21.03.14 - Тренинг на развитие креативности детей в МБДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад № 185» г. Чебоксары
В рамках курсовой подготовки воспитателей дошкольных образовательных учреждений республики в марте 2014 года кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры дошкольного образования БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии Л.Г. Васильевой было организовано выездное практическое занятия для слушателей курсов в МБДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад № 185» г. Чебоксары (заведующий Г.И. Козлова, старший воспитатель Е.В. Иванова). Целью занятия было показать слушателям курсов педагогические условия развития самостоятельной творческой деятельности детей – центральной задачи образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» ФГОС дошкольного образования.
Талантливый педагог детского сада Н.Б. Жарова поделилась методическими идеями творческой группы коллектива и своими достижениями по этому вопросу. С целью реализации названной задачи ею были использованы оригинальные формы организации обучения детей – игра-эксперимент и тренинг на развитие креативности. Для создания выразительно-художественного образа как результата творчества детям подготовительной к школе группы была предложена фантазийная тема «Серое царство, черно – белое государство страны Выдумляндия».
В образовательной ситуации, созданной воспитателем по изобразительной деятельности Н.Б. Жаровой и педагогом-психологом Ю.В. Крыловой, дети встретились с двумя противоположными мнениями взрослых о сером цвете (ТРИЗ-технология). Наталья Борисовна рассказала детям сказку о сером царстве, черно-белом государстве страны Выдумляндия, в которой все мрачно и серо: живут серые люди и животные, растут серые деревья и цветы и в которой можно увидеть светло-серый снег, бурлящее серое море, горы в тумане, серые дома на улицах, лужи на асфальте. А королева Серого царства (педагог-психолог), не согласившись с этим мнением, стала утверждать, что ее царство замечательное, уютное и очень красивое, и пригласила детей в свое серое царство, чтобы убедиться в том, что серый цвет может быть красивым, богатым и благородным. Дети были удивлены и изумлены, увидев жителей этого необычного города и с удовольствием приняли просьбу королевы Серого царства нарисовать ее страну, в которой откроется выставка их работ.
Для активизации творческого потенциала в технике рисования детям было предложено использовать только два цвета, черный и белый, с помощью которых они могли получить различные оттенки серого цвета. Результатом творческой деятельности детей были рисунки, в которых они продемонстрировали самостоятельный выбор сюжетов, передачу художественно-выразительных образов человека, животных и природных явлений.
Такого рода творческие задания на ограничение использования большого количества цвета помогают детям, как отмечают ученые А. Мелик-Пашаев, В. Мухина и А. Савенков, использовать цвет как одно из средств выражения определенного образного содержания и эмоционального отношения ребенка к процессу творчества.
Дальнейшая работа по использования цвета как средства создания художественного образа может проводиться в направлении постановки перед детьми творческих заданий на создание цвета как персонаж (синий грустит; цвет может смеяться, кричать, рычать; бегущий красный и др.), на усвоение того, что цвет имеет разную фактуру и движение (какого я цвета, мое цветное пространство, а как звучит цвет и др.) – методика Н. Басиной и О. Сусловой.
Источник: БОУ ДПО (ПК) С "Чувашский республиканский институт образования" Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики (http://gov.cap.ru/info.aspx?gov_id=121&type=news&id=2738941)