26.05.15 - Министерством образования и науки Российской Федерации поставлена задача апробации профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»
19-20 мая 2015 года в г.Москва проходила XI Всероссийская научно-практическая конференция: «Психология образования: Психологическое обеспечение общего образования в контексте введения профстандарта «Педагог-психолог», в которой приняла участие Т.Н.Удина, директор МБОУ «Центр ПМСС «Содружество» г.Чебоксары, председатель Чувашского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России».
Конференция была организована Федерацией психологов образования России; Министерством образования и науки Российской Федерации; Российской академией образования; Федеральным институтом развития образования; Институтом психологии РАН; Психологическим институтом РАО; Московским государственный университетом им. Ломоносова; Московским городским психолого-педагогическим университетом.
Участниками конференции были представители Министерства образования и науки Российской Федерации:
- Сильянов Евгений Александрович, директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей,
- Терехина Ирина Олеговна, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей,
- Фальковская Лариса Павловна, начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей,
- Шарай Денис Валерьевич, консультант отдела профилактики асоциального поведения обучающихся Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей,
а также представители Департамента образования г. Москвы, специалисты и руководители психологических служб и образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, члены Федерации психологов образования России, психологи стран ближнего и дальнего зарубежья, представители органов власти, бизнеса, некоммерческих общественных организаций, профильных вузов, учреждений дополнительного образования.
В работе круглого стола «Апробация и внедрение профессионального стандарта «Педагог-психолог», проходившего в рамках конференции, в качестве выступающих приняли участие и представители регионов: Чепель Т.Л. (Новосибирск), Чаусова Л.К. (Ростов-на-Дону), Кулькова Ж.Г. (Челябинск), Клюева Т.Н. (Самара), Удина Т.Н. (Чебоксары).
На круглом столе обсуждались вопросы:
- разработки механизма введения профессионального стандарта педагога-психолога,
- определения правовых, организационных, кадровых и экономических условий, которые позволят ввести профессиональный экзамен на право допуска к профессиональной деятельности, организовать необходимую стажировку будущего работника как оптимальный способ введения его в профессию, а также внести изменения в действующие нормативные документы, определяющие трудовые отношения между работниками и их работодателями, в системы аттестации и оплаты труда,
- использования ресурсов Федерации психологов образования России для решения задач общественного контроля и мониторинга процесса внедрения стандарта на пилотных площадках, обеспечения сетевого взаимодействия специалистов, образовательных организаций, органов управления образованием, руководствующихся в своей деятельности профессиональным стандартом и т.д.
Кроме того, живой интерес практиков встретило обсуждение проблем организации и методического сопровождения социально-психологического тестирования обучающихся для раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ. Обсуждался успешный опыт Самарской области по апробации на выборке в количестве 29000 учащихся школ и техникумов компьютеризированной психодиагностической методики «Объективный Тест Установок (ОТУ)», разработанной П.В.Яньшиным.
В отличие от бланкового анкетирования ОТУ не строится на технологии «вопрос – ответ», а базируется на том же механизме, что и работа так называемых «детекторов лжи». Об отношении к стимулу (черно-белым картинкам с символическим содержанием) судят по скорости нажатия на кнопки клавиатуры компьютера. В этой программе предусмотрено также расширение направлений диагностики в целях выявления суицидального риска, алкоголизации, табакокурения, игровой зависимости, садизма, социопатии, педофилии и т.п. Специалисты, которым предстоит ежегодно проводить социально-психологическое тестирование на выявление ранних форм зависимости у школьников и студентов, высказались в пользу приобретения методики ОТУ, считая, что стоимость её вполне окупаема повышением качества диагностики и сохранением здоровья подростков и молодежи.
Удина Т.Н.