Классный час на тему "Конфликты и буллинг"
Кузнецова Татьяна Владимировна,
педагог-психолог МБОУ «СОШ №48» г.Чебоксары
Классный час на тему: «Конфликты и буллинг»
Возраст учащихся: младшие подростки (5-6 классы)
Цель: дать элементарные знания о конфликтах и буллинге, задать установку на непринятие конфликтного поведения и буллинга в отношениях со сверстниками, показать возможность выхода из таких ситуаций.
Вступительная часть
Педагог-психолог: - Добрый день, ребята! Как вы себя чувствуете? Какое у вас настроение на данный момент? (Учащиеся дают ответы).
- С каким настроением вы приходите в школу? А с каким уходите? Всегда ли получается с хорошим настроением приходить и уходить? (Учащиеся дают ответы)
- Представьте, что ваша группа, класс – это семья. Как вы думаете, в какой семье лучше жить и приятно находиться? В дружной, не так ли? Представьте семью, где друг друга обижают постоянно, не понимают, нет хороших взаимоотношений, в трудную минуту не поддерживают друг друга, могут обидеть. Какие чувства у вас возникли от этой картины?
(обида, грусть, страх, злость).
Основная часть
Педагог-психолог:
- Вы ежедневно общаетесь между собой и наблюдаете, как общаются другие. Бывает так, что кто-то ссорится между собой, обзываются, что-то обидное говорят друг другу, даже дерутся. Каким общим словом это можно назвать?
(Учащиеся отвечают).
- Правильно, это называется словом «конфликт». Что такое конфликт по сути? Есть такое определение: конфликт - это столкновение 2-х или более лиц, обладающих несовместимыми целями и способами достижения этих целей. (Написать определение на доске).
- Кто из вас наблюдал конфликты? Поднимите руки. А кто из вас был участником конфликта? А есть такие, которые ни разу не попадали в конфликт?
(Психолог отмечает, что таких людей вообще нет. Невозможно предвидеть все конфликты, всегда найдутся какие-то разные интересы, цели, из-за чего может случиться конфликт. Главное, не переходить в конфликтное поведение).
- Какие бывают причины конфликтов между учениками? Из-за чего бывают ссоры?
Учащиеся называют, а психолог записывает на доске «Причины конфликтов между учениками»
-борьба за авторитет
-соперничество;
-обман, сплетни;
-оскорбления;
-обиды;
-враждебность к любимым ученикам учителя;
-личные неприязни.
- Какие чувства испытывают участники конфликта друг к другу? (Учащиеся отвечают).
- Конфликты делают нашу жизнь лучше или хуже? Да, конечно, они ухудшают нашу жизнь.
- Если конфликт случился, что нужно сделать, как вы думаете? Да, нужно договориться, как решить конфликт и помириться.
Психолог просит двух-трёх учеников рассказать про какой-нибудь случай, когда удалось найти способ решения конфликта и помириться.
Сделать вывод и записать на доске «Если конфликт случился, всегда есть возможность договориться» (Можно записать выводы словами, предложенными самими учащимися).
Психолог продолжает тему и переходит к понятию «буллинг».
- Ребята, послушайте отрывок из известной сказки:
«Когда утята пришли во двор, другие утки рассматривали их и громко говорили:— Ну вот, еще целая орава! Точно нас мало было! А этот-то какой безобразный! Его уж мы не потерпим! И сейчас же одна утка подскочила и клюнула его в шею.
— Оставьте его! — сказала утка-мать. — Он ведь вам ничего не сделал!— Это верно, но он такой большой и странный! — отвечала забияка. — Ему надо задать хорошую трепку!
— Славные у тебя детки! — сказала старая утка с красным лоскутком на лапке. — Все очень милы, кроме вот этого... Этот не удался! Хорошо бы его переделать!
Все утята стали вести себя как дома. Только бедного утенка, который вылупился позже всех и был такой безобразный, клевали, толкали и осыпали насмешками решительно все — и утки и куры.
— Он больно велик! — говорили все, а индейский петух, который родился со шпорами на ногах и потому воображал себя императором, надулся, словно корабль на всех парусах, подлетел к утенку, посмотрел на него и пресердито залопотал; гребешок у него так весь и налился кровью. Бедный утенок просто не знал, что ему делать, куда деваться. И надо же ему было уродиться таким безобразным, чтобы сделаться посмешищем птичьего двора!»
Педагог-психолог:
-Что происходило на птичьем дворе? Как можно назвать сложившуюся ситуацию? (Учащиеся дают свои ответы).
- Чем вызвал недовольство окружающих бедный утенок? (Ответы учащихся).
-Можно ли встретить подобную ситуацию среди людей? Да, к сожалению, такое явление бывает и среди людей. Особенно часто оно встречается в детских коллективах. Дети тоже могут обижать других детей, которые им не нравятся. Только эти дети не всегда понимают всю серьезность своих поступков. Они думают, что просто играют, смеются и шутят. Но это совсем не забава, когда кто-то кого-то унижает.
- Каким словом называются случаи постоянного унижения кого-то в коллективе? Когда человека намеренно доводят до слез, согласованно и систематически дразнят, когда отбирают, прячут и портят его вещи, когда толкают, щипают и бьют, когда обзывают и подчеркнуто игнорируют (Ответы учащихся).
Психолог записывает на доске слова: «Травля», или «Буллинг».
Дается определение: «Травля/буллинг - это систематическое унижение достоинства личности одним или несколькими лицами другого или других членов группы (коллектива)».
Выделяют несколько типов буллинга (каждый вид записывается на доске с устными пояснениями):
- Физический. Он проявляется побоями.
- Поведенческий. Это бойкот, сплетни (распространение заведомо ложных слухов, выставляющих жертву в невыгодном свете), игнорирование, изоляция в коллективе, интриги, шантаж, вымогательства, создание неприятностей (крадут личные вещи, портят дневник, тетради).
- Вербальная агрессия. Выражается в постоянных насмешках, подколах, оскорблениях, окриках и даже проклятиях.
- Кибербуллинг. Самое последнее, но очень популярное среди подростков. Проявляется в травле при помощи социальных сетей или посылании оскорблений на электронный адрес. Сюда входит съемка и выкладывание неприглядного видео в общий доступ
- Как вы относитесь к буллингу? (Ответы учащихся)
- Как вы думаете, что нужно сделать тому, кого постоянно унижают – жертве буллинга? Надо ли терпеть? (Учащиеся высказывают свои предложения).
- А что нужно сделать тем, кто стал свидетелем буллинга со стороны? (Учащиеся высказывают свои предложения).
- Да, нужно себя защищать. Но если сам человек не может противостоять агрессорам (затравщикам), то нужно обязательно сообщить тем, кто может защитить. Не стоит молчать и тем, кто стал свидетелем буллинга в отношении других детей. Например, вам, детям, нужно рассказать о факте травли взрослым: своим родителям, классному руководителю или обратиться к школьному психологу и социальному педагогу.
- А ещё есть такая служба - «Детский телефон доверия». Там принимают анонимные звонки, круглосуточно, специалист-психолог обязательно подскажет, что нужно сделать, чтобы решить ситуацию.
8-800-2000-122 (записыватеся на доске).
Упражнение «Здравствуй, друг!»
Цель: способствовать эмоциональному сближению детей.
Все участники делятся на две равные группы. Одна группа образует внутренний круг, другая внешний. Стоящие во внутреннем круге поворачиваются лицом к стоящим во внешнем круге, таким образом образуя пары. И повторяют за ведущим следующие слова, сопровождая их жестами.
- Здравствуй, друг! (Жмут друг другу руки).
- Как ты тут? (Хлопают правой рукой по левому плечу партнера).
- Где ты был? (Осторожно треплют ухо).
- Я скучал! (Складывают руки на груди).
- Ты пришел! (Разводят руки в стороны).
- Хорошо! (Обнимаются).
Затем стоящие во внешнем кругу делают шаг в сторону, тем самым производя замену партнера. Слова и движения произносятся вновь. И так далее, пока опять не встретятся первые пары.
Упражнение «Скажи комплимент».
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Дети, передавая друг другу сердце, говорят добрые, ласковые слова — комплименты.
Игра «Волшебные шарики»
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Дети сидят в кругу. Взрослый просит их закрыть глаза и сделать из ладоней «лодочку». Затем он вкладывает каждому ребенку шарик и дает инструкцию: «Возьмите шарик в руки, согрейте его, сложите ладони вместе, покатайте, подышите на него, согрейте его своим дыханием, отдайте ему часть своего тепла и ласки. Откройте глаза. Посмотрите на шарик и теперь по очереди расскажите о чувствах, которые возникли у вас во время выполнения упражнения».
Заключительная часть.
- Наше занятие подошло к концу. Давайте подведём итоги.
- Если возник конфликт, что нужно сделать участникам конфликта?
- Если в детском коллективе начался буллинг, что нужно сделать тому, кого унижают?
- Каждый из вас должен знать элементарные правила: как себя вести в сложной ситуации и куда обращаться за помощью. Важно также осознавать всю ответственность за свои поступки и уметь выходить из конфликтов мирным путем, а также уважительно относиться друг к другу.