10.10.16 - Пространство особенного общения
Ко Всемирному дню психического здоровья «Такие дела» и центр «Пространство общения» вместе с родителями составили рекомендации, которые помогут говорить с обычными детьми о детях с особенностями развития.
Обычные дети и дети с особенностями развития могут познакомиться друг с другом в песочнице, в детском саду, в школе или в кружке самодеятельности — ситуаций, в которых может произойти встреча, множество. Как вести себя при этом родителям, как отвечать на вопрос ребенка: «А что такое с этим мальчиком? Почему он не такой, как я?» Точных ответов на эти вопросы нет. Однако ТД совместно с центром «Пространство общения» и родителями обычных детей и детей с особенностями развития составили несколько рекомендаций, которые помогут мамам и папам разных детей.
Не замалчивать. Нужно постепенно вводить тему различий, рассказывать о том, что дети разные. В этом помогут мультфильмы («Про Диму», «Анатоль и кастрюлька»), книги (Бирта Мюллер, «Планета Вилли» — о мальчике с синдромом Дауна, Пернилла Стальфельт, «Одного поля ягоды» — на примере различных жизненных ситуаций, проиллюстрированных цветными картинками, дети учатся уважать чувства других людей, правильно вести себя со своими сверстниками).
Сопровождать ребенка. Если обычному малышу очень хочется играть с особенным ребенком, но он не знает как, нужно искать способ. Например, спросить у родителей, как поиграть с их ребенком, что ему нравится. Поддержать своего ребенка и показать, как играть. Если ребенок не хочет играть, заставлять его не надо.
Дать ребенку время для наблюдения. Ему нужно испытать любопытство по поводу непохожести и странности окружающих его людей и высказывать свои мысли об этом.
Обращать внимание на личные качества особенного ребенка, а не на его нарушения. Например, обратить внимание на то, что он добрый и делится игрушками, а не на то, что он не может самостоятельно передвигаться.
Не нагнетать, вести себя естественно. Иногда особенные и обычные дети могут без труда наладить коммуникацию и даже не заметить разницы между собой. В таком случае в общение детей не нужно вмешиваться.
Обеспечить безопасность взаимодействия. Для некоторых особенных детей обычная игра со сверстниками может быть опасна. Например, у ребенка несовершенный остеогенез — заболевание, из-за которого кости становятся очень хрупкими и могут сломаться от легкого толчка в плечо. В таком случае детей стоит предупредить заранее о том, что толкать нового друга нельзя.
Быть готовым к ощущению неловкости. Родителям обычного ребенка может быть стыдно из-за его чрезмерного любопытства, а родителям особенного малыша — из-за того, что он не такой, как все. Дети очень тонко чувствуют эмоции, могут считывать и проецировать их.
Рефлексировать по поводу собственных реакций на особенных детей. Важно, что взрослый сам чувствует, увидев особенного ребенка.
Детям важны не слова, а действия. В качестве примера следующая ситуация: в группе детского сада один особенный малыш. Воспитатель задала тон и показала действием, что ребенок нуждается в помощи — ему нужно надеть куртку или снять ее. При этом родители обычных детей были против того, что воспитатель выделяет одного ребенка. Однако эмоциональное поведение родителей никак не отразилось на детях. Они по-прежнему принимали особенного ребенка в свой круг. Таким образом, благодаря действиям педагога в группе была задана концепция взаимодействия.
Комментарии
Ангел затаил дыхание: «Эгоизма? Это что, добродетель?» Бог кивнул. «Если она не будет иногда расставаться с ребёнком, то всего этого не вынесет. Эта женщина, которую я одарю таким ребёнком, будет нуждаться в особой помощи. Но она ещё не знает, что за неё можно будет порадоваться и даже можно позавидовать ей. Ведь никогда она не воспримет произнесённое ребёнком слово, как само собой разумеющееся. Или его первый шаг – как обыденность. Когда её ребёнок произнесёт первый раз «Мама», она поймёт, что свершилось ЧУДО. А когда она будет описывать своему слепому ребёнку цветущее дерево или закат солнца, она будет это видеть так, как немногие люди могут видеть моё творение. Ей будет разрешено осознать всё, что я знаю: Невежество, Ужас, Предрассудок … И я разрешаю ей подняться выше всего этого. Она никогда не будет одна. Я буду всегда при ней, каждый день её жизни, каждую минуту, потому что она исполняет на земле мою работу так превосходно, как будто она здесь, рядом со мной!»
«И кто же будет Ангелом-Храните лем этого ребёнка?» – спросил Ангел.
Бог улыбнулся: «Ей хватит зеркала».
Притча о матерях, у которых… особенные дети
… В этом году 100 000 женщин станут матерями детей-инвалидов . Думали ли вы когда-нибудь, по каким критериям будут выбраны эти матери?
Представьте себе Бога, парящего над землей...
Он внимательно наблюдает и диктует своему Ангелу распоряжения в огромную «Книгу Жизни»:
«Матусова Мария – сын».
«Курсавина Варвара – дочь».
«Пелех Иванна – близнецы».
Наконец, Бог называет одно Имя и говорит, смеясь: «Этой я дам ребёнка-инвалида».
Ангел полюбопытствова л: «Почему именно ей, о, Господи? Она же так счастлива!»
«Именно поэтому!» – сказал Бог. " Разве мог бы я доверить больного ребёнка женщине, которая не знает смеха и радости? Это было бы ужасно!"
«Но имеет ли она должное терпение?» – спросил Ангел. «Я не хочу, чтобы она была слишком терпелива, иначе она утонет в море самосожаления и отчаяния. Когда первый шок и гнев поутихнут, она превосходно со всем справится. Я сегодня наблюдал за ней. У неё есть самостоятельнос ть и независимость, которые так редки и так нужны матерям. Понимаешь, ребёнок, которого я ей дам, будет жить в собственном мире, ей же надо всё время заставлять его жить в её мире, а это будет нелегко».
«Но, Господи, насколько я знаю, она даже не верит в тебя!»
RSS лента комментариев этой записи