22.08.15 – На Республиканской конференции работников образования был дан старт апробации в Чувашии профстандарта педагога-психолога
20 августа в Чувашии состоялась Республиканская конференция работников образования. Темой традиционного форума педагогов в этом году стало профессиональное самоопределение детей и молодежи.
С отчетом о пленарном заседании, прошедшем в ДК ЧГУ, можно ознакомиться здесь.
С самого утра начали свою работу секционные группы работников образования. В здании Министерства образования ЧР на ул. Ленинградская собрались для обсуждения актуальных вопросов заместители директоров по УВР, педагоги-психологи школ и детских садов, социальные педагоги (около 100 чел.).
Ядранская Инесса Владимировна, начальник отдела воспитательной работы управления молодежной политики МО и МП Чувашии, открыла работу секционной площадки под названием «Психологическое сопровождение несовершеннолетних обучающихся, испытывающих трудности в развитии и социальной адаптации». В докладе выступающей прозвучала озабоченность тенденцией роста правонарушений среди подростков и молодежи в 2015 году в сравнении с 2014 и предыдущими годами.
Директор БОУ «Центр образования и комплексного сопровождения детей» Осипова Евгения Юрьевна и директор МБОУ «Центр ПМСС «Содружество», председатель Чувашского отделения Федерации психологов образования России Удина Татьяна Николаевна выступили по вопросу апробации профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в России и в Чувашии. Было сказано о том, что пилотными площадками стали несколько российских регионов, в том числе и наш.
Татьяна Николаевна назвала основные трудовые функции педагога-психолога, прописанные в профстандарте, показала в «цифрах и фактах», собранных из опросов и отчетов, проблемные и ресурсные зоны деятельности психологов школ г. Чебоксары. В её выступлении прозвучала мысль: «Профстандарт –это нормативный документ. Он является основой для эффективного контракта, в котором должны быть соединены интересы работодателя и работника для решения задач конкретной образовательной организации». Пояснения к данному утверждению изложены в следующих положениях: «1) Все перечисленные в проекте профстандарта трудовые функции могут распределяться между несколькими специалистами; 2) Трудовые действия в рамках определенных для конкретного специалиста трудовых функций могут уточняться непосредственно в тексте эффективного контракта, например, можно указать какие-либо целевые группы участников образовательных отношений, или периодичность исполнения, или продукт, который будет получен в количественном или качественном выражении; 3)Содержание эффективного контракта может корректироваться как по инициативе работодателя, так и по инициативе работника».
К сведению педагогов-психологов: согласно дорожной карте, утвержденной министром образования РФ Д.В. Ливановым, апробация и внедрение профстандарта рассчитаны на 2015-2017 годы. Среди основных мероприятий – разработка моделей апробации ПС ПП с использованием сетевого взаимодействия, определение уровней соответствия профкомпетенций педагога-психолога содержанию трудовых функций ПС ПП, составление перечня профессиональных компетенций, апробация оценки соответствия компетенций содержанию трудовых функций, разработка аналитических и методических материалов, модернизация высшего психолого-педагогического образования, разработка и апробация программ дополнительного профобразования (повышения квалификации) в соответствии с профстандартом. В нашей республике, как было сказано выступающими, будут разработаны и апробированы две взаимодополняющие модели профстандарта – региональная и муниципальная. В списке кандидатур на роли руководителей пилотных площадок, а также общественных координаторов и ведущих экспертов – 12 представителей ЧРО ФПОР.
Работа секции, далее, была продолжена выступлениями Самсоновой Г.Х. – зам.директора «Центра образования и комплексного сопровождения детей» и Морозовой Н.Н. – психологом того же Центра, по теме «Особенности психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних обучающихся с отклоняющимся поведением, в том числе находящихся в конфликте с законом". Володина М.А. – руководитель службы комплексного сопровождения детей с ОВЗ рассказала о сопровождении организации образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов.
Завершилась работа секционной площадки обучающим занятием «Практическая работа по повышению качества психологического сопровождения несовершеннолетних обучающихся, испытывающих трудности в развитии и социальной адаптации». Ведущая - зав. отделом психологического сопровождения образовательного процесса Центра образования и КСД – Шемякина М.Н. предложила участникам кейс для разбора в виде описания конфликтных ситуаций : «ученик-ученик», «учитель-ученик», «учитель-родитель», родитель –администрация». В решении ситуаций учебным группам были показаны эффективные техники медиации и урегулирования конфликтов.