.
- Колягина, В.Г.: Арт-терапия и арт-педагогика для дошкольников. Учебно-методическое пособие. – М.: Прометей, 2016. – 164 с.
- Кузуб, Н.В., Осипук, Э.И. В гостях у Песочной Феи. – СПб: Речь, 2011. – 61 с.
- Родина, А.М. Работа с песочницей: пособие для практических психологов / А.М. Родина, Е. П. Кораблина [и др.]. – СПб.: Сфера, 2010. – 138 с.
- Сакович, Н.А.: Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб: Речь, 2008. – 176 с.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 192 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: УЦ Перспектива, 2014. – 32 с.
- Эль, Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. – СПб: Речь, 2010. – 208 с.
- http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/07/24/konsultatsiya-dlya- roditeley-na-temy-igry
- http://chuvsy.ru/index.php/psikhologam/metodicheskaya-kopilka/
- http://happykids.world/igryi-s-kineticheskim-peskom-
Презентация проекта "Магия песка"