19.08.16 - Всероссийский педсовет: учителя обсуждают новые вызовы и старые проблемы
Об особой миссии педагогов в обществе говорили сегодня на совещании, которое открылось в Москве. В столице собрались учителя, директора школ, ректоры вузов, представители Минобрнауки. Участники обсуждают необходимость профессионального роста преподавателей и совершенствование инфраструктуры школ.
На совещание в Российскую академию народного хозяйства и госслужбы при президенте России съехались педагоги со всей страны. Алия Сафаргалеева преподаёт историю и обществознание в Альменевской средней школе, что в одноимённом селе Курганской области. Там остро ощущается нехватка молодых кадров.
«Молодёжь не идёт даже несмотря на те программы, которые принимаются. У нас сейчас молодой специалист может получить в рамках программы 100 тысяч, за эти 100 тысяч должен отработать три года. И даже после этой поддержки они уезжают, потому что нет жилья – никто не обеспечивает жильём. Это очень острая проблема сейчас», - рассказывает Алия Сафаргалеева.
Преподавателей чрезмерно загружают документацией – отмечает учитель русского языка и литературы из Ярославля Светлана Мамонова. Говорит, такая бюрократическая нагрузка съедает много ценного времени: «Мы ведём двойную работу – это и бумажный журнал, и электронный журнал. Родители не все привыкли к работе с электронным дневником, просят, чтобы мы выставили оценки в дневники. Главная задача учителя - не бумаги писать, а ребёнка видеть, с ребёнком разговаривать».
Но как заинтересовать ученика свои предметом? И должен ли это сегодня делать учитель в рамках школьной программы? Как и воспитывать ребёнка?
Татьяна Горбачёва, директор лицея №159 (Новосибирска), убеждена: «Учитель обязан заниматься воспитанием. Ну как без учителя? Можно поставить робота, он научит ребёнка таблице умножения, и тогда не нужен человеческий фактор. Но учитель потому и остаётся в школе, потому что он - образ».
Директор Школы № 109 (Москва) Евгений Ямбург отмечает: «Реформы, которые были до сих пор, они - важные, необходимые, но они касались экономики образования, управления, финансирования. Между тем, замечательный русский педагог Ушинский писал, что никакая реформа школы, никакое улучшение качества образования невозможно иначе, чем через голову учителя».
А потому одна из центральных проблем – повышение квалификации. Но для этого нужно пересмотреть подготовку и переподготовку педагогов, отмечают участники совещания. В числе наболевших вопросов – единое образовательное пространство и качество обучения.
Виктор Басюк, заместитель президента Российской академии образования: «Мы сегодня говорим о том, чтобы иметь механизм отслеживания качества этого образования в начальной школе, в средней школе, чтобы потом не оставались крайними учителя старшей школы за результаты ЕГЭ. Потому что мы же понимаем, что качество знаний, объём знаний ребёнок получает не в 10 - 11 классе, он получает их, начиная с первого класса».
Проблемы и пути их решения педагоги обсуждают сегодня и завтра. Ожидается, что за эти два дня в дискуссиях и рабочих встречах примут участие более пятисот работников сферы образования.