19.01.18 - ЧП в бурятской школе – что о нем известно
Не ходи в школу, там будет «мясо»
Детали ЧП, количество нападавших и жертв в школе №5, расположенной в поселке Сосновый Бор города Улан-Удэ, изначально в разных источниках варьировались. Официальная версия опубликована на сайте властей Бурятии и СК РФ.
«Ученик данной школы пронес в школу бутылку с зажигательной смесью и бросил ее в кабинет русского языка и литературы, где проходил урок у учеников 7-го класса. В кабинете произошло возгорание, когда ученики и учительница выбегали из кабинета, злоумышленник встречал их на выходе и наносил телесные повреждения», – говорится в сообщении властей.
По предварительным данным, в результате нападения пострадали шесть человек – ранены пять учеников и учительница. Позже РИА «Новости» написали, что количество жертв нападения увеличилось до семи. У одной 11-летней девочки черепно-мозговая травма, она находится в очень тяжелом состоянии, у другой ученицы ампутированы два пальца. У остальных пострадавших рубленые и колотые раны.
Сам нападавший 15-летний девятиклассник тоже госпитализирован после попытки суицида – он попытался нанести себе повреждения ножом и выпрыгнул из окна при задержании.
Дело об инциденте в бурятской школе передано в Главное следственное управление Следственного комитета России, на месте работают следователи и криминалисты. Возбуждены уголовные дела по статьям «Халатность» и «Покушение на убийство».
По данным Interfax, среди возможных причин ЧП рассматривается приверженность нападавшего к так называемой “криминальной субкультуре АУЕ” (“арестантский уклад един”).
«Охрана в школе полностью отсутствует. Есть группировка в школе АУЕ. Мы поднимали неоднократно этот вопрос перед администрацией о том, что это АУЕ до добра не доведет. Буквально за два дня мы проводили собрание с 11-м и 10-м классом. Они остались неаттестованными на второй год», – рассказала изданию «Говорит Москва» мама одной из учениц школы №5.
В СМИ есть информация о том, что нападавший через социальные сети предупредил одну из своих одноклассниц, чтобы она не ходила в этот день в школу, потому что там «будет мясо».
Целый комплекс мер и никаких выводов
Сразу после случившегося на место нападения выехали медики, правоохранители и представители властей и министерств.
Глава Бурятии Алексей Цыденов прервал свой рабочий визит в Монголию, вернулся в республику и посетил пострадавших в больнице.
По поручению министра здравоохранения РФ Вероники Скворцовой в республику Бурятия направились специалисты Научно-исследовательского детского ортопедического института имени Г.И. Турнера Минздрава России, Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета Минздрава России и РНХИ имени А.Л. Поленова Минздрава России, чтобы «на месте оказывать содействие республиканским специалистам в лечении детей, пострадавших в результате нападения на школу».
Для выяснения обстоятельств случившегося и устранения последствий в Бурятию направились представители Минобрнауки и аппарата Уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка. Главы ведомств Ольга Васильева и Анна Кузнецова обсудили ЧП.
“Ужасающая тенденция. Меньше недели назад – трагедия в пермской школе, сейчас аналогичная ситуация в Бурятии. После посещения Перми нами был выработан целый комплекс рекомендуемых мер по профилактике и предотвращению подобных ситуаций. Почему не были сделаны соответствующие выводы на местах, что послужило почвой для повторения ЧП – мы сейчас выясняем”, – отметила Анна Кузнецова.
Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) заявил о том, что возьмет ситуацию на свой контроль.
«Подобные случаи уже не являются единичными и приобретают характер эпидемии», – выразили обеспокоенность ситуацией в Совете.
Кто закладывает в головы ребят такие идеи
Только за одну неделю в России произошло несколько случаев нападений и проявления агрессии в школах. По словам полпреда президента РФ в СФО Сергея Меняйло, правоохранительные органы устанавливают возможную взаимосвязь нападения на учеников и учителя в школе в столице Бурятии Улан-Удэ с недавним похожим случаем в Перми. Он отметил, что, по предварительной информации, такие нападения могут обсуждаться в закрытых группах в соцсетях.
“Осталось узнать мотивы. Сегодня, к сожалению, интернет такая штука, что ограничить общение мы не можем. Мы помним тему “Синий кит” и все остальные. Один сайт закрывается, а другой открывается. Поэтому самое главное – понять мотивы. Если мы их поймем, мы сможем воздействовать на эту ситуацию. Я не сомневаюсь нисколько, но это следствие покажет, что есть организаторы всего этого. Случай не единичный”, – заявил полномочный представитель.
То, что социальные сети могут быть распространителями экстремистской информации, отметила и ответственный секретарь СПЧ Яна Лантратова.
«Нам хорошо известно, что социальные сети выступают коммуникационной площадкой для объединения и популяризации (выращивания тренда) экстремальных поступков у молодых людей. Механизмы одни и те же. Вопрос в том, кто заказчик. Если со сбором “на общак”, избиениями по принципу “не той масти” и так далее ясно, что преступное сообщество выступает проводником подобных идей и форм поведения, то в случае с кровавыми точечными акциями в школах манипулятор не так очевиден…» – считает ответственный секретарь СПЧ.
Представительница Совета обратила внимание, что взрослые не всегда знают о деталях переписки детей в закрытых чатах и группах в соцсетях.
«Кто закладывает в головы ребят такие идеи? – задается вопросом Яна Лантратова. – Почему эта эпидемия насилия напоминает флешмоб? Уже известно, что перед этими актами одноклассники обсуждали и предупреждали друг друга, что такого-то числа будет “мясо”, и никто не среагировал… Нужно признать, что на сегодняшний день необходимо очень серьезно, иначе, обратить внимание на работу с детьми и подростками… Данные случаи де-факто уже не являются единичными и приобретают характер эпидемии».
Замминистра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Волин заявил Interfax, что Роскомнадзор заблокирует группы в соцсетях, побуждающие к насилию в школах. Блокироваться такие сообщества будут по той же схеме, что и группы, побуждающие к самоубийству.
В Роскомнадзор поступили требования Роспотребнадзора о «признании запрещенной информации, способной побудить школьников к противоправным, асоциальным поступкам, результатом которых могут стать действия суицидального характера». Противоправную информацию нашли в трех группах в социальной сети «ВКонтакте». Представители соцсети удалили запрещенную информацию.
О блокировке контента, призывающего к насилию, отчиталась и соцсеть «Одноклассники».
Мы будем усиливать психологическую помощь
Глава Бурятии Алексей Цыденов считает, что случившееся – «проблема системного характера, проблема общего здоровья общества».
«Мы будем усиливать психологическую помощь в школах. У нас недостаточно психологов в школах. Это одна из мер выявления нарастания напряжения у подростков и опасной среды… Вопрос охраны школы мы будем ставить. У нас часть школ охраняется, часть нет. Но лучшая профилактика – это выявлять нарастающее напряжение. Охрана тоже нужна, но работа профилактическая более результативна. Мы завтра проводим комиссию по предупреждению правонарушений специально по этому поводу в расширенном составе – с участием глав районов. Будем разрабатывать комплекс мер», – отметил глава республики.
Детский омбудсмен Анна Кузнецова считает, что по всей стране «необходимо срочно провести аудит деятельности системы профилактики, Комиссий по делам несовершеннолетних и защите прав и проверить доступность помощи специалистов, услуг дополнительного образования».
«Кто увлекает и ведет наших детей? Если не ведется работа, наши дети могут стать легкой наживой для деструктивной субкультуры, объектом манипуляций», – считает омбудсмен.
О необходимости проверок в российских школах говорит и сенатор, глава Союза женщин России Екатерина Лахова.
«Мы можем сколько угодно ставить рамок металлодетекторов в школах, увеличивать число охранников и “тревожных кнопок”, но это ничего не даст, – уверена представительница Совета Федерации. – Здесь поможет только работа внутри самой школы — с трудными детьми и подростками, работа по улаживанию конфликтных ситуаций между учениками, между учениками и учителями… Министерству образования нужно проверить, как психологи выполняют свою работу в школах, почему их усилий недостаточно».
Глава СПЧ Михаил Федотов призывает профильные министерства и ведомства, в том числе Минобрнауки России, МВД России, СК России «совместно с гражданским сообществом принять действенные меры по противодействию распространению вооруженного насилия в школах».
“Мы обращаемся и к родителям: дети не должны быть обделены вашим вниманием, к ним нельзя относиться по остаточному принципу. Если вы отдаете своего ребенка на воспитание телевизору, всевозможным “стрелялкам” и социальным сетям, то не удивляйтесь, заметив в нем нарастание агрессии”, – считает председатель Совета.
Вице-спикер Госдумы Ирина Яровая считает, что детей необходимо обучать тому, как им действовать при получении информации из соцсетей.
“В связи с печальными случаями по доведению до самоубийств мы актуализировали тему, чтобы в школах начали преподавать информационную безопасность с точки зрения правильного поведения и коммуникаций ребенка, когда возникает неоднозначная ситуация”, – заявила Ирина Яровая.
Надо учить детей разрешать конфликты разговорами, а не кулаками
Психолог Ирина Лукьянова считает, что соцсети в случае проявления агрессии в школах «не первопричина, а следствие»
«Разумеется, дети узнают о том, что “так тоже можно”, не только из телевизора. Но считать, что это спланированная серия атак, координируемая кем-то через интернет – это, мне кажется, поиск простых решений в сложной ситуации», – уверена специалист.
Усиление мер безопасности в школах – не выход из сложившейся ситуации, отмечает психолог. По ее мнению, проблема в том, что «в обществе очень высокий уровень агрессии друг к другу и очень низкое умение справляться с конфликтами никакими иными способами, кроме силовых», а «детей вообще с детства не учат никаким способам разрешения конфликтов».
«Давным-давно пора на общегосударственном уровне думать не только о военно-патриотическом воспитании или духовно-нравственном, а просто о воспитании способности людей мирно уживаться рядом друг с другом, разрешать конфликты разговорами, а не кулаками, – считает Ирина Лукьянова. – Я уже стопятисотый раз говорю о том, что нужно учить детей и взрослых мириться, друг другу не мстить, понимать друг друга. Это базовые человеческие умения, которыми надо владеть с дошкольного детства. Ну да, он меня обидел – если не побить, то что еще можно сделать?»
Комментарии
Наш сайт "Психология образования в Чувашии" готов обнародовать для общей пользы ваши действенные, апробированные наработки по направлению "Надо учить детей разрешать конфликты разговорами, а не кулаками".
Присылайте их по э-адресу: lady-nadyarambler.ru
RSS лента комментариев этой записи