Наши партнёры

29.10.13 - Как Русская Православная Церковь относится к психологии?

Этот вопрос интересует и неспециалистов, и профессионалов-психологов, среди которых конечно же есть глубоко верующие люди. Изучив эту тему в интернете, я решила вкратце поделиться ею с вами. Интересно прочитать и ваши комментарии. 

Так вот, еще в 2008г. на портале "Православие и мир" была опубликована статья "Психология: между практической пользой и духовным вредом", в которой священник Михаил Самохин отвечает на заданные людьми вопросы о психологических техниках, книгах, направлениях психологии и православной точке зрения об этом. Например, о методе направленной визуализации, психологической теории «Трансерфинг реальности», гуманистической психологии, тренингах, позитивной психологии и т.д. Кого-то интересует, считается ли профессия психолога греховной? Ответ священника: "Источником такого отношения можно назвать некоторых ультраконсервативных людей... В то же время, есть и другое отношение к психологии. Существует даже сайт православных психологов. В творениях святых отцов мы можем найти очень тонкие и точные психологические наблюдения. Хотя есть и полное отрицание современными священниками самой возможности существования православной психологии. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», принятых Юбилейным Архиерейским Собором 2000 года, читаем: «ХI.5. Церковь рассматривает психические заболевания как одно из проявлений общей греховной поврежденности человеческой природы. Выделяя в личностной структуре духовный, душевный и телесный уровни ее организации, святые отцы различали болезни, развившиеся «от естества», и недуги, вызванные бесовским воздействием либо ставшие следствиями поработивших человека страстей. В соответствии с этим различением представляется одинаково неоправданным как сведение всех психических заболеваний к проявлениям одержимости, что влечет за собой необоснованное совершение чина изгнания злых духов, так и попытка лечения любых духовных расстройств исключительно клиническими методами. В области психотерапии оказывается наиболее плодотворным сочетание пастырской и врачебной помощи душевнобольным при надлежащем разграничении сфер компетенции врача и священника». То есть Церковь за плодотворное сотрудничество с психологией и психотерапией при условии адекватного разграничения методов воздействия и сфер компетенции в соответствии с ситуацией каждого человека. Порицаются Церковью только отдельные методы оккультного характера".  

Открыв дома православный календарь "Азы православия 2013", прочла следующее: "... Опасны для человека методы гипноза, самогипноза, НЛП, экстрасенсорики, любые "энергетические" приемы, работа с аурой, шаманские практики, открытие чакр, лечение заговорами, наговорами, наговоренными водой, солью, полем, наложением рук, рейки, дистантные методы воздействия, лечение амулетами, "заряженными буклетами", целебными сеансами, вибрациями, исцеляющей музыкой, уринотерапия. ... могут произойти тяжелейшие изменения в психике человека, ухудшиться состояние здоровья, открыться новые недуги; наконец, человек может стать добычей бесов".

Интернет-справочник «Русская Православная Психология», собирая информацию о православных психологах в России и их работах, о соответствующих факультетах, курсах и научных кружках, о православных сайтах по психологии, отмечает: "Сегодня то, что именует себя психологией, есть только отчасти наука, за которой скрывается идеология бездушного и безбожного мира. Никто не скрывает, что психология и психотерапия подменили собой религию, объявив себя экспертами во внутренней жизни. За последние 100 лет психология добилась многого в изучении различных форм душевной организации, но при этом оказался потерян сам человек в единстве его телесной, душевной и духовной жизни. И в этом нет ничего случайного. Без Бога, образом и подобием которого он является, человек не может претендовать ни на что другое, кроме как на роль разумного, высокоорганизованного млекопитающего, жизнь которого должна по полному праву изучаться такой наукой как зоопсихология". 

В нашей стране сегодня можно найти психологов самого разного толка, действуют различные тренинговые компании, цель которых, в первую очередь, успешный бизнес (правда, в круге и под девизом "Все, что мы делаем, во благо"). То, что при этом нарушается принцип "Не навреди" оправдывается псевдогуманным слоганом "Свобода выбора Клиента", мол, он сам пусть несет ответственность за последствия примененных техник. А последствия, к сожалению, могут быть: как психическая болезнь, так и бесовство, и это не одно и то же. Как пишет в своей книге "Несвятые святые" архимандрит Тихон (Шевкунов), врачи-психиатры еще в дореволюционной России отличали психически больных от бесноватых простым способом: ставили перед больным несколько одинаковых чашек с обычной водой и одну - с крещенской. Психически больной человек мог пить из всех чашек, а бесноватый - нет.

Интересная дискуссия в этом русле (и не только) о психологах есть и на чебоксарском форуме "На связи" в разделе "Общая категория" - "Культура и образование" - "Психология" (http://forum.na-svyazi.ru/?showforum=72). Например, темы "Осторожно, психолог!", "Посоветуйте хорошего психолога". Предлагаю ознакомиться с ними самостоятельно.

 

Итак, с точки зрения православия, актуальность вопроса экологичности для души человека многих психологических методов не подлежит сомнению.    

А что вы об этом думаете?

 

Невзорова С.И.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить