Классный час на тему "Конфликты и буллинг"

 

Кузнецова Татьяна Владимировна,

педагог-психолог МБОУ «СОШ №48» г.Чебоксары

Классный час на тему: «Конфликты и буллинг»

Возраст учащихся: младшие подростки (5-6 классы)

Цель: дать элементарные знания о конфликтах и буллинге, задать установку на непринятие конфликтного поведения и буллинга в отношениях со сверстниками, показать возможность выхода из таких ситуаций.

Вступительная часть

Педагог-психолог: - Добрый день, ребята! Как вы себя чувствуете?  Какое у вас настроение на данный момент? (Учащиеся дают ответы).

- С каким настроением вы приходите в школу?  А с каким уходите? Всегда ли получается с хорошим настроением приходить и уходить? (Учащиеся дают ответы)

- Представьте, что ваша группа, класс – это семья. Как вы думаете, в какой семье лучше жить и приятно находиться? В дружной, не так ли? Представьте семью, где друг друга обижают постоянно, не понимают, нет хороших взаимоотношений, в трудную минуту не поддерживают друг друга, могут обидеть.  Какие чувства у вас возникли от этой картины?

(обида, грусть, страх, злость).

Основная часть

Педагог-психолог:  

- Вы ежедневно общаетесь между собой и наблюдаете, как общаются другие. Бывает так, что кто-то ссорится между собой, обзываются, что-то обидное говорят друг другу, даже дерутся. Каким общим словом это можно назвать?

(Учащиеся отвечают).

- Правильно, это называется словом «конфликт».  Что такое конфликт по сути? Есть такое определение: конфликт -  это столкновение 2-х или более лиц, обладающих несовместимыми целями и способами достижения этих целей. (Написать определение на доске).

- Кто из вас наблюдал конфликты? Поднимите руки. А кто из вас был участником конфликта? А есть такие, которые ни разу не попадали в конфликт?

(Психолог отмечает, что таких людей вообще нет. Невозможно предвидеть все конфликты, всегда найдутся какие-то разные интересы, цели, из-за чего может случиться конфликт. Главное, не переходить в конфликтное поведение).

- Какие бывают причины конфликтов между учениками? Из-за чего бывают ссоры?

Учащиеся называют, а психолог записывает на доске  «Причины конфликтов между учениками»

-борьба за авторитет

-соперничество;

-обман, сплетни;

-оскорбления;

-обиды;

-враждебность к любимым ученикам учителя;

-личные неприязни.

- Какие чувства испытывают участники конфликта друг к другу? (Учащиеся отвечают).

- Конфликты делают нашу жизнь лучше или хуже? Да, конечно, они ухудшают нашу жизнь.

- Если конфликт случился, что нужно сделать, как вы думаете? Да, нужно договориться, как решить конфликт и помириться.

Психолог просит двух-трёх учеников рассказать  про какой-нибудь случай, когда удалось найти способ решения конфликта и помириться.

Сделать вывод и записать на доске «Если конфликт случился, всегда есть возможность договориться» (Можно записать выводы словами, предложенными самими учащимися).

Психолог продолжает тему и переходит к понятию «буллинг».

- Ребята, послушайте отрывок из известной сказки:

«Когда утята пришли во двор, другие утки рассматривали их и громко говорили:—  Ну вот, еще целая орава! Точно нас мало было! А этот-то какой безобразный! Его уж мы не потерпим! И сейчас же одна утка подскочила и клюнула его в шею.

—  Оставьте его! — сказала утка-мать. — Он ведь вам ничего не сделал!—  Это верно, но  он такой большой и странный! — отвечала забияка. — Ему надо задать хорошую трепку!

—  Славные у тебя детки! — сказала старая утка с красным лоскутком на лапке. — Все очень милы, кроме вот этого... Этот не удался! Хорошо бы его переделать!

Все утята стали вести себя как дома. Только бедного утенка, который вылупился позже всех и был такой безобразный, клевали, толкали и осыпали насмешками решительно все — и утки и куры.

—  Он больно велик! — говорили все, а индейский петух, который родился со шпорами на ногах и потому воображал себя императором, надулся, словно корабль на всех парусах, подлетел к утенку, посмотрел на него и пресердито залопотал; гребешок у него так весь и налился кровью. Бедный утенок просто не знал, что ему делать, куда деваться. И надо же ему было уродиться таким безобразным, чтобы сделаться посмешищем птичьего двора!»


Педагог-психолог:

-Что происходило на птичьем дворе? Как можно назвать сложившуюся ситуацию? (Учащиеся дают свои ответы).

- Чем вызвал недовольство окружающих бедный утенок? (Ответы учащихся).

-Можно ли встретить подобную ситуацию среди людей? Да, к сожалению, такое явление бывает и среди людей. Особенно часто оно встречается в детских коллективах. Дети тоже могут обижать других детей, которые им не нравятся. Только эти дети не всегда понимают всю серьезность своих поступков. Они думают, что просто играют, смеются и шутят. Но это совсем не забава, когда кто-то кого-то унижает.

- Каким словом называются случаи постоянного унижения кого-то в коллективе? Когда человека намеренно доводят до слез, согласованно и систематически дразнят, когда отбирают, прячут и портят его вещи, когда толкают, щипают и бьют, когда обзывают и подчеркнуто игнорируют (Ответы учащихся).

Психолог записывает на доске слова: «Травля», или «Буллинг».

Дается определение:  «Травля/буллинг -  это систематическое унижение достоинства личности одним или несколькими лицами другого или других членов группы (коллектива)».

Выделяют несколько типов буллинга (каждый вид записывается на доске с устными пояснениями):

  • Физический. Он проявляется побоями.
  • Поведенческий. Это бойкот, сплетни (распространение заведомо ложных слухов, выставляющих жертву в невыгодном свете), игнорирование, изоляция в коллективе, интриги, шантаж, вымогательства, создание неприятностей (крадут личные вещи, портят дневник, тетради).
  • Вербальная агрессия. Выражается в постоянных насмешках, подколах, оскорблениях, окриках и даже проклятиях.
  • Кибербуллинг. Самое последнее, но очень популярное среди подростков. Проявляется в травле при помощи социальных сетей или посылании оскорблений на электронный адрес. Сюда входит съемка и выкладывание неприглядного видео в общий доступ

- Как вы относитесь к буллингу? (Ответы учащихся)

- Как вы думаете, что нужно сделать тому, кого постоянно унижают – жертве буллинга? Надо ли терпеть? (Учащиеся высказывают свои предложения).

- А что нужно сделать тем, кто стал свидетелем буллинга со стороны? (Учащиеся высказывают свои предложения).

- Да, нужно себя защищать. Но если сам человек не может противостоять агрессорам (затравщикам), то нужно обязательно сообщить тем, кто может защитить. Не стоит молчать и тем, кто стал свидетелем буллинга в отношении других детей. Например, вам, детям, нужно рассказать о факте травли взрослым: своим родителям, классному руководителю или обратиться к школьному психологу и социальному педагогу.

- А ещё есть такая служба  - «Детский телефон доверия». Там принимают анонимные звонки, круглосуточно, специалист-психолог обязательно подскажет, что нужно сделать, чтобы решить ситуацию.

8-800-2000-122 (записыватеся на доске).

Упражнение «Здравствуй, друг!»

Цель: способствовать эмоциональному сближению детей.

Все участники делятся на две равные группы. Одна группа образует внутренний круг, другая внешний. Стоящие во внутреннем круге поворачиваются лицом к стоящим во внешнем круге, таким образом образуя пары. И повторяют за ведущим следующие слова, сопровождая их жестами.

- Здравствуй, друг! (Жмут друг другу руки).

- Как ты тут? (Хлопают правой рукой по левому плечу партнера).

- Где ты был? (Осторожно треплют ухо).

- Я скучал! (Складывают руки на груди).

- Ты пришел! (Разводят руки в стороны).

- Хорошо! (Обнимаются).

Затем стоящие во внешнем кругу делают шаг в сторону, тем самым производя замену партнера. Слова и движения произносятся вновь. И так далее, пока опять не встретятся первые пары.

Упражнение «Скажи комплимент».

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Дети, передавая друг другу сердце, говорят добрые, ласковые слова — комплименты.

Игра  «Волшебные шарики»

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Дети сидят в кругу. Взрослый просит их закрыть глаза и сделать из ладоней «лодочку». Затем он вкладывает каждому ребенку шарик и дает инструкцию: «Возьмите шарик в руки, согрейте его, сложите ладони вместе, покатайте, подышите на него, согрейте его своим дыханием, отдайте ему часть своего тепла и ласки. Откройте глаза. Посмотрите на шарик и теперь по очереди расскажите о чувствах, которые возникли у вас во время выполнения упражнения».

 Заключительная часть.

- Наше занятие подошло к концу. Давайте подведём итоги.

  • Если возник конфликт, что нужно сделать участникам конфликта?
  • Если в детском коллективе начался буллинг, что нужно сделать тому, кого унижают?

- Каждый из вас должен знать элементарные правила: как себя вести в сложной ситуации и куда обращаться за помощью. Важно также осознавать всю ответственность за свои поступки и уметь выходить из конфликтов мирным путем, а также уважительно относиться друг к другу.