08.05.16 - Актуально и сегодня: перечитываем статью Г.В. Резапкиной "Психолог в табакерке"
Психолог в табакерке
Резапкина Галина Владимировна, старший научный сотрудник Центра практической психологии образования Академии социального управления, Центра развития психологических служб образования Федерального Института развития образования
Зачем нужна школе психологическая служба? Какой должен быть формат взаимодействия директора школы и педагога-психолога, чтобы результат их сотрудничества был продуктивен и для детей, и для учителей? И можно ли сегодня говорить о девальвации профессии психолога?
Г. Резапкина
Последнее занятие курса повышения квалификации педагогов-психологов грозило перерасти в сеанс психотерапии: слушатели наперебой, с дрожью в голосе, рассказывали о директорах, которые не понимают смысл школьной психологической службы в целом и роли школьного психолога в частности, и педагогах, которые не хотят, чтобы им повышали самооценку или снижали тревожность, и вообще как-то не озабочены своим профессиональным и личностным ростом. Поэтому работу психолога не ценят, а самого не уважают, считают дармоедом, что в условиях «оптимизации» образования оптимизма не вселяет.
А ждут учителя и руководство от психолога волшебства типа «повышения учебной мотивации» отдельного ученика и всего класса или, на худой конец, красивых отчетов о работе, в которых наглядно, в цифрах и диаграммах, показан результат его работы – что повысилось, углубилось и расширилось за отчетный период.
Язык не повернулся сказать коллегам: «Потерпите, скоро все закончится!»
Массовая штамповка специалистов, которые по определению должны быть «штучным товаров», привела к девальвации профессии психолога. «Мода на профессию» в очередной раз сыграла с молодыми людьми злую шутку – толпы выпускников ринулись на факультеты психологии, число которых стало расти в геометрической прогрессии. Это явление хорошо знакомо заводчикам собак – как только порода становится модной, начинается неконтролируемое разведение, которое может закончиться вырождением.
«Психологическая общественность тусуется в кулуарах научно-практической конференции в психолого-педагогическом вузе. Коллега окликает знакомого: «Здравствуйте, Лев Семенович!» Студенточки испуганно перешептываются: «Сам Выготский пришел!»
Когда лет пятнадцать назад создавалась психологическая службы в системе образования, психологи задали вопрос А. Г. Асмолову, что делать, если директор не понимает, зачем школе нужен психолог. Александр Григорьевич тогда ответил в том смысле, что директора бывают понятливые, а бывают … разные. Так вот надо работать с «понятливыми».
Сейчас ситуация изменилась: не «штучные» психологи выбирают себе директора, а директор – специалиста, который вписывается в его систему представлений о том, чем должен заниматься психолог. Некоторые руководители ищут специалиста по принципу: «Нужен мне работник – повар, кучер и плотник. Да где ж найти такого, работника не слишком дорогого?», упуская из виду, что, как и в сказке А. С. Пушкина, дешевый специалист может обойтись школе очень дорого. Задача усложнилась еще тем, что появилось много «разных» психологов.
Возможна ли гармония и как ее достичь?
Пятьдесят лет назад Дуглас Макгрегор предложил теорию «Х» и «Y». Стратегия Xпредполагает авторитарный стиль управления, основанный на убеждении, что человек от природы ленив, безынициативен, глуп и жаден, поэтому есть два способа управления им – кнут (угроза наказания или увольнения) и пряник (материальное поощрение).
Руководитель «Y» заинтересован в развитии творческих способностей подчиненных, использует гибкий контроль, самоконтроль и моральные стимулы, убежден, что ни один человек изначально не плох, а становится таким в результате плохой организации работы, то есть по вине руководителя.
Характеристики модели «Y» идеально вписываются в так называемую гуманистическую парадигму образования, поэтому психологи, воспитанные на ее принципах, в такой среде чувствуют себя «среди своих» и могут работать спокойно и уверенно, зная, что начальство их понимает и поддерживает.
В формализованной, жестко структурированной среде «Х», нацеленной на сиюминутный результат, как его понимает руководитель, психологи, да и педагоги, чувствуют себя винтиками большой машины, «школьного конвейера». Да и руководитель тоже – эту модель гениально описал В. Одоевский в своем «Городке в табакерке».
Директор, попавший на психологический тренинг, рассказывает участникам о необыкновенной атмосфере в его гимназии: «Ребята так гордятся своей гимназией, что любого, кто посмеет нас критиковать, вынесут вперед ногами». В иерархии жизненных ценностей гимназисты отдали предпочтение непопулярным у их сверстников «познанию», «творчеству», «красоте природы и искусству». Вот только в реальной жизни все не так красиво, как в анкетах. И психологи там почему-то не приживаются...
Считается, что модель «Х» – это вчерашний день менеджмента, а «Y» –его настоящее, но многолетнее и близкое знакомство с работой образовательных учреждений Москвы и Московской области заставляет в этом усомниться. Авторитарные руководители и учителя пользуются бόльшим почетом и уважением, чем демократичные, потому как начальству с ними проще – у них дисциплина, они дают быстрый, измеримый и понятный результат, который психолог не может дать по определению (если может или думает, что может, то это – не психолог).
Это не означает, что одни лучше, а другие – хуже (вспомним, чем закончилась наивная попытка доброго мальчика из рассказа Одоевского установить в табакерке справедливый порядок), но в какой-то мере объясняет проблемы, которые испытывают школьные психологи, вынужденные работать в чуждой по духу среде.
Вариантов развития событий для психолога не так уж много.
Оптимистичный вариант:компетентный психолог встречает «понятливого» директора «Y», и в полной гармонии они трудятся долго и счастливо.
Пессимистичный вариант:хороший или «разный» психолог работает в школе, руководимой «мистером» или «миссис» Х до тех пор, пока не смирится или не приспособится к этой системе, не уйдет сам или его не вынудят уйти.
Утопичный вариант:гениальный психолог изменяет сознание руководителя «Х», и, соответственно образовательную среду в отдельно взятой школе, и в полной гармонии все трудятся долго и счастливо.
Реалистичный вариант:нас всех «оптимизируют», и проблема взаимодействия психолога с руководителем и коллективом рассосется сама собой. Эта формулировка была апробирована лет восемь назад, когда были «оптимизированы» территориальные центры профориентации. Теперь мы как археологи собираем фрагменты разрушенной системы. Последствия этой «оптимизации» в полной мере нам еще предстоит ощутить. Но профконсультантов тогда было в сотни раз меньше, чем сегодня – психологов. А еще есть социальные педагоги, логопеды, да и сами учителя…
Не только судьба школьной психологии зависит от того, какая стратегия возобладает в обществе.
Комментарии
Излишне оценочная (с преобладанием негативной оценки) для объективного анализа современного положения вещей в этой сфере.
Вот одна только цитата:
"...у них дисциплина, они дают быстрый, измеримый и понятный результат, который психолог не может дать по определению (если может или думает, что может, то это – не психолог)".
Значит, настоящий (т.е."штучный" по мнению автора)психолог ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ НЕ МОЖЕТ ДАТЬ БЫСТРЫЙ, ИЗМЕРИМЫЙ, ПОНЯТНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ???
Означает ли это, что он может профессионально обеспечить только НЕ быстрый (медленный, растянутый во времени, лонгитюдный), НЕ измеримый (?), НЕ понятный (?) результат?
RSS лента комментариев этой записи