Наши партнёры

28.06.17 - Центр психиатрии и наркологии им. Сербского пишет школьный учебник по психологии

Психологов в России нет. Только такой вывод я могу сделать в свете свежих новостей.

26 июня по инициативе ООН во всем мире отмечается Международный день борьбы со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом. Накануне 23 июня 2017 года в МИА «Россия сегодня» состоялась тематическая пресс-конференция, участие в которой принял Зураб Ильич Кекелидзе – профессор, доктор медицинских наук, генеральный директор ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Министерства здравоохранения Российской Федерации.

По словам проф. З.И. Кекелидзе, в последние годы в России в отношении официальной статистики по числу наркозависимых произошла «стабилизация ситуации». Но он отметил, что при этом реальное число наркоманов значительно превышает статистические данные.

Сенсационная часть выступления главного психиатра Минздрава РФ Зураба Кекелидзе заключалась не в этом…

Школьный учебник по психологии от Центра психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского

По утверждению проф. З.И. Кекелидзе, профилактике раннего употребления наркотиков и алкоголя, а также случаев суицидов среди подростков послужит введение в школьную программу курса по психологии в рамках ОБЖ! И, что особенно интересно, Центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского уже разрабатывает учебник по психологии для школьников! Учебники с 3-го по 8-й классы уже написаны. Осталось написать учебники для 9-го, 10-го и 11-го классов. С этой задачей, по мнению проф. З.И. Кекелидзе, Центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского справится к концу 2017 года.

Проблемы, которые поможет решить школьное преподавание психологии в рамках ОБЖ, гл. психиатр Минздрава РФ З.И. Кекелидзе описал так«Это и суициды, и опасность применения наркотиков. Кроме того, в школьные годы никто детей прицельно не обучает тому, что такое переходный период. У девочек в этом возрасте меняются формы, они считают, что полнеют, и начинаются различные диеты, берет начало анорексия. В этом же переходном периоде чаще всего пробуют наркотики. Все эти вопросы, которые ребенок никому задать не может, будут решаться, как мы полагаем, именно через этот предмет. Ребенок сейчас знает из уроков зоологии, когда у оленя спадают панты, а что такое переходный период, он не знает. Кроме того, мы полагаем, что в рамках этого предмета ребенок будет понимать, что психические расстройства и конфликты отражаются на общем здоровье. Он должен знать элементы психогигиены, психопрофилактики, должен знать, почему надо спать определенное количество времени, сколько времени посвящать отдыху и так далее».

В ходе пресс-конференции была озвучена и предполагаемый срок введения нового школьного курса – до 2020 года.

Коллеги, почему школьный учебник по психологии поручено писать именно Центру психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского? Всё просто: в нашей стране нет надежной психологической организации.

На 11-м Санкт-Петербургском саммите психологов об этом было сказано в ходе пленарного заседания о регулировании психологической деятельности – и вот явное тому доказательство.

После псковской трагедии Центру им. В.П. Сербского поручили образовательные программы для школьных психологов

Вспомните, коллеги, сразу после трагической гибели подростков в Псковской области в ноябре 2016 года вице-премьер Правительства РФ Ольга Голодец заявила о необходимости полностью переформатировать работу школьных психологов«Этот случай показывает, что (школьную психологическую – прим. ред.) службу необходимо реорганизовать и усилить в ней профессиональное начало», - сказала Ольга Юрьевна Голодец. Она отметила, что в первую очередь Центр им. Сербского подготовит курс семинаров и методик для психологов в школах по результатам анализа всех трагических случаев, суицидов, которые произошли в России за последние несколько лет. «И они подготовят программы для переподготовки школьных психологов. Изменить всю службу психологов – такова наша задача, придать ей совершенно другое профессиональное наполнение», - подчеркнула вице-премьер.

Адресация поручения вице-премьера именно Центру психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского вызвала тогда некоторое удивление, но главное внимание психологического сообщества было направлено на суть и множество проблем школьной психологической службы, которые нужно решать. Коллеги оживленно комментировали отклик директора Института «Иматон» Ольги Муляр, которая не понаслышке знает историю создания и картину разрушения школьной психологической службы в стране: некогда успешно реализованная концепция школьной психологической службы доктора психологических наук Ирины Владимировны Дубровиной, успешно функционировавшие центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС-центры) сегодня в связи с экономией и оптимизацией разрушены до основания.

Глава Министерства образования и науки РФ Ольга Васильева после псковской трагедии заявила, что по системе психологической помощи школьникам ударило нормативно-подушевое финансирование«Из-за сокращения просто происходит вымывание кадров из системы общего образования. Жизнь показала, что психолог сам нуждается в помощи. Нормативно-подушевое финансирование очень больно ударило по психологам. На одного психолога приходится полторы, а то и две тысячи детей», — сказала Ольга Васильева.

В ноябре 2016 года состоялась крупная научно-практическая конференция «Система психологического сопровождения образования», в ходе которой президент Российской академии образования Людмила Вербицкая сообщила о готовности РАО создать федеральный центр, который будет заниматься повышением квалификации специалистов психологических служб в учебных заведениях и разработкой методических рекомендаций. «Как может не быть психолога в школе, это совершенно невозможно. Наша Российская академия образования совместно с другими учреждениями готова приступить к созданию ресурсного центра для реализации концепции развития психологической службы в системе образования. Мы очень просим Ольгу Юрьевну Васильеву (министр образования и науки РФ - прим. ред.) закрепить за РАО роль координатора всей этой непростой деятельности, мы к этому готовы. Это положение есть в итоговом документе нашей конференции, который мы сегодня примем», - сказала президент РАО Людмила Вербицкая.

Согласно принятой и опубликованной резолюции конференции, на базе РАО должен быть создан федеральный ресурсный центр психологической службы в системе образования в РФ, призванный выполнять целый ряд научно-методических функции.

Прошло немногим больше полугода – и вот уже учреждение совсем другой ведомственной принадлежности заявляет о почти выполненной конкретной задаче из того самого ряда научно-методических функции по психологическому сопровождению образования. Почему, спросите вы? А я отвечу: потому что в России нет психологов, способных создать продукт, отвечающий запросам общества и власти.

История Государственного научного центра ССП им. В.П. Сербского

Описание почти 100-летней истории Центра психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского на сайте учреждения не содержит сведений об изучении проблем психологии образования, по крайней мере пока. Но сегодня ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Министерства здравоохранения Российской Федерации решает масштабные и важные задачи. Приводим статью об истории Центра психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского с официального сайта учреждения без сокращений:

«В мае 1921 года Пречистенская психиатрическая больница в Москве, берущая своё начало от созданного в 1899 году Центрального полицейского приемного покоя для душевнобольных, была преобразована в Пречистенскую психиатрическую лечебницу для заключённых. Инициаторами создания такого учреждения были Народный Комиссариат и органы судопроизводства, что объяснялось введением в тот период в действие законодательных актов, в которых большое внимание уделялось личности правонарушителя, мотивации его поступков и требовало во многих случаях компетентного судебно-психиатрического анализа.

За 90 лет существования официальное название и подчиненность Центра несколько раз менялись. Неизменной оставалась основная направленность деятельности - разработка научных основ судебной психиатрии и проведение наиболее сложных судебно-психиатрических экспертиз. Все эти годы Центр носит имя одного из основателей русской школы судебных психиатров, профессора Владимира Петровича Сербского (1856 -1917).

С Центром связана деятельность многих выдающихся и известных психиатров - профессоров: И.Н. Введенского, О.В. Кербикова, Е.К. Краснушкина, Н.И. Фелинской, A.M. Халецкого и других. Директорами Центра с момента его основания были: Е.Н. Довбня (1921-1930), Ц.М. Фейнберг (1930-1950), А.В. Снежневский (1950-1951), А.Н. Бунеев (1951-1957), Г.В. Морозов (1957-1990). С 1990 по 2010 гг. Центр возглавляла академик РАМН Т.Б. Дмитриева. В настоящее время директором Центра является доктор медицинских наук, профессор, Заслуженный врач РФ, главный специалист психиатр Минздрава России З.И. Кекелидзе, в нем работают около 700 сотрудников, в том числе 1 академик РАМН, 1 член-корреспондент РАМН, 43 докторов и 106 кандидатов наук.

На протяжении первого десятилетия существования Центра его деятельность носила открытый характер; институт всё более приобретал признаки обычного научного учреждения. Проводились заседания общества невропатологов и психиатров, организовывались экскурсии для студентов и слушателей различных курсов. Сотрудникам института поручались для экспертизы наиболее ответственные и сложные случаи.

По мере становления в стране тоталитарного режима в Центре искоренялись либеральные тенденции, происходили многочисленные кадровые перестановки, ужесточались требования к персоналу и условия содержания испытуемых. Для взаимоотношений между сотрудниками становятся характерными недоверие, подозрительность и доносительство. Постепенно в ведение НИИ им. Сербского перешли все научно-практические и организационно-методические проблемы судебно-психиатрической экспертизы, в том числе руководство периферийными психиатрическими учреждениями. К середине 30-х годов институт превратился в монопольный орган, проводящий судебно-психиатрические экспертизы по всем наиболее важным делам. Самые известные учёные-психиатры, либо сотрудничали с институтом, либо работали в нём. В 1938 году было создано специальное отделение, куда помещались подследственные, обвинявшиеся в контрреволюционной деятельности (по ст. 58 УК РСФСР), за исключением женщин и подростков. Привлечённые к уголовной ответственности по политическим статьям, диссиденты проходили стационарную экспертизу в институте им. Сербского. С середины-конца 80-х годов – начала 90-х годов в Центре произошло много изменений, в палатах, где лечились диссиденты, стали проходить лечение лица, страдающие алкоголизмом и наркоманией. Наряду с усовершенствованием системы судебно-психиатрической экспертизы, разработкой теоретических и клинических вопросов судебной психиатрии, стали развиваться проблемы социальной, биологической психиатрии, проводиться дни открытых дверей. Большую роль в становлении новой роли Центра сыграла великий психиатр академик РАМН Т.Б. Дмитриева.

В последнее время значительно расширились исследования в области социальной, биологической психиатрии, в связи с изменениями законодательства происходит обновление методологических основ судебной психиатрии. По всем направлениям своей деятельности и прежде всего, по оказанию психиатрической помощи населению, Центр проводит большую организационно-методическую работу на территории Российской Федерации, поддерживает широкие научно-практические контакты со многими странами ближнего и дальнего зарубежья.»

Коллеги, найти какую-то информацию о психологах, работающих в Центре психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского, на сайте учреждения не удалось. Может, я плохо искала? Кто-то же пишет школьный учебник по психологии…

И всё-таки почему школьники будут изучать психологию в рамках ОБЖ?

Конечно, основы безопасности жизнедеятельности – важный и нужный в школе предмет. Но какое отношение этот школьный предмет имеет к курсу психологии?! Обратите, пожалуйста, внимание:

  • НЕ литература. Хотя размышления над характерами и поступками персонажей помогают читателю лучше понять себя, других людях, больше узнать об отношениях людей, о любви, верности, предательстве, ответственности, поиске смысла, силе духа…
  • НЕ биология. Хотя о половом созревании человека более уместно узнать из курса биологии, так же как о психофизиологии мозга, о режимах сна и отдыха, о грамотной организации рабочего времени и пространства, о ценности для здоровья занятий спортом…
  • НЕ музыка и НЕ рисование, которые сегодня активно используются в психологии и педагогике…
  • а именно ОБЖ!..

Почему школьный курс психологии будет преподаваться учащимся в рамках ОБЖ?.. Мой ответ на этот вопрос вы уже знаете.

Может быть, коллеги, у вас есть другие объяснения?

Губанова Анна Сергеевна
главный редактор, профессиональное интернет-издание "Психологическая газета"

Комментарии   

 
0 #1 Надежда 03.07.2017 12:51
Ответ прост, на мой взгляд.
Сама ЖИЗНЬ показывает (хотим мы того или нет), что в современное время востребована кризисная психология. Как адекватный ответ на социальные кризисы самого различного рода. А потому логично, что Основы Безопасности ЖИЗНЕдеятельнос ти будут включать в себя и модуль (раздел, курс, др.) по психологии, то есть по кризисной психологии, скорее всего. Коллеги, согласитесь, это лучше, чем тотальное отсутствие какой бы то ни было психологии (как отдельный школьный предмет) в школьной программе.
Понятно, что преподавание кризисной психологии требует переподготовки и повышения квалификации имеющихся школьных психологов + увеличения их количества в образовательных организациях (что тоже плюс). Государство поворачивается лицом к психологии, чувствуете? Теперь на уровне государственног о заказа на кризисную психологию.

Почему психиатры пишут учебники по психологии для школьников? (Только не надо заводить себя и других, Анна Сергеевна). Думаю, они пишут учебники не по общей, возрастной или педагогической психологии. Они пишут учебники по кризисной психологии. Чтобы современные школьники перестали планомерно уничтожать = убивать себя: быстро или медленно. Чтобы они получили шанс на осмысление возможностей БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Без психоанализа здесь не обойтись. А кто его создал? Не психиатр ли?
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить