01.02.16 - Школы обязали заняться проблемами суицида
В методических рекомендациях Минобрнауки отмечается, что школам не хватает профессиональных психологов и суицидологов
Школам рекомендовано больше внимания уделять проблеме подросткового суицида: проводить ежегодный мониторинг, чтобы выявить тех, кто относится к группе риска, организовать курсы по подготовке подростков-волонтеров, которые будут распространять среди сверстников позитивные взгляды на жизнь, а также использовать арома- и светотерапию для восстановления эмоционального равновесия несовершеннолетних. Такие рекомендации содержатся в методических пособиях по профилактике суицидального поведения детей и подростков, которые Минобрнауки направило в школы регионов (копия документа в распоряжении «Известий»). По статистике, ежегодно сводят счеты с жизнью 1,5 тыс. российских детей и еще 4 тыс. совершают попытку самоубийства.
Ряд нерешенных вопросов
Как отмечают в Минобрнауки, ежегодный мониторинг профилактики суицидального поведения детей и подростков позволяет констатировать, что «в настоящее время в этой работе существует ряд нерешенных вопросов».
Один из самых главных вопросов — кадровый. В образовательных учреждениях наблюдается «дефицит психологов, социальных педагогов и детских сексологов», а также отсутствуют «специалисты-суицидологи», которые занимались бы ребенком после попытки парасуицида (причинение вреда собственному здоровью, не вызванное стремлением убить себя. — «Известия»).
Также, как отмечают специалисты Минобрнауки, никак не удается наладить конструктивный диалог между родителями, педагогами и учениками по теме профилактики и предотвращения самоубийств среди школьников. В частности, это связано с тем, что взрослые боятся обсуждать эту тему. Осложняет проведение профилактической работы с ребенком и отказ родителей от консультаций клинических психологов, психиатров и суицидологов.
На рост суицидальных мыслей среди подростков влияет и трудно ограничиваемый доступ несовершеннолетних к интернет-сайтам, содержащим «вредную и опасную для жизни несовершеннолетних информацию».
Помимо этого, на несовершеннолетних также влияет рост мобильной и интернет-зависимости, повышенная тревожность детей из-за учебы и «романтизация самоубийства в СМИ, на телевидении, в художественных произведениях, кинофильмах, музыкальных клипах».
Отметим, что, по данным мониторинга соцсетей «Лиги безопасного интернета», начиная с конца ноября прошлого года ряд сообществ в соцсетях начали активно размещать сообщения, связанные с темой суицида. В сообществах распространяются видеозаписи различных самоубийств, психоделический контент, подробно описываются способы самоубийств, муссируются громкие истории подростковых суицидов. Число подписчиков сообществ составляет от 1,5 тыс. до 11 тыс. человек. В группы беспрепятственно может вступить любой желающий.
Cенатор Елена Мизулина уже направила запросы в МВД и Генпрокуратуру с просьбой разобраться с деятельностью многочисленных групп в соцсетях, пропагандирующих суицид.
Трудные дети
По статистике, за последние годы количество детских суицидов выросло в России более чем на 35%. Россия — лидер в Европе по числу самоубийств среди подростков. Ежегодно сводят счеты с жизнью 1,5 тыс. российских детей и еще 4 тыс. совершают попытку самоубийства.
По последним данным Росстата, смертность детского населения от самоубийств в 2014 года составила 100 тыс. человек 1,3 в возрастной группе от 10 до 14 и 5,9 — в возрастной группе от 15 до 19 лет.
На основе анализа проблематики суицидального поведения подростков Минобрнауки приходит к выводу, что основными мотивами, которые толкают несовершеннолетних на самоубийство, становятся неуспешность в учебе, отвержение подростка в классе, конфликт с учителями и другие школьные факторы, негативно влияющие на психику ребенка.
В так называемую группу риска, требующую особое внимание со стороны педагогов и психологов, входят школьники в период адаптации к новым условиям образовательного процесса (1, 5, 10 классы), дети с социально-педагогической запущенностью и отклоняющимся от норм поведением, дети из неблагополучных семей, дети с особыми образовательными потребностями, группы школьников в случае возникновения ситуации межличностного конфликта и дети из семей беженцев и переселенцев.
В рекомендациях указывается, что отделам дополнительного и общего образования, отделам опеки и попечительства и учреждениям дополнительного образования детей необходимо организовывать и проводить ежегодный мониторинг, «направленный на выявление случаев жестокого обращения с несовершеннолетними и уровня буллинга в детско-подростковой среде; открытие для подростков, вынужденных покинуть семью, социальных гостиниц; организация работы детского телефона доверия».
— По статистике (данные по Москве), в группу риска входят подростки от 15 до 17 лет, причем и мальчики, и девочки одинаково подвержены суицидальным настроениям в этот период. В этом возрасте у подростков возникает проблема идентичности. Несовершеннолетние пытаются найти ответы на вопросы, «кто я», «что я», «как я вижу себя» и «как я вижу других», «как я вижу себя в дальнейшем». В этом плане у нас большой пробел, потому что подростки очень плохо видят себя и не представляют свое будущее, — рассказывает старший научный сотрудник отдела суицидологии ФГБУ «Московский НИИ психиатрии Минздрава РФ» Геннадий Банников. — Можно охарактеризовать три основные группы риска подростков, склонных к суицидальным направлениям, у каждой из этих групп будут свои причины для мыслей о суициде. К первой относятся подростки, которые уже попадают в коллектив с эмоционально нестабильным характером и, соответственно, на любую ситуацию реагируют острее, чем другие. И в этом случае мотив для самоубийства может быть любым — как неразделенная любовь, так и конфликты в семье или со сверстниками.
Во вторую группу, по словам Банникова, входят подростки, пребывающие в затяжном депрессивном состоянии, которое не замечают окружающие. К третьей относятся инфантильные подростки, которые попадают в трудную жизненную ситуацию и оказываются к ней не готовы. В частности, их поступками может двигать мотив избежания наказания и ухода от ответственности.
— Профилактика суицидального поведения подростков должна быть на всех уровнях. Первичная профилактика затрагивает образование педагогов, чтобы они понимали, что такое депрессия и как ее распознать у подростка. Педагоги — первые, кто может это заметить и донести до психологов или родителей. Бывает, что ребенок веселый-веселый, а потом наступает депрессия и затяжное плохое настроение. Объясняют это возрастным кризисом, а на деле проблема гораздо серьезнее, просто никто не хочет разбираться, — говорит он. — Необходимо работать и с родителями, чтобы они могли распознать депрессивное состояние и понимали, как помочь ребенку, потому что очень часто именно их невежество в этом вопросе становится проблемой. Они не дают согласие на психологическое сопровождение детей даже при явных суицидальных замыслах ребенка. Это тотальная проблема, особенно в школах Москвы. Также бывает, что часто даже после суицидальной попытки со стороны ребенка родители забирают его из стационара, даже не показывая там специалистам — психологам и суицидологам. Затем отправляют в школу, и вскоре ребенок может совершить очередную попытку свести счеты с жизнью.
Подростки-лидеры и инновационные технологии
В рекомендациях отмечается, что «в настоящее время в целях профилактики суицидальных намерений подростков специалисты образовательных организаций проводят различные профилактические занятия и тренинги в школьных коллективах, направленные на: повышение уровня групповой сплоченности в школе; создание общих школьных программ психологического здоровья, здоровой среды в школе; привитие существующих в обществе социальных норм поведения; формирование детского милосердия; развитие ценностных отношений в социуме; снятие стрессового состояния; обучение подростков проблемно-разрешающему поведению и др.»
При этом Минобрнауки настаивает на необходимости применения принципиально иного профилактического подхода «Равный-равному», «суть которого состоит в подготовке волонтеров из числа обучающихся образовательных организаций, способных своими силами вести пропаганду, направленную на снижение уровня суицидального риска в подростковой среде». Программа предполагает, что подростки-инструкторы, прошедшие специальную подготовку, будут распространять среди сверстников позитивные взгляды и убеждения и станут для сверстников источником положительного влияния.
В профилактической работе Минобрнауки предлагает использовать и инновационные технологии. Например, обустроить сенсорные комнаты в школах, где специалисты с помощью свето-, цвето-, звуко- и ароматерапии смогут восстановить эмоциональное равновесие подростка и помочь ему справиться с возникшими проблемами. Еще одним вариантом профилактической работы с учащимися может стать создание специальных школьных служб примирения (ШСП) для разрешения конфликтных ситуаций в организациях и обучения школьников самостоятельному урегулированию конфликтов.
Ведомство обращает внимание на роль педагогов в выявлении подростков, склонных к суициду. Так, в рекомендациях подчеркивается, что «педагог должен отчетливо представлять признаки эмоциональных нарушений, которые являются значимыми факторами риска суицидального поведения». К ним относятся потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение нескольких дней, необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду, нарушение внимания со снижением качества учебы, уход от контактов, превращение в человека-одиночку. Кроме того, педагог должен разбираться в признаках высокой вероятности суицида: «открытые высказывания о желании покончить жизнь самоубийством, косвенные намеки на возможность суицидальных действий, частые разговоры о самоубийствах, разговоры о собственных похоронах и др.».
Минобрнауки подчеркивает и необходимость профилактической работы с родителями. «Важным фактором эффективных детско-родительских отношений, особенно в ситуации взаимодействия с детьми группы суицидального риска, является гуманистический стиль общения — безоценочное принятие подростка, ровное, терпеливое отношение к нему», — говорится в рекомендациях. С родителями предлагается проводить тренинги на добровольной основе — весь комплекс упражнений ориентирован на формирование стрессоустойчивости, жизнестойкости и эмоционального равновесия родителей при общении с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.
Педагогам рекомендовано проводить консультирование, беседы, факультативы, групповые консультации, тренинги для группы родителей, имеющих схожие проблемы в воспитании ребенка, различные виды собраний, вечера вопросов и ответов, родительские конференции.
Глава всероссийского фонда «Образование» Сергей Комков отметил, что проблема подростковой суицидальности носит общемировой характер.
— К сожалению, нет единых рецептов, как справиться с этой проблемой. Однако есть несколько подходов, которые на практике доказали, что способны снизить число самоубийств среди несовершеннолетних. Во-первых, подростков необходимо занять конкретной реальной деятельностью, чтобы отвлечь от внутреннего мира переживаний. Для этого нужно организовать творческие кружки и мастерские для занятий музыкой, художественного творчества, конструирования. Это делают во всем мире, — отметил Комков. — И, несомненно, большое значение имеют квалифицированные психологи с соответствующей подготовкой и опытом. Их первоочередная задача даже не столько в понимании возникшей проблемы у подростков, а именно в умении найти корень проблемы. Ведь истинная причина желания свести счеты с жизнью зачастую кроется не в самом подростке, а в семейной обстановке или в отношениях со сверстниками.
По мнению Комкова, волонтеры, пропагандирующие позитивный взгляд на жизнь, не только не способны помочь снизить число суицидов, но и, напротив, могут стать причиной роста самоубийств.
— Здесь есть очень опасный момент. Порой под видом волонтеров могут скрываться авантюристы и псевдорелигиозные деятели, которые занимаются психологической обработкой молодежи. Они могут своими действиями и убеждениями, напротив, способствовать распространению суицидальных настроений, — предупредил он. — Что касается арома- и светотерапии для восстановления эмоционального баланса школьников, то это можно рассматривать только как дополнительную профилактическую меру.
В СМИ постоянно появляются сообщения о подростковых самоубийствах. Так, в декабре 2015 года в Рязани 12-летняя девочка покончила жизнь самоубийством. По неофициальной информации, школьница-отличница накануне получила плохую оценку и после жесткого разговора с родителями решила покончить с собой. В октябре в Нижегородской области произошло сразу два подростковых самоубийства.
Читайте далее: http://izvestia.ru/news/602732#ixzz3ypa7Whyl
Комментарии
"...проблема подростковой суицидальности носит общемировой характер"...
Жестокое обращение с детьми... Жесткие разговоры между родителями и детьми... Конфликты с учителями...
Эпоха перемен, начавшаяся с лихих 90-х, даёт свои разрушительные плоды "по полной программе".
Мы растеряли жизнестойкость. Мы не приобрели стрессоустойчив ость. Мы вышли из эмоциолнального равновесия. Все мы - взрослые.
А наши дети считывают эту разрушительную программу конкретно: "Никто меня не любит: ни мама, ни папа - никто! Я никому не нужен".
И наши подростки считывают эту разрушительную программу конкретно, как руководство к действию: "Никто из взрослых в этом мире меня не понимает. Ни один. Никто!"
RSS лента комментариев этой записи