05.10.16 - 15 шагов министра
5 октября, во Всемирный день учителя (World Teachers' Day), профессора, преподаватели и педагоги отмечают свой профессиональный праздник. «Правмир» поздравляет учителей и напоминает о том, что ждет систему отечественного образования в ближайшее время. Читайте, какими будут следующие 15 шагов нового министра Ольги Васильевой.
1. Школа должна формировать личность
Глава Министерства образования и науки Российской Федерации Ольга Васильева на встрече с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом отметила, процитировав физика-теоретика Альберта Эйнштейна, что учитель — это не услуги, «это служение и призвание», поскольку школа должна формировать личность человека, а не готовить из него узкого специалиста.
«Образование — это обучение и воспитание, и школа всегда на протяжении всей истории человечества формировала человека, но не узкого специалиста, как, допустим, было все-таки возможно несколько десятилетий назад. Поэтому для меня приоритет — воспитание», —подчеркнула Васильева.
2. Дети с ограниченными возможностями могут учиться в обычных школах
На Общероссийcком родительском собрании накануне нового учебного года новый министр отметила, что образовательные стандарты позволяют учесть и в обычных школах особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с умственной отсталостью.
«У нас есть полный стандарт на детишек с умственным отставанием. Есть всё, чтобы эти дети, если вдруг идет какой-то сбой, проходили программу более длительное время. Главное — научить детей и их родителей доброте, а здесь очень важен учитель, важен родитель», — прокомментировала глава Минобрнауки, отвечая на вопрос о проблемах совместного обучения здоровых детей и детей с ОВЗ.
«По своей прежней работе в комиссии по делам инвалидов я сталкивалась с тем, чего никогда не должно быть — когда мама говорит: «Я не хочу, чтобы мой ребенок учился там, где дети с ОВЗ». Если мы будем допускать такое, нам будет очень трудно двигаться дальше. Мы должны с рождения учить наших детей доброте, объяснять, что есть люди иные, не такие как ты. Он такой же хороший, но иной. Самое главное – это доброта. В октябре мы проведем по всем школам уроки доброты, говоря об этом и с родителями в том числе», — пообещала Ольга Васильева.
3. Ликвидации коррекционных школ в России не будет
При этом министр заверила, что реализация программ совместного обучения в школах не вызовет ликвидации имеющихся коррекционных школ.
«Никаких закрытий коррекционных школ не планируется», — заявила она.
4. ЕГЭ нужно разбавить элементами советской школы
Также новый министр на собрании пообещала родителям «разбавить» образовательную реформу элементами советской школы. При этом Ольга Васильева явно неодобрительно отозвалась о некоторых результатах предыдущей образовательной реформы — прежде всего, о ЕГЭ. Глава ведомства призналась, что ратует за возвращение, по мере возможности, госэкзаменов уже в этом учебном году.
«Физика, химия, биология — здесь тестовые задания с готовыми ответами будут сняты. Первый раз в этом году в девятых классах будет устная часть на ЕГЭ по русскому языку и литературе, — объявила Васильева. — Однако полностью ЕГЭ отменять не будем. ЕГЭ — очень важное социальное завоевание, поскольку дает возможность ребятам из далеких регионов поступать в лучшие вузы. Нужно просто идти по пути улучшения и совершенствования единого госэкзамена. Вводим устную часть ответа на ЕГЭ, убираем кнопочки ″да/нет″».
5. Следует вернуть уроки труда
Больше всего вопросов на собрании взволнованные родители задавали министру по поводу отсутствия в школах полноценного профобучения. На что Васильева пообещала вернуть в общеобразовательные школы уроки труда.
«Без трудолюбия, без навыков трудиться мы не сможем жить. Леность — основа порока. С этого года будут разработаны методические рекомендации по трудовой деятельности. Со следующего года будут потихоньку вводиться, — заявила министр. — При этом сельские школы должны сами организовать учащимся обучение основам аграрного производства».
6. Все учебники в школах России должны подавать материал одинаково
На жалобу члена родительского комитета казанской школы №130 Эдуарда Сибагатуллина о том, что ученикам при переходе в другую школу часто приходится заниматься по новым учебникам, иначе подающим материал, Васильева заметила, что Президент Владимир Путин еще 5 лет назад поручил разработать единые линейки учебников, объединенные общим стандартом преподавания того или иного предмета.
«Впервые историко-культурный стандарт приняли в Голландии, мы сегодня заимствуем этот опыт, — заметила министр. — Мои коллеги уже заканчивают разработку историко-культурного стандарта, но это не значит, что будет единый учебник: три линии учебников написаны по историко-культурному стандарту, в котором представлены основные факты нашей истории, не требующие разночтений мировоззренческого толка, но предназначенные для фактологического прочтения. Для сравнения: в учебниках прошлого многое зависело от мировоззренческой основы их авторов. Сейчас в России уже разработана концепция филологического образования, параллельно идет апробация математической концепции».
7. Родителям следует больше знать о современной школе
При рассмотрении темы преподавания основ религии министр отметила, что ранее больше половины родителей выбрали для своих детей преподавание модуля светской этики, не понимая толком, о чем этот предмет.
«Несколько лет назад 56% родителей выбрали для своих детей преподавание модуля светской этики, потому что думали, что речь идет об этикете, а не о философской концепции, — призналась Васильева. — Что из этого следует? Нужно больше включаться в школьную жизнь детей, пополнять свои знания по ходу изменений в системе образования».
8. Нужно ограничить школьникам доступ в интернет
Министр образования посоветовала родителям ограничить детям дома доступ в сеть, заменив компьютерные игры активной деятельностью.
«Дома родители могут блокировать доступ ребенка к сайтам, которые отвлекают его от учебы, а также поставить ограничения на скачивание файлов. Но, конечно, родители вольны выбирать удобные для них инструменты, — считает Васильева. — А в школе интернету должна быть найдена профилактическая замена. Нужно привлекать ребенка к занятиям музыкой, спортом, другой активной деятельности, которая бы отвлекала его от желания сидеть в сети. Напомню, что уже не один год ведомство организует уроки, на которых рассказывает обо всех угрозах и опасностях, связанных с интернетом. В этом вопросе очень важно действовать заодно».
9. Тетради должна выдавать школа, а не покупать родители
На вопрос мамы двоих детей, преподавателя английского языка, о рабочих тетрадях, которые многие вынуждены докупать к комплектам учебников за немалые деньги, министр категорично ответила, что это не должно быть заботой родителей.
«Если школа включает рабочие тетради в обязательный перечень, она должна его обеспечить. Если есть 100% необходимость в рабочей тетради, ее должна предоставить школа, если нет, процесс может вестись и без тетради, — пояснила свою позицию министр.
— Учебники и рабочие тетради образовательные учреждения должны закупать централизованно за счет бюджета, а не требовать деньги с родителей».
10. Бесплатным питанием в школах должны заниматься власти
Решение вопроса о бесплатном питании Васильева переадресовала региональным властям, приведя в пример Московскую область, где из областного бюджета кормят в школах сирот и учеников из многодетных и социально неблагополучных семей.
«Меры поддержки предусмотрены для многодетных семей, семей с небольшим достатком и для других категорий льготников, в остальном — каждый регион решает сам. Понимаю, что тяжело, но нужно попытаться использовать опыт Московского региона для решения этой проблемы», — сказала глава Минобрнауки РФ.
11. Отдых детей должен быть безопасным
На вопрос о безопасности летнего отдыха после событий на Сямозере от родителей из республики Саха министр образования и науки пояснила, что возглавляемое ею ведомство три летних месяца считает не просто каникулами, а дополнительным образованием, в организации которого самое важное — безопасность.
«Сделаем все возможное, чтобы подобное не повторилось, — заверила Васильева. — По поводу же конкретно события на Сямозере, там много проблем в одной точке собралось».
12. Нужно сократить объемы школьной документации
Ольга Васильева уже не раз публично заявляла о необходимости сокращать бумажную отчетность в школах.
«Бюрократизация школы входит в число самых главных проблем российского образования. Между тем работа учителя — отнюдь не вести отчетность, это, прежде всего, творческий процесс. Надо максимально освободить его от лишних бумаг. Заботу об учителе я считаю своим главным приоритетом на новом посту».
13. Учителю не нужна дополнительная правовая защита
Уже после известия о ее назначении министр успела заявить о том, что настоящий учитель не нуждается в дополнительных правовых нормах в части защиты его чести и достоинства.
«В России существует Конституция, которая защищает нас, а также правовая основа закона «Об образовании». У нас есть правовое поле. Дополнительная защита нам не нужна», — заметила министр.
14. Убрать термин «услуги» из сферы образования
Как неоднократно подчеркивала глава минобрнауки России, из области образования следует удалить такой термин, как «образовательные услуги». При этом министр уточнила, что в стране следовало бы «формировать правильное отношение к профессии учителя, в том числе с помощью кинематографа».
«Что нам нужно изменить, так это отношение общества к служению учителя. Должно исчезнуть понятие «услуги образования». Должно у нас, у самих учителей уйти представление, что мы оказываем услуги. Мы воспитываем будущее поколение страны», — напомнила Ольга Васильева.
15. Рейтинги — не основной показатель для школ
На финале конкурса «Учитель года России-2016» глава министерства посетовала на то, что большинство нынешних исследований заангажированы, и предложила меньше внимания уделять рейтингам школ.
«Я не против социсследований, их сейчас множество, но часто они ангажированы — тут нечего скрывать, — заявила Васильева. — Любой рейтинг должен нести за собой контекст: зачем это исследование заказано, что хотим получить на выходе. Сам рейтинг не является для меня оценкой. У нас есть горные школы, сельские, малокомплектные — они далеки от новшеств, которые есть в больших городах, и там тоже есть прекрасные результаты!
Главное — не оценка ради оценки или рейтинг ради рейтинга. А та жизнеспособность, которая ожидает ученика, окончившего ту или иную школу. Движущая сила во всех школах — это учитель».