Групповая драматизация сказки как метод совершенствования коммуникативной компетентности участников образовательного процесса

Андреева Н.Н.

  Одним из важнейших психолого-педагогических условий эффективной и успешной реализации требований ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС С(П)ОО является формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности (родителей и законных представителей обучающихся) – особенно в сфере общения и взаимодействия. Необходимо целенаправленное повышение коммуникативной компетентности всех участников образовательного процесса, то есть уровня их коммуникативных способностей, знаний, умений и навыков (компетенций), эмоционально-чувственного и социального опыта в сфере делового общения. Федеральные государственные образовательные стандарты помогают нам, педагогам-психологам, в психологическом сопровождении данной деятельности, поскольку обозначили современные ориентиры в формировании и развитии коммуникативной компетентности личности. Они следующие:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирует на становление таких коммуникативных характеристик выпускника начальной школы, как доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение. В контексте преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования данные характеристики выпускника дополняются следующими коммуникативно-личностными свойствами: уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов (ФГОС основного общего образования); уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать (ФГОС среднего (полного) общего образования).

2. Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования отражают следующие коммуникативные характеристики: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. На основной и средней (полной) ступенях общего образования они обогащаются формированием коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности (ФГОС ООО), навыками сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности (ФГОС С(П)ОО).

3. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования, включающие коммуникативные универсальные учебные действия: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; овладение навыками осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования, относящиеся к коммуникативным УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, имеющие отношение к коммуникативным УУД: умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.

   Поскольку цель и основной результат образования – развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, познавать и осваивать мир, возникают закономерные вопросы: Каким образом можно усилить эффективность и успешность освоения обучающимися конкретно коммуникативных УУД? Как следует дальше развивать и совершенствовать коммуникативные УУД и компетенции других участников образовательного процесса? Исходя из опыта работы, предлагаю: 1) использовать метод групповой драматизации авторских, народных сказок; 2) мониторинг промежуточных, итоговых результатов осуществлять через наблюдение за участниками и экспертные оценки наблюдателей, через анализ и самоанализ участников.

   Драматизация сказки – не формальное проигрывание сказочного сюжета, а его ценностно-смысловое проживание в ситуации сотрудничества всех участников для реализации всего богатства межличностных отношений, ориентированных на конструктивный, положительный результат. Это сознательное обучение, основанное на поддержании интереса и мотивации, чувств и эмоций участников драматизации сказки в атмосфере доверия и творчества, в которой интересы и потребности проявляются живым, естественным образом. Анализ результатов драматизации сказки – проведение участниками параллелей и восстановление сходства, подобия между прожитым сказочным сюжетом и реальными жизненными, учебно-профессиональными ситуациями, их фрагментами. Это количественно-качественная оценка и самооценка выраженности коммуникативных универсальных учебных действий и компетенций у участников драматизации: как у ведущих, так и у ведомых, как у активных, так и у пассивных. При этом в совместном обсуждении важно понять истинные мотивы действий персонажей в ходе драматизации: то, что они делали друг с другом, а не то, что они при этом декларировали.

   На занятиях с педагогами по совершенствованию коммуникативных компетенций методом групповой драматизации сказки я работаю следующим образом.

Драматизация сказки  Д.Соколова «Бунт против  короны»

   Цели: формировать адекватное представление у педагогических и руководящих работников (или у обучающихся подросткового и старшего школьного возраста, у родителей,) о собственных коммуникативных умениях и способностях; мотивировать их к эффективному общению в проблемно-конфликтной ситуации.

   Задачи: 1) драматизировать сказку «Бунт против короны» до достижения положительного коммуникативного результата;

2) вести наблюдение за особенностями проявления коммуникативных универсальных учебных действий у Короля и Принца с помощью карт наблюдений;

3) анализировать полученные результаты (промежуточные/итоговые, негативные/позитивные) с опорой на экспертные оценки наблюдателей и ведущего группы, а также на мнение других участников, поддерживая и поощряя их умения эффективно, успешно общаться и разрешать конфликт через стратегию сотрудничества;

4) провести параллели между сказочными и жизненными ситуациями, событиями, сделать групповые выводы;

 5) дать индивидуальные ответы на рефлексивный вопрос «Что мне дало это упражнение?»

   Инструкции и ремарки: Сегодня мы с вами будем общаться и взаимодействовать на основе сказки, которая  написана Дмитрием Соколовым и называется «Бунт против короны». Почему на основе сказки, а не реальной ситуации? Потому что в сказках мы можем использовать те внутренние и внешние ресурсы, которые в жизни, возможно, и не используем. А нам сейчас именно это и нужно.

         Прослушайте, пожалуйста, сказку, так, как это умеют делать дети, сопереживая и сорадуясь героям. А после ознакомления со сказкой каждый из вас назовёт образ, в котором готов драматизировать её, то есть «оживлять», осуществлять постановку. Образ вы можете взять из сказки, а можете самостоятельно придумать. Он может быть главным или второстепенным, одушевлённым или неодушевлённым, чем-то похожим на вас или совсем не похожим. Договорились? (Ведущий группы читает сказку Д.Соколова «Бунт против короны»).

         Итак, как вы поняли, данная сказка имеет деструктивный, негативный конец. Король не смог передать корону Принцу – единственному наследнику престола. Отец и сын не договорились, наоборот, из-за конфликта разошлись в разные стороны света. Наша групповая цель совершенно другая: в течение пяти минут нам необходимо общаться и взаимодействовать с нашим Принцем таким образом, чтобы он реально пожелал взять корону в свои руки. А каким образом мы добьёмся этого результата, зависит от наших коммуникативных умений, способностей и талантов.

         Теперь друг за другом назовите ваши сказочные образы. (К тем, кто не сразу готов озвучить индивидуальный образ, ведущий группы снова возвращается в конце знакомства или предлагает поработать одним из четырёх наблюдателей. В случае возникновения повторяющихся образов, например, три Принца или два Короля, драматизация осуществляется как через основное Я (ego), так и через вспомогательные Я (alterego, внутренний голос, одна из субличностей или граней Я и т.п.). Помните, пожалуйста, что все сказочные персонажи волшебные, а потому в случае необходимости могут трансформироваться и превратиться в кого угодно или во что угодно. Это означает, что в ходе нашей драматизации от вас потребуется максимальная гибкость и спонтанность в мышлении и поведении, импровизация, а также готовность взять на себя персональную ответственность за групповой результат и развернуть действие в сторону его достижения.

        Здесь у нас сказочное пространство (ведущий группы указывает на просторную часть помещения, предназначенную для активного и свободного общения). Сказочные образы находят и занимают в нём свои места. Наблюдатели будут работать письменно за пределами сказочного пространства, используя специальные карты наблюдения за коммуникативными универсальными учебными действиями главных героев. Главного сказочника-режиссёра у нас нет, каждый образ действует свободно, самостоятельно и спонтанно, то есть с персональной ответственностью. Но у нас есть общая для всех цель. Напоминаю, в течение пяти минут нам нужно общаться и взаимодействовать с Принцем таким образом, чтобы он действительно пожелал взять корону (то есть взрослость и ответственность, готовность стать королём и власть или что-то другое,  личностно значимое) в свои руки. Цель всем ясна или что-то нужно уточнить?

         Принц, Вы не подыгрывайте сказочным персонажам, то есть действуйте и реагируйте естественно, неумышленно. Можете играть согласно Вашим интересам и потребностям, можете вести бунтующе-протестное поведение, если ощущаете соответствующую необходимость. Согласитесь взять корону тогда, когда на самом деле почувствуете свою готовность к этому. Договорились?

     А сейчас давайте встанем в круг и представимся друг другу в сказочных образах: «Я – Принц»,  «Я – Любимая Игрушка Принца», «Я – Золотая Корона», «Я – Чучело» и так далее.

         Теперь все хлопнем в ладоши трижды, и наша сказка начнётся.

      Группа осуществляет драматизацию своей версии сказки в течение пяти минут. Затем ведущий группы фиксирует полученный (промежуточный или итоговый) результат, задав Принцу уточняющий вопрос: «Принц, здесь и сейчас Вы готовы взять корону в свои руки?» В зависимости от ответа главного героя далее следует анализ либо достигнутого,  либо не достигнутого, их причин. В случае отрицательного результата, после краткого анализа причин неуспеха, группа продолжает драматизацию сказки в течение дополнительных трёх минут. Третья попытка тоже возможна: от трёх минут до времени, необходимого для достижения поставленной цели. После достижения положительного результата в драматизации выполняются третья, четвёртая, пятая задачи данного упражнения.

КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ №1

за коммуникативными универсальными учебными действиями Короля

 

 

 

 

 

Коммуникативные универсальные учебные действия КОРОЛЯ

 

Оценка их реализации

Эффективная и успешная

Неэффективная и неуспешная

Степень выраженности

Высокая

Средняя

Низкая

В.

С.

Н.

1.

Владение разными вербальными (словесными) и невербальными  (бессловесными) средствами общения

 

 

 

 

 

 

2.

Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества с Принцем (сыном)

 

 

 

 

 

 

3.

Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения

 

 

 

 

 

 

 

Аргументы (качественный анализ):

Дата_____________

Наблюдатель______________ (подпись)

 

КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ №2

за коммуникативными универсальными учебными действиями Короля

 

 

 

 

 

Коммуникативные универсальные учебные действия КОРОЛЯ

 

Оценка их реализации

Эффективная и успешная

Неэффективная и неуспешная

Степень выраженности

Высокая

Средняя

Низкая

В.

С.

Н.

1.

Умение не только слушать, но и слышать, услышать Принца (сына)

 

 

 

 

 

 

2.

Умение договариваться с другими людьми, находить общее решение

 

 

 

 

 

 

3.

Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать

 

 

 

 

 

 

Аргументы (качественный анализ):

Дата_____________

Наблюдатель______________ (подпись)

 

КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ №3

за коммуникативными универсальными учебными действиями Принца

 

 

 

 

 

Коммуникативные универсальные учебные действия ПРИНЦА

 

Оценка их реализации

Эффективная и успешная

Неэффективная и неуспешная

Степень выраженности

Высокая

Средняя

Низкая

В.

С.

Н.

1.

Умение не только слушать, но и слышать, услышать Короля (отца)

 

 

 

 

 

 

2.

Понимание возможности различных точек зрения на какой-либо предмет или вопрос

 

 

 

 

 

 

3.

Ориентация на партнёров по общению

 

 

 

 

 

 

 

Аргументы (качественный анализ):

Дата_____________

Наблюдатель______________ (подпись)

 

КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ №4

за коммуникативными универсальными учебными действиями Принца

 

 

 

 

 

Коммуникативные универсальные учебные действия ПРИНЦА

 

Оценка их реализации

Эффективная и успешная

Неэффективная и неуспешная

Степень выраженности

Высокая

Средняя

Низкая

В.

С.

Н.

1.

Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёров по общению

 

 

 

 

 

 

2.

Учёт разных мнений и умение обосновать собственное

 

 

 

 

 

 

 

3.

Способность сохранять доброжелательные отношения друг к другу в ситуации конфликта интересов

 

 

 

 

 

 

 

Аргументы (качественный анализ):

Дата_____________

Наблюдатель______________ (подпись)

 

Список Интернет-ресурсов

1.      Cоколов Д. Бунт против короны. http://skazkoterra.ru/upload/library/enowhole.htm

2.      Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. http://standart.edu.ru/Catalog.aspx?CatalogId=959

3.      Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588

4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего  (полного) общего образования. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6408

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить