08.05.16 - «Коллективные неврозы наших дней»: Виктор Франкл о фатализме, конформизме и нигилизме
Сайт МОНОКЛЕР:
Виктор Франкл о том, какие коллективные неврозы преследуют людей эпохи автоматизации, как врожденная воля к смыслу замещается волей к власти, удовольствиям или вовсе вытесняется постоянным увеличением темпа жизни и почему проблема поиска смысла не может быть решена простым продолжением рода.
Кажется, нет нужды представлять Виктора Франкла читателям нашего журнала: великий психиатр, сумевший на основе пережитого им в концлагерях опыта создать уникальный метод терапии, направленный на поиск смыслов во всех проявлениях жизни, даже самых невыносимых, появлялся на страницах «Моноклера» не раз: о его военном опыте можно прочитать в выбранных нами фрагментах книги «Сказать жизни «Да!». Психолог в концлагере», а о логотерапии — в статье «Десять тезисов о личности».
Но сегодня мы публикуем кое-что особенное: лекцию «Коллективные неврозы наших дней», которую Виктор Франкл прочел 17 сентября 1957 г. в Принстонском университете. Чем она так интересна? Не только подробным анализом психического состояния людей, которым довелось родиться в эпоху войн, тотальной автоматизации жизни и обесценивания личности, но и размышлениями Франкла о тех последствиях, к которым ведут выделенные им симптомы: ученый объясняет, как эфемерное отношение к жизни ведет к отказу от долгосрочного планирования и целеполагания, фатализм и невротическая тенденция к обесцениванию делают людей легко управляемыми «гомункулами», конформизм и коллективное мышление ведут к отрицанию собственной личности, а фанатизм — к игнорированию личностей других.
Психиатр уверен, что причина всех симптомов коренится в страхе свободы, ответственности и в бегстве от них, а скука и апатия, преследующие не одно поколение людей, — это проявления экзистенциального вакуума, в котором оказывается человек, добровольно отказавшийся от поиска смысла или заменивший его стремлением к власти, удовольствиям и простому продолжению рода, что, как уверен Фанкл, лишено всякого смысла (да, да — и в этой последней надежде оправдать свое существование он нам отказал).
Предлагает ли Виктор Франкл какие-то варианты выхода из этого вакуума и экзистенциальной фрустрации? Конечно, он об этом нам расскажет сам мэтр. Читаем.