«Самый большой друг» - Конспект занятия с элементами мульттренинга
Педагог-психолог
МБДОУ "Детский сад №141 «Пилеш» комбинированного вида»
г. Чебоксары Чувашской Республики
Лобачева Анна Сергеевна
Занятие апробировано с педагогами-психологами на
II республиканском Летнем фестивале практической психологии
по теме «Коррекционно-развивающие возможности театра и кино в работе педагога-психолога с детьми и взрослыми»
Цель: развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- развивать у детей способность к сопереживанию, желание прийти друг к другу на помощь в сложной ситуации, развивать позитивное социальное поведение
- воспитывать в детях умение по-настоящему дружить, внимательно и с уважением относиться друг к другу
- формировать благоприятный психологический климат группы.
Оборудование и материалы: ноутбук; видеозапись мультфильма «Самый большой друг» (рисованный мультипликационный фильм режиссёра Петра Носова по сказке Софьи Прокофьевой, 1968 г.); смайлики; клей; изображение дома на ватмане.
Методические рекомендации: занятие рассчитано на детей 5-6 лет, проводится педагогом-психологом в музыкальном зале. Продолжительность занятия: 25 минут. Количество участников: 15 человек.
Условия проведения: обеспечить детям возможность сидеть, стоять в кругу, свободно перемещаться по залу, смотреть мультфильм.
Методы и приёмы:
- словесные методы (беседа, объяснение, художественное слово)
- наглядные методы (показ мультфильма)
- игровые методы
- метод музыкального сопровождения.
Ход мероприятия
- 1. Приветствие
Педагог-психолог: Добрый день, ребята! Я рада вас всех видеть. Предлагаю поприветствовать друг друга. Для этого предлагаю вам встать в круг.
Для коллег: Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас всех видеть. Предлагаю вам на некоторое время вспомнить своё детство и превратиться в дошколят. Сначала поприветствуем друг друга, встав в круг.
Собрались мы с вами в круг. Я твой друг И ты мой друг. Крепко за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся. |
(складывают руки к груди) (протягивают руки друг к другу)
(берутся за руки) (улыбаются друг другу) |
Участники мульттренинга рассаживаются на стульчики.
- 2. Пальчиковая гимнастика «В нашей группе все друзья»
Педагог-психолог: Спасибо! А сейчас давайте познакомимся и разомнём наши пальчики.
В нашей группе все друзья, |
(сжимают и разжимают кулачки) |
Самый младший – это я! |
(показывают мизинец на руке) |
Это Маша, Это Саша, |
(подставляются имена детей из группы) |
Это Юра, это Даша Красота! Вот такие мы друзья! |
(показывают поочерёдно пальцы на руке) (показывают большой палец на обеих руках) (сжать ладони крест на крест) |
- 3. Отгадывание загадок
Педагог-психолог: Ребята, я приготовила для вас загадки. Попробуем их разгадать?
– У неё косички, длинные реснички,
Юбочка с воланами,
Платьице с карманами.
Кто же это: белочка, мальчик или девочка?
Дети: – Это девочка.
– У него на курточке пять карманов или шесть:
Носовой платок – не знаю, но рогатка точно есть!
Авторучка, батарейка, ремешок, линеечка.
Кто же это: робот, мальчик или девочка?
Дети: – Это мальчик.
Педагог-психолог: Верно. Молодцы! Так кто же посещает нашу группу?
Дети: – Девочки и мальчики.
Педагог-психолог: А какие у нас девочки и мальчики?
Ответы детей.
А ещё вы, наверное, очень дружные, так?
Ответы детей.
Педагог-психолог:
Чтобы секреты дружбы нам узнать
Предлагаю вам порассуждать.
На экран вы посмотрите,
Что увидите, потом скажите.
4. Просмотр мультфильма «Самый большой друг» (10минут)
5. Беседа по мультфильму
Педагог-психолог:
- Сейчас, после мультфильма, что вы чувствуете?
- О чём этот мультфильм?
- Что думал бегемот про дружбу?
- Кто из героев вам больше всего понравился? Почему?
- Какого друга вы бы хотели иметь: такого, как бегемот, или как цыплёнок, щенок и колокольчик?
- А кем является крокодил для девочки?
- Как ещё мог закончиться этот мультфильм, как вы думаете?
- В вашей жизни была похожая ситуация? Что вы поняли в своей ситуации?
- Так всё-таки, кто же он такой – самый большой друг?
Ответы детей.
Педагог-психолог: Спасибо вам, ребята, за ваши интересные мысли и полезные выводы. Каждому из вас я желаю встретить в жизни настоящих, верных друзей. А встретив друзей, берегите вашу дружбу и, конечно, берегите вашего самого большого друга!
6. Динамическая пауза «Если есть хороший друг»
Педагог-психолог: Настроение упало, Дело валится из рук. Но ещё не всё пропало Если есть хороший друг. С делом справимся вдвоём, С облегчением вздохнём. Настроенье поднимаем И от пыли отряхнём. |
(стоят лицом друг к другу, руки вверх, постепенно опускают руки) (грозят друг другу пальчиком) (хлопают в ладоши) (берутся за руки) (вздыхают) (поднимают руки вверх) (отряхиваются от пыли, улыбаются друг другу) |
7. Игра «Да-да-да, нет-нет-нет»
Педагог-психолог: Ребята, вы же знаете, какими должны быть настоящие друзья, правда? Сейчас мы это проверим. Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте: «Да-да-да» и хлопайте в ладоши или «Нет-нет-нет» и топайте ногами. Попробуем?
Будем крепко мы дружить?
Да-да-да!
Нашей дружбой дорожить?
Да-да-да!
Мы научимся играть?
Да-да-да!
Другу будем помогать?
Да-да-да!
Друга нужно разозлить?
Нет-нет-нет!
А улыбку подарить?
Да-да-да!
Друга стоит обижать?
Нет-нет-нет!
Ну а споры разрешать?
Да-да-да!
Чай с друзьями будем пить?
Да-да-да!
Будем крепко мы дружить?
Да-да-да!
8. Упражнение « Клубочек »
Цель: снижение мышечного и эмоционального напряжения, развитие чувства принадлежность к группе.
Педагог-психолог: Представьте, что я – катушка. А вы все – нить. Возьмитесь за руки, пожалуйста. Тот, кто стоит первым, пусть даст мне руку. У нас получилась ниточка, закреплённая на катушке. А теперь идём по кругу, и наша ниточка наматывается на катушку. Теперь почувствуйте, какой у нас получился крепкий, дружный клубочек. Давайте поживём в нём, вместе подышим… и станем ещё дружнее в нашей группе. Договорились?..
А сейчас, руки не отпуская, начинаем разматывать нить, чтобы посетить «Домик дружбы» – такой, какой построили друзья в мультфильме про Чебурашку и крокодила Гену. Помните этот мультфильм, ребята? А кто не посмотрел его ещё, может это сделать дома вместе с мамой, папой или вместе с бабушкой, дедушкой или вместе с братом, сестрой. Этот мультфильм также расскажет и покажет вам настоящую дружбу.
8. Коллективная работа «Домик друзей»
Педагог-психолог: Вот теперь мы посетим «Домик друзей»! Каждый из вас пусть выберет круг, нарисует в нём смайлик и приклеит его на «Домик друзей»…
Спасибо всем! Вот такой дом дружбы у нас с вами получился! На нём все рядом друг с другом, улыбаются и у всех хорошее настроение. Отличный результат!
9. Упражнение «Подари улыбку»
Педагог-психолог: Наше занятие завершается. Давайте дружно возьмёмся за руки, скажем друг другу: «Спасибо» и подарим самую добрую, нежную улыбку.
И, возвращаясь к сегодняшнему мультфильму, хочу вам пожелать: пусть в вашей жизни будут только самые большие друзья – такие,как щенок, цыплёнок и колокольчик!
Список литературы
- Клюева, Н. В. Учим детей общению: Характер, коммуникативность / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. – Ярославль, 1997.
- Крюкова, С. В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь: Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста / С. В. Крюкова, Н. Я. Слободяник. – Москва, 1999.
- Пазухина, И. А. Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет / И. А. Пазухина. – Санкт-Петербург: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. – 272 с.
- Куклина О. Конспект образовательной деятельности с детьми средней группы «Путешествие в страну дружбы»// [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/obrazovatelnaja-dejatelnost-s-detmi-srednei-grupy-puteshestvie-v-stranu-druzhby.html
- Мельникова Е И. «Будем крепко мы дружить»// [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.moi-detsad.ru/zanatia1282.html