16.05.16 - Уроки осторожности: 10 игровых форм для обучения ребенка правилам безопасности
ОБ АВТОРЕ
***
Родители сегодня все чаще переживают о том, чтобы с ребенком ничего не случилось, поэтому обучение безопасному поведению становится неотъемлемой частью детского воспитания. Но что такое по своей сути обучение безопасности — запреты, ограничения и наставления. Как же соблюсти баланс, чтобы не перегнуть палку и не сделать ребенка излишне тревожным? Как сделать так, чтобы процесс из скучного превратился в занимательный и интересный для обеих сторон? Где найти на это время в цейтноте дел и совместить обучение с другими развивающими занятиями?
Как часто мы говорим детям «не трогай», «не ходи», «не открывай» — и добавляем после этого непременное «а то»: «…а то ударишься», «…а то потеряешься», «…а то тебя украдут». Так безопасному поведению обучали нас родители, так в своё время их обучали наши бабушки и дедушки, и мы, сами того не замечая, унаследовали эту систему.
Возможно, в какой-то момент во время таких предостережений вы ловили себя на мысли, что попросту запугиваете своего ребенка и всё время ему что-то запрещаете. А ребенок при этом ещё и не всегда запоминает правила, и тогда после некоторого количества повторов к предостережениям невольно добавляется раздраженное: «Ну сколько можно тебе повторять?!», «Я же тебе уже говорила!»
Как выйти из этого замкнутого круга и сделать обучение безопасности эффективным и интересным?
Сегодня, в период бума на раннее развитие, у ребенка и дня не проходит без какой-нибудь «развивашки», будь то сказка, прогулка, игра, рисование или лепка из пластилина. А ведь всё это хорошо подходит не только для развития внимания, памяти, логики, мышления, но и для обучения технике безопасности. С помощью игры ребенок лучше запомнит то правило, которое вы хотите до него донести.
Давайте рассмотрим 10 базовых игровых форм, с помощью которых это будет сделать просто и интересно.
Сказка
Практически любая сказка содержит в себе сюжеты для обучения технике безопасности. На подобные моменты стоит лишь обратить более пристальное внимание ребенка, когда вы читаете ему книгу или рассказываете сказку на ночь.
Сказочный персонаж попадает в какую-то ситуацию, и ему помогает знание правил безопасности, а вот несоблюдение их, напротив, всё усугубляет. В одной только всем известной сказке «Колобок» масса таких моментов. Например, как главный герой отвлекал внимание зверей, заявлявших «Колобок, Колобок, я тебя съем» — он пел им песенку, тем самым усыпляя их бдительность, а сам давал дёру — «только они его и видели». Или как Лиса скрыла свои истинные мотивы и стала нахваливать песенку, сокращая каждый раз дистанцию.
Чем старше ребенок, тем активнее следует вовлекать его в обсуждение сказки, для этого переходите от комментирования к вопросам: «А как ты думаешь, Лиса на самом деле хотела послушать песенку Колобка?», «почему Колобок не смог убежать от Лисы, как он сделал это раньше с Зайцем, Волком и Медведем?».
Благодаря вашим вопросам ребенок сам будет осмысливать происходящее с героями. А вы можете помочь ему с правильными выводами, например, о том, что внешность бывает обманчива и что в общении с незнакомыми важно соблюдать установленные вами правила.
Рисование
В ходе совместного рисования удобно озвучить необходимое для запоминания правило безопасности. Например, нарисовать маршрут от дома до школы и рассказать, почему так важно никуда не сворачивать; спросить, что будет делать ваше чадо, если друг будет подбивать его срезать путь.
А можно создать обсуждение после того, как ребенок самостоятельно нарисует то, что вы попросили. Этот вариант особенно хорош в качестве проверки, как ребенок усвоил то, что вы ранее с ним проходили. Например, попросите нарисовать электроприборы или колюще-режущие предметы и спросите, помнит ли он, как с ними обращаться.
Расспрашивая о деталях, вы сможете увидеть, что ребенок усвоил, а что надо бы повторить. А ещё это повод тут же поработать над ошибками и снова закрепить пройденное.
Если ваше чадо не любит рисовать, подойдет любое другое творчество: лепка из пластилина, аппликация, коллаж.
Игра
У данной формы обучения масса разновидностей: игра-эстафета, игра-соревнование, игра-ситуация, игра-квест. Используем подходящее нам, в зависимости от того правила/навыка безопасности, которому обучаем.
Вот, например, игра в мяч «свой-чужой-знакомый» (аналог «съедобное-несъедобное») закрепляет в сознании ребенка, кто относится к каждой из этих категорий.
Надо отметить, что игра идеально подходит для отрабатывания физических навыков безопасности, таких как: громко кричать, быстро бегать, уметь привлекать к себе внимание (когда нужна помощь), ориентироваться на местности. После такой игры важно пояснить ребенку, в какие моменты ему следует применять эти «отработанные» навыки.
Например, когда мы с дочкой играли в игру «Кто громче?», в конце я ей говорила: «Дочка, у тебя хорошо получается, ты так громко кричала. Вот когда тебе нужна моя помощь, ты так же громко кричи: «Мама, помоги мне!». Договорились?»
Картинки и иллюстрации
Это самая простая форма, не требующая какой-то специальной подготовки. Вы можете взять любую подходящую по смыслу картинку.
Вот, например, как тренировать запоминание внешности и внимательность: возьмите репродукцию любого портрета и предложите компании детей посмотреть на неё 5 секунд, потом закройте картинку, а участники пусть называют по очереди, кто что запомнил. Побеждает тот, кто запомнил больше всего деталей.
А взяв натюрморт или картинку с ягодами/фруктами, легко поговорить с ребенком о том, что фрукты и овощи всегда необходимо мыть, как и руки перед едой.
Также в настоящее время можно найти в продаже уже готовые специализированные наборы карточек по детской безопасности. Они иллюстрируют различные опасные ситуации, и по ним легко ориентироваться.
Викторина
Её хорошо использовать для компании детей, например, на детском празднике или при встрече семьями. Викторина требует предварительной подготовки.
Запоминание пройдет успешнее, если на каждый вопрос будут предлагаться варианты ответов. Если ребенок отвечает неверно, ведущему следует проговорить правильный ответ.
Викторина может быть как на узкую тему (например, «Как правильно вести себя в грозу?»), так и содержать вопросы на разные темы о детской безопасности, по аналогии с викториной «Что? Где? Когда?».
И победителю, конечно же, следует вручить приз.
Прогулка-наблюдение
Любую прогулку вы можете легко совместить с обучением правилам безопасности. Например, если вы учите ребенка, как правильно переходить дорогу, то на прогулке пройдитесь до ближайшего перекрестка со светофором. Встаньте в стороне и предложите ребенку понаблюдать, что делают люди, в то время когда машины едут, и наоборот; как и те и другие понимают, что пришла их очередь переходить дорогу. Возможно, что-то понадобится прокомментировать, а что-то ребенок и сам вам расскажет.
Мини-спектакль
Одно из любимейших развлечений одновременно станет для вашего малыша хорошей тренировкой на знание правил и навыков безопасности.
Можно наделить ролями игрушек или домочадцам выступить в роли персонажей сказки, которую читали на днях. Например, когда Красная Шапочка встречает в лесу Волка, на вопрос «Куда ты идешь?» она отвечает: «Это секрет!»
В качестве сюжета для инсценировки можно взять ситуацию, например, «Звонок в экстренную службу». Один играет роль звонящего, второй — роль полицейского/пожарного/оператора скорой помощи, который просит описать, что случилось, назвать адрес, номер телефона. Хорошо бы ещё задействовать соответствующие атрибуты, в данном случае — домашний телефон (отключенный на время игры из сети). Потом участники меняются ролями. Благодаря этому приёму ребенок лучше запомнит в каких ситуациях какую службу вызывать, как пользоваться домашней памяткой с экстренными номерами.
Эксперимент
Задача эксперимента — показать природу физического явления, его свойства. Важно заранее организовать безопасные условия.
Например, ребенку 6-7 лет можно продемонстрировать, как зажженная чайная свечка, установленная в тарелку с песком, сама гаснет, если её накрыть перевернутым стаканом. И пояснить, что для горения нужен воздух (кислород), он в стакане закончился, поэтому огонь и гаснет. Так что небольшое пламя можно погасить, накрыв его покрывалом и прихлопнув по краям.
Стихи
Есть немало детских стихов, в которых звучит тема безопасности. Это форма обучения вам идеально подходит, если ваш малыш хорошо воспринимает информацию на слух и любит заучивать стихи наизусть. Надо только выделить немного времени, чтобы найти стихи об интересующих вас правилах. Например, такие:
***
У светофора окошечка три,
При переходе на них посмотри!
Если в окошке красный горит,
«Стой на панели» — он говорит.
Если вдруг желтое вспыхнет окошко,
Должен еще подождать ты немножко.
(Сергей Михалков)
***
Мать на рынок уходила,
Дочке Лене говорила:
«Печку, Леночка, не тронь,
Жжется, Леночка, огонь…»
(Самуил Маршак)
Мультфильмы
Они полны поучительных историй. Например, замечательный анимационный фильм «В поисках Немо» — история о сыне (рыбка-клоун Немо), который ослушался отца и заплыл за пределы разрешенной территории, и о том, как самому Немо и его отцу пришлось проделать длинный путь, полный препятствий и переживаний, чтобы найти друг друга.
На сегодняшний день есть целый ряд мультсериалов, посвященных теме детской безопасности. Это «Аркадий Паровозов спешит на помощь», «Уроки осторожности тётушки Совы», «Спасик и его друзья».
Обычно мы проводим обучение-обсуждение по окончании мультфильма.
Как и в варианте со сказками, вовлекая ребенка в обсуждение, старайтесь задавать открытые вопросы, так чтобы ребенок отвечал развернуто, вместо односложных «да» и «нет». Например: почему герой попал в опасную ситуацию, в какой момент он поступил разумно и благодаря этому избежал беды, что сделал бы сам ребенок, окажись он на месте персонажа. Всегда подытоживайте обсуждение проговариванием правила безопасности, которое должен соблюдать ребенок.
Вот так благодаря этим развивающим игровым формам мы уходим от тактики запугивания, увлекательно проводим с детьми время и развиваем при этом у них важные навыки безопасности.