Наши партнёры

27.04.15 - Психологическая наука как выбор

В преддверии празднования 25-летия Компании «Иматон», которое состоится на IX Саммите психологов в Санкт-Петербурге, Психологическая газета публикует отрывок из книги «Экспериментальная психология» доктора психологических наук, профессора, первого ректора Института практической психологии «Иматон», лауреата премии Президента РФ (1998) за исследования в области способностей и творчества Владимира Николаевича Дружинина.

Дружинин Владимир Николаевич, 12.08.1955-22.06.2001

Дружинин

Окончил факультет психологии и биологии Ярославского государственного университета (1978). Кандидат психологических наук («Изменение мотивации в процессе профессиональной подготовки», 1982), доктор психологических наук («Теоретические основы психологической диагностики познавательных способностей», 1991). Профессор филиала кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ при Институте психологии РАН (1993). С 1992 по 2000 год работал заместителем директора Института психологии РАН, с 1995 года — директором Института психологии Государственного института гуманитарных наук (при РАН), с 1999 года — ректором Института практической психологии «Иматон» (Санкт-Петербург). Член специализированных советов при Ярославском государственном университете (с 1992) и МГУ (с 1993). Лауреат премии им. С.Л. Рубинштейна Российской академии наук (1996), премии Президента РФ (1998) за исследования в области способностей и творчества.

Основные работы:

«Психологическая диагностика способностей: теоретические основы» (ч.1-2, 1990);

«Развитие и диагностика способностей» (соавт., 1990);

«Структура и логика психологического исследования» (1993);

«Методы психологической диагностики» (соавт., 1993);

«Психология общих способностей» (1995);

«Психодиагностика общих способностей» (1996);

«Психология семьи» (2000);

«Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии.» (2001).

В 1999 году вышло второе издание сборника стихов В.Н. Дружинина под названием "Законы отражения".  В его стихах заложена мощная энергия, как и свойственно многим поэтам, он предвидел на много лет вперед и редко ошибался:

***

Я ненавижу запах пороха.

Пусть посреди живых лесов 

Течёт, журчит река Черемуха

Под гомон птичьих голосов.

 

Пойдём со мной лесными стежками,

Во мхах купаясь, как в мехах,

Не за грибами и морошкою -

За голосами певчих птах!

 

И я желаю примирения

Всех матерей и дочерей,

И я желаю возвращения

Извечно блудных сыновей.

 

Охотникам желаю промаха

И неудачи - рыбакам,

Пока бежит река Черемуха

К далёким волжским берегам.

***

Почему люди (и довольно большое количество) занимаются такой странной областью деятельности, как наука? Возможно, на их выбор влияет постоянное переживание дефицита знаний о мире, которое ощущается как непонимание. В конечном счете, ученый — это человек, который, может быть иногда, испытывает ощущение достаточности знания о чем-то, но это переживание тут же сменяется ощущением недостаточности, неполноты, «нестыковки» и побуждает восполнять эту неполноту не только фантазиями (тогда он не ученый, а сказочник), но и каким-либо действием, неважно каким: «внутренним», мыслительным, либо внешним. Главное, что свое непонимание исследователь объясняет объективной нехваткой знания о мире. Иногда восполнить это незнание можно, прочитав книги, побеседовав с компетентными людьми, — к этому и сводится обучение в средней и высшей школе, проверить свои незнания на практике, решая задачи и сдавая экзамены. Если и это не излечивает от ощущения загадочности мира, выпускник вуза поступает в аспирантуру или претендует на нищенский оклад в научной лаборатории. Чувство нехватки знания имеет, скорее всего, иррациональную природу, и потребность, по рождающая это переживание, бессознательна. Она не сводится к так называемой познавательной мотивации, которая присуща человеку и высшим животным. Познавательная потребность осознается, но не каждый человек, интересующийся каким-либо предметом, стремится стать исследователем. Я не беру в расчет тех, кто занимается наукой из-за «внешних» по отношению к сути научной деятельности причин, а таковых — 99,9 %. Речь идет о единичных субъектах, для которых занятие наукой — образ жизни, а не занудная работа с 9 до 18 или способ удовлетворения тщеславия и достижения социального успеха и т д. Хотя и эти мотивы нельзя сбрасывать со счетов.

Кроме того, современная наука — устойчивый социальный институт, гигантская система. Когда она поддерживается либо государством, либо частными инвестициями, то неизбежно рекрутирует обычных, «нормальных» людей, для которых занятие наукой не имеет никакого «экзистенциального смысла» и является такой же «нормальной» работой, как ремонт электроаппаратуры или хирургическая практика. Но вряд ли эти люди породили науку — особую форму человеческой деятельности — и поддерживают ее как особую сферу жизни со своими оригинальными правилами поведения, ценностями и т.д. и т.п.

Что касается занятий психологической наукой, то вопрос еще более запутан. В. М. Бехтереву приписывают фразу: «Психологи — с психинкой, неврологи — с нервинкой». Примеров такого рода хватает, близорукие занимаются зрением, социальные психопаты — нравственной регуляцией поведения, состоявшие в браке не менее 5 раз посвящают жизнь психологии брака и семьи, а поэты-неудачники изучают психологию творчества. Ч. Дальтон, открывший явление цветовой слепоты — неразличения красного и зеленого цветов (дальтонизм), — сам имел этот дефект З.Фрейд, по воспоминаниям близких ему людей, был сексуальным невротиком. С другой стороны, основоположник многих направлений психологии Ф. Гальтон, занимавшийся проблемой способностей, был гением, а уровень интеллекта «самого» Ж. Пиаже вообще вне критики и оценок.

Читать статью полностью...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить