06.10.16 - Толерантность в России: «за» или «против»?
Обсуждение толерантности остаётся по-прежнему актуальным в нашем информационном пространстве: мы постоянно слышим дискуссии о том, насколько подходят или не подходят российскому обществу западные идеи. Сгущающийся фон критики европейской толерантности заставляет нас вернуться к разговору, состоявшемуся некоторое время назад, но не потерявшему актуальности.
Доктор исторических наук, декан факультета мировой экономики и мировой политики, член Ученого совета Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», политолог, член Совета по внешней политике МИД РФ Сергей Караганов винтервью Алексея Пескова для общероссийской еженедельной газеты «Военно-промышленный курьер», №7 от 28 сентября 2016 года:
« - Министр иностранных дел Штайнмайер не так давно сказал, что пройдет несколько десятилетий и Россия сама придет к тем ценностям, которые исповедует сейчас Европа – к той же гипертрофированной толерантности. Что меня удивило – сказал с некой жалостью в голосе. Они нас, неразумных, действительно жалеют?
– Они надеются, что мы станем такими, как они, но они не останутся такими, как есть сейчас. Наверняка мы станем более толерантными, но в той степени, в какой это необходимо именно нам, без оглядки на остальной мир. Если вы сильная страна, то зачем на кого-то оглядываться. Да и сейчас мы весьма толерантны, наше общество является куда более европейским, чем была сама Европа в 90-х. Посмотрите на уровень комфорта в Москве, да и других крупных городах – мы взяли от Европы, что хотели. Товаров в избытке, туалеты чистые. А какие-то другие ценности, не материального, а духовного плана, мы не хотим принимать. Да они изменятся и там, поскольку, по моему мнению, то, что сейчас проповедует элита Старого света, является нежизнеспособным, противоречащим натуре человека. Может, вам и правильно послышалась жалость в прошлом отношении к нам, но теперь она сменилась страхом, поскольку мы стали представлять жизнеспособную альтернативу нынешним европейским ценностям. Хотя и жалость присутствует, наверное, но уже по инерции».
В рамках 9-го Саммита психологов в 2015 году состоялась панельная дискуссия «Что случилось? Что дальше? Что делать? Профессиональное обсуждение: психологические аспекты». Подробно и разносторонне обсуждался доклад «Новые проблемы в психологии и психотерапии в эпоху постглобализации», который представилаВлада Викторовна Титова, кандидат медицинских наук, врач-психотерапевт, психиатр, нарколог, доцент кафедры психотерапии и психосоматики Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета, представитель Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги.
Соавторы доклада: Александр Иванович Юрьев, доктор психологических наук, создатель российской политической психологии, профессор кафедры российской политики, директор центра «Лаборатория политического консультирования» факультета политологии Санкт-Петербургского государственного университета; и Александр Лазаревич Катков, доктор медицинских наук, ректор Международного института социальной психотерапии (Санкт-Петербург), вице-президент Профессиональной психотерапевтической лиги, главный редактор Международного научно-практического журнала «Теория и практика охраны психологического здоровья», международный консультант Управления ООН по наркотикам и преступности, психотерапевт Европейского регистра.
Описывая новое место человека в условиях измененного глобализацией мира, Влада Титова обозначила 4 ключевые проблемы, одна из которых – проблема толерантности. «Не разрешив, а лишь усугубив нетерпимость представителей разных религий и народов, толерантность незаметно превратила однополые браки, эвтаназию и аватары из осуждаемых явлений в признаки прогресса и современности. Важно понять границы толерантности», - утверждает Влада Викторовна (смотреть...)
Во время состоявшейся после доклада дискуссии были затронуты важные вопросы:
Александр Иосифович Палей, кандидат психологических наук, руководитель программы дополнительного профессионального образования «Психологическое консультирование: интегративный подход» и научный руководитель Института практической психологии «Иматон», основатель и экс-президент первой в России общественной организации психологов «Ассоциация психотерапии и тренинга» (Санкт-Петербург):«Совсем недавно к гомосексуальности у нас в стране было активное юридически закрепленное негативное отношение. Сейчас оно изменилось. Вы считаете это негативной динамикой?».
Тахир Юсупович Базаров, доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, заместитель руководителя филиала Московского государственного университета в Ташкенте, научный руководитель Института практической психологии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», член Президиума, Председатель Экспертного совета Российского психологического общества (Москва): «Что взамен толерантности?».
Валентин Евгеньевич Семенов, доктор психол. наук, зав. лабораторией политической социологии и психологии НИИ комплексных социальных исследований, профессор кафедры культурной антропологии и этнической социологии факультета социологии СПбГУ, автор концепции российской полиментальности (Санкт-Петербург). Поддерживает идеи доклада и упоминает обращение к СМИ Игоря Борисовича Канифольского, опубликованное в «Психологической газете» незадолго до Саммита
Елена Георгиевна Максименко, канд. психол. н., доцент Института последипломного образования инженерно-педагогических наук (Донецк):говорит о толерантном отношении жителей Донецка и других городов на протяжении 20 лет становления украинской государственности к установлению мемориальных досок в память о героях УПА и переименованию улиц в честь Бендеры и Петлюры, толерантном отношении к русофобской политике.
Дмитрий Алексеевич Леонтьев, доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, заведующий международной лабораторией позитивной психологии, личности и мотивации, член Ученого совета Научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики», заведующий лабораторией проблем развития личности лиц с ограниченными возможностями здоровья Московского городского психолого-педагогического университета, директор издательства и научно-производственной фирмы «Смысл» и Института экзистенциальной психологии и жизнетворчества (Москва):«Толерантность – одно из самых мифологизированных современных слов, утративших свой первоначальный смысл, смешиваясь со вседозволенностью, с безусловным принятием, с терпимостью, с беспомощностью… Надо мыслить точно. Дьявол играет нами, когда мы не мыслим точно. На самом деле толерантность – лишь признание наличия другой, отличающейся от нашей реальности».
Михаил Михайлович Решетников, профессор, доктор психологических наук, ректор Восточно-Европейского института психоанализа, Заслуженный деятель науки РФ, паст-президент Российского отделения Европейской конфедерации психоаналитической психотерапии, член Президиума Российского психологического общества, вице-президент Санкт-Петербургского отделения Российского психологического общества (Санкт-Петербург):«Каменный век кончился не потому, что кончились камни», - в завершение дискуссии проф. М. Решетников говорит о грядущей смене парадигмы развития общества и необходимости её осмысления.
Соавторы доклада «Новые проблемы в психологии и психотерапии в эпоху постглобализации», состоявшегося на 9-м Саммите психологов в Санкт-Петербурге:
Комментарии
Иди ко мне - и дико мне.
Покалечилась - пока лечилась.
Мы женаты - мы же на ты.
Иди отсюда - идиот, сюда.
Куда вам - к удавам.
Задело - за дело.
И дико мне - иди ко мне.
Покалечилась - пока лечилась.
Мы женаты - мы же на ты.
Ты жеребенок - ты же ребенок.
Несуразные вещи- несу разные вещи.
Ему же надо будет- ему жена добудет.
Надо ждать - надо ж дать.
А мы всё толерантность, толерантность.. .
Софья, эти слова не из русского языка, но их приходится использовать, так как они стали международными, иначе говоря, общими для человечества. А вот наполнять их смыслом адекватным приходится каждому этносу на своём языке, чтобы это стало душою принятым.
"Неограниченная терпимость должна привести к нетерпимости. Если быть безгранично терпимым к нетерпимым и не быть готовым защищать терпимое общество от нетерпимых, то терпимые будут разгромлены".
Подлинная толерантность как качество личности предполагает осознавание границ терпимости к поведению другого человека. Это необходимо в тех случаях, когда чьи-то действия создают неудобства для окружающих, а иногда и опасность для здоровья или жизни.
- Очень важно понять и удерживать границы толерантности.
Столица страны Толерантии - Истинные Ценности.
- «Совсем недавно к гомосексуальнос ти у нас в стране было активное юридически закрепленное негативное отношение. Сейчас оно изменилось. Вы считаете это негативной динамикой?».
- Даже через этот вопрос "Вы считаете это негативной динамикой?» можно растаскать-разр ушить границы толерантности, заставить людей усомниться в явном и очевидном.
Да, я считаю это негативной динамикой, потому что от однополых связей и браков дети не рождаются. Значит, это остановки (стопы) в развитии человечества, то есть его разрушение.
Пусть и незначительное по глобальным размерам. Но только потому, что не всё разумное человечество пока ещё кидается в однополые, бездетные, эгоцентрированн ые, бесперспективны е отношения. Ну, а если представить, что вдруг все мужчины и женщины сошли с ума и... К чему придут земляне?
Итак, гомосексуальнос ть - это негатив для нормальной жизни.
- Мы СТАЛИ представлять… Значит, россиянам важно (жизненно важно) эту жизнеспособную альтернативу дальше сохранять и, самое главное, – развивать в соответствии с вызовами времени. Каким образом? Через силу правды,считаю. Поскольку радость и сила увеличиваются, когда говорится правда. А силу правды (в противовес силу лжи и фальши) увеличивать способны только сильные и умные (разумные, дальновидные, мудрые) личности - простые люди и руководители. (Но если это люди-носители «горя от ума», – то это не те).
Итак, российская ценность - правда.
Или так: правда - российская ценность и в настоящее время тоже. Она была, есть и будет.
Ещё и так: да, у каждого россиянина (человека) есть своя правда. Но разумный человек способен на познание истины - того, что есть на самом деле (а не того, о чём трезвонят многие). Россиянам, живущим на огромной территории Земли, необходимо сохранять и развивать силу правды. Для баланса и гармонии, во имя созидания и развития человечества.
- «Да они изменятся и там, поскольку, по моему мнению, то, что сейчас проповедует элита Старого света, является нежизнеспособны м, противоречащим натуре человека».
- Вот потому-то и хлынул в Европу мощный поток беженцев – представителей других народов с иной верой и мировоззрением. «Это свежая кровь и она нужна!» - как сейчас говорят некоторые «кровожадные» и «жадные до крови». И это реальная (не виртуальная) альтернатива кровосмешению и её очевидным проявлениям (долгосрочным последствиям) в нынешнем Старом (старом) свете. И мне видится, что данный процесс передвижения народов инициирован не столько социально-полит ическим и экономическим уровнем развития и разрушения человечества (излишне антропоцентрист ская позиция), сколько самой Матушкой Природой. Скажем, это проявление закона био-социальной целесообразност и. (И Дикий Запад, то есть США со своей хронической манией величия, тут ни при чём. Если и при чём, то не более чем на 20%, видимо, по закону Парето).
RSS лента комментариев этой записи