27.12.23 - Ассоциативная мини-лекция на тему «Бессознательный океан»

Н.Н.Андреева, доцент кафедры воспитательных технологий БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии, член правления Чувашского регионального отделения ООО «Федерация психологов образования России»

Цель мини-лекции: мотивировать обучающихся 7-11 классов

  • на глубинное познание человеческой природы;
  • на самопознание, саморазвитие и самосовершенствование.

Инструкция для преподавателя: Улыбайтесь, педагоги-психологи, улыбайтесь! 

В бескрайнем Бессознательном океане среди множества его обитателей жили безвременные, инстинктивные влечения, которые среди людей были более известны под названием «побуждения».

Эти побуждения, без участия каких бы то ни было сознательных размышлений и соразмышлений людей, являлись (именно являлись и были, а не казались) основными мотивами их деятельности и действий, поведения и поступков.

И порою люди даже не догадывались, что некоторая неадекватность их психических и поведенческих проявлений является на самом то деле непроизвольным подтверждением их полной мотивированности этими самыми побуждениями – вечными обитателями Бессознательного океана.

Ух! Они вынуждают действовать людей в направлении определённых целей даже без участия их сознательного размышления. Потрясающе сильная мощь, право!

В конце XIX века (а именно в 1896 году) великий «путешественник» Зигмунд Фрейд начал активные исследования глубин и сущности этого удивительно таинственного Бессознательного океана (которого нет ни на одной из географических карт мира) при помощи нового метода научного анализа, названного им «психоанализ».

Фрейд обозначил физические аспекты тех влечений как потребности, а их психические аспекты – как желания.

Интересно и теперь точно известно, что именно эти потребности и желания побуждают людей совершать различные поступки: и хорошие, и плохие, и благовидные, и неблаговидные, и нормальные, и анормальные… Как оказалось, их присутствие неизбежно повсюду, что касается природы человека.

Смелому и храброму «дайверу» Фрейду также удалось раскрыть два основных вида тех влечений (побуждений) – это либидо и мортидо. Первое (эротически-сексуальное) воплощает силы, поддерживающие  жизнь. Второе (агрессивно-разрушительное) – силы, потворствующие смерти.

Представьте, через собственный самоанализ, начиная с 1897 года, а также путём научных исследований и наблюдений Зигмунд пришёл к выводу, что проявление этого основного противоречия, антагонизма «либидо – мортидо» НЕобязательно для душевной жизни человека. Большинство человеческих мыслей и поступков вызваны действием этих инстинктивных сил (влечений и побуждений, потребностей и желаний). Но! Но не каждой в отдельности, а в их единой комбинации!

)) Поэтому, наверное, и было разрешено латинской речью в обоих словах падать ударению на второй слог с буквой «И» – либИдо, мортИдо.

Итак, оба побуждения действуют в человеке в единой комбинации.

Вот как здесь, в сюрреалистичной картине Владимира Куш «Восход у океана», на которой изображено разбитое яйцо (символическое мортидо), которое одновременно и одномоментно является и радостным, согревающим солнцем (символическое либидо). Увидели? Заметили?

А вот какая из этих побудительных сил – влечений побеждает в человеке, и по какой основной причине в той или иной жизненной ситуации, мы узнаем с вами на следующей мини-лекции, которая называется «Притча «Два волка». Договорились?

До встречи!

 

16.09.2023 г. 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить