Наши партнёры

30.07.17 - Участники слушаний в Общественной палате указали на недостатки плана Десятилетия детства, подготовленного Минтрудом

В Общественной палате РФ прошли общественные слушания по Проекту плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства. В них приняли участие представители министерств и общественных организаций, депутаты и сенаторы, эксперты.

Справка
Указ об объявлении 2018-2027 гг. в России Десятилетием детства президент подписал 29 мая. Правительству было поручено в трехмесячный срок утвердить план мероприятий, которые пройдут в рамках «десятилетия» до 2020 года. Минтруд собрал предложения других министерств, ведомств и органов власти субъектов федерации, а также уполномоченного по правам ребенка при президенте РФ и Агентства стратегических инициатив. Все идеи были объединены в один документ, который и был предложен для обсуждения в Общественной палате.

Из каких ингредиентов варился «компот»

Проект состоит из 204 пунктов, большинство из которых сформулированы как «подготовка предложений», «разработка стандартов», «разработка системы мер», «разработка концепции». В сущности, это «план подготовки планов», определяющий основные направления работы.

Как пояснила модератор общественных слушаний Галина Семья, член Координационного совета при президенте РФ по реализации стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг., это не окончательный проект, который предстоит принять, а «набор мероприятий». Итогом почти каждого мероприятия, согласно тексту документа, будет «доклад правительству», а не конкретное достижение, улучшающее жизнь детей. Предполагается, что настоящий план действий будет сформулирован как раз в этих докладах. А осуществлять его начнут, видимо, уже после 2020 года.

Основные разделы плана:

развитие инструментов материальной поддержки семей при рождении и воспитании ребенка; создание инфраструктуры детства; совершенствование медицинской помощи детям и формирование основ здорового образа жизни; повышение доступности качественного образования детей; культурное и физическое развитие; развитие детского отдыха и детского туризма; обеспечение информационной безопасности; обеспечение равных возможностей для детей, нуждающихся в особой заботе государства; развитие системы защиты и обеспечения прав и интересов детей; публичные мероприятия; организационные мероприятия.

О чем говорится в этих разделах?

Например, к созданию инфраструктуры детства относится строительство и оснащение детских учреждений, обеспечение жильем многодетных семей и семей, воспитывающих ребенка-инвалида. Там же идет речь о сертифицированных нянях, группах дневного пребывания для детей с ментальными нарушениями и о многом другом.

В раздел о детях, «нуждающихся в особой заботе государства», попал такой острый вопрос, как совершенствование законодательства по вопросам лишения родительских прав и отобрания детей из семьи. Там же идет речь о нуждах детей-инвалидов, например, о расширении перечня предоставляемых государством ТСР, создании комфортных условий в педиатрических МСЭ, повышении квалификации специалистов и т.д.

К развитию системы защиты и обеспечения прав детей отнесли и реализацию Концепции развития ранней помощи, и разработку мер для профилактики суицида среди несовершеннолетних, и поддержку деятельности детского телефона доверия, и еще многое другое.

«Мы хотели вам показать, сколько есть мнений, и какие есть ключевые проблемы, которые ставят наши законодатели, министерства. Сейчас наша задача – объединить «компот» в более строгую систему», – заявил Виталий Колбанов, директор департамента комплексного анализа и прогнозирования Минтруда.

«Ювенальные риски»

«План основных мероприятий составлен так, как будто большинство детей живут помимо семьи и родителей», – заявила заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Елена Мизулина. К основным недостаткам проекта она отнесла «ювенальные риски». По ее мнению, сама идеология детства, положенная в основу документа, имеет слишком много общего с «западной ювенальной идеологией».

«Проект плана, даже при сохранении существующей структуры, внутри каждого раздела должен включать систему мероприятий, ориентированных на семьи с детьми», – считает она.

По мнению Елены Мизулиной, план должен был включать две составляющие: меры, направленные на поддержку семей с детьми, и меры, касающиеся пребывания детей за пределами семьи – в школе, в детском саду, на улице, в культурном учреждении.

«Эти две составляющие надо развести, они разные», – подчеркнула сенатор. Она предложила провести всероссийское родительское обсуждение документа и создать координационный совет для подготовки его окончательного текста.

«Программа собрала все термины ювенального букваря», – заявила Элина Жгутова, руководитель РОО «Иван-чай». «Профилактика раннего неблагополучия, телефон доверия, против которого мы выступаем и который служит распространению недоверия в семье», – уточнила она, о каких понятиях идет речь. Кроме того, ее насторожил раздел плана, посвященный борьбе с бедностью.

«С бедностью детей у нас борются просто: берут ребенка из бедной семьи и перемещают в богатую», – заявила Элина Жгутова.

Покажите портрет ребенка

Традиционные ценности, безусловно, важны, однако развитие цифрового общества создает новую реальность, которая влияет на структуру мышления, восприятия и памяти ребенка, отметила Маргарита Русецкая, ректор Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина. «Через десять лет общество будет совсем другим», – подчеркнула она.

«Мы с точки зрения фундаментальной науки не понимаем, что такое современный ребенок. Мы его изучаем методами психологической диагностики, разработанными 50-60 лет назад», – сказала Маргарита Русецкая.

По ее словам, создать серьезный план для Десятилетия детства можно лишь после проведения целой системы фундаментальных исследований, которые должны «описать современного ребенка, периодизацию его развития, специфику его когнитивной сферы, особенности коммуникации, выйти на новую диагностику, на новую систему обучения, выйти на новую дидактику».

Такой предварительный этап, как анализ ситуации, был просто пропущен при подготовке документа, отметила Елена Альшанская, директор Благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам». В проекте упоминаются научные исследования, необходимые для проведения Десятилетия детства, однако они должны были быть не частью плана, а предварительной работой.

«У нас же получается, что мы собираем предложения от всех желающих, но при этом нет ни приоритезации этих предложений, ни оценки рисков, ни оценки реальных проблем и потребностей», – сказала Елена Альшанская.

В нынешнем виде план представляет собой «очень сырой черновик», заявила она.

В поиске ориентиров

План составлен так, как будто его разработке предшествовало создание какой-то концепции, отметил Сергей Рыбальченко, генеральный директор АНО «Институт научно-общественной экспертизы». Однако концепции нет, и документу не хватает целевых показателей и ориентиров.

«Инфраструктура детства не должна быть целью, – пояснил Рыбальченко. – Целью является повышение доступности и качества услуг для детей. А инфраструктура выстраивается в зависимости от того, что мы хотим получить от этого качества и доступности».

Как могли бы выглядеть целевые ориентиры? Например, обеспечение 100% доступности дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу для детей от 1,5 до 3 лет, или ликвидация третьей смены в школах. В этом случае и раздел, посвященный инфраструктуре, выстроился бы иначе, отметил эксперт.

Кому помогать с жильем

План предусматривает большой комплекс мероприятий по материальной поддержке семьи. Однако в нем упоминается помощь только некоторым категориям семей, отметила Елена Альшанская. Например, ситуация потенциального отказа от ребенка в 30% случаев возникает из-за отсутствия жилья.

«Проблема бездомности семей с детьми должна решаться в отношении всех категорий семей с детьми, а не только двух, которые нам показались наиболее уязвимыми. Уязвимой без жилья оказывается абсолютно любая семья», – отметила она.

Что нужно детям-инвалидам

План нужно доработать в той части, где речь идет о детях с инвалидностью и ОВЗ, сказала Юлия Камал, председатель совета Ассоциации МГАРДИ. «Не только раздел, прописанный для этих категорий, но вся программа должна быть пронизана упоминанием о том, что все это будет доступно и для детей с инвалидностью», – уточнила она.

По мнению Натальи Починок, ректора Российского государственного социального университета, тему инклюзии следовало бы выделить в особый раздел, чтобы органы власти лучше сфокусировались на проблеме. При этом особое внимание следует уделить массовому вовлечению детей в инклюзивный спорт. Кроме того, отдельно можно изложить программу по развитию «трудовых функций» – включая профориентацию и такие мероприятия, как WorldSkills и «Абимимпикс», считает Наталья Починок  (WorldSkills – международное движение, целью которого является повышение престижа рабочих профессий, в том числе с помощью конкурсов профессионального мастерства; «Абилимпикс» – национальный чемпионат конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью).

Екатерина Курбангалеева, директор АНО НИЦ «Особое мнение», сформулировала шесть предложений.

Во-первых, совместить неонатальную диагностику некоторых врожденных заболеваний с установлением инвалидности до 18 лет.

Во-вторых, обратить внимание на институт постоянной прописки, который не позволяет некоторым гражданам России получать помощь от государства.

«Вот мы сейчас разбираемся с конкретным вопросом. Ребенок, гражданин России, полгода, диагностировано онкологическое заболевание, инвалидность дали, пенсии нет, потому что нет постоянной прописки», – пояснила Курбангалеева.

В-третьих, разрешить родителям детей-инвалидов открывать номинальные счета в упрощенном порядке, не собирая дополнительных справок.

В-четвертых, организовать выездные комиссии МСЭ на территории, где нет постоянных педиатрических МСЭ, чтобы детей-инвалидов не приходилось возить в другие города на освидетельствование.

В-пятых, отменить ограничение «один вуз, одна специальность» при поступлении ребенка-инвалида по квоте в высшее учебное заведение, поскольку все остальные дети имеют право подавать документы в пять вузов на три специальности одновременно.

В-шестых, перевести финансирование программы 24 нозологии на федеральный уровень, поскольку регионы не справляются с этой задачей.

Кто будет работать

План мероприятий по реализации Десятилетия детства должен носить общенациональный, а не правительственный характер, считает первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова.

В число исполнителей плана должны войти не только федеральные органы исполнительной власти, но и общественные организации, социально ориентированные НКО, сказала она.

 

Источник








Добавить комментарий


Защитный код
Обновить