31.03.17 - Е. Мизулина против работы психологов в школах
Широко цитируемое в СМИ выступление Елены Мизулиной против появления психологов в каждой школе прозвучало 28 марта 2017 года на площадке Информационного агентства «ТАСС» в Москве в ходе пресс-конференции по проблемам изъятия детей и итогам независимого мониторинга Ассоциации родительских комитетов и сообществ.
Заместитель председателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Елена Мизулина выступила против появления психологов в каждой школе, а также против принятия закона о создании системы «Контингент обучающихся», включающей в себя сведения об образовательных организациях и успеваемости учеников. По ее мнению, психологизация школы и хранение данных о каждом школьнике в единой базе станет продолжением активно функционирующей в стране ювенальной юстиции: «Идет продвижение психологизации всех школ, чтобы в каждой школе был психолог. Вы думаете это хорошо?.. Вы представьте, психолог в школе будет разговаривать с вашим ребенком и записывать в ваше отсутствие, обрабатывать его душу... Психолог будет обрабатывать, записывать, родители будут не знать, что там записал насчет психотипа ребенка, взаимоотношений в семье. А все это еще и собирается в единую базу «Контингент», где все о ребенке, начиная с ноля и на всю жизнь… Я утверждаю – это страшные вещи... Система «Контингент» - попытка воссоздания наихудшего советского опыта.»
Ранее президент России Владимир Путин отклонил закон о создании системы «Контингент обучающихся», включающей в себя сведения об образовательных организациях и успеваемости учеников. По мнению главы государства, закон должен установить перечень конкретных сведений, содержащихся в федеральной и региональной системах, а также определить лиц, которые получат доступ к таким сведениям, и их ответственность. В Кремле пояснили, что президент принял во внимание возникшую общественную озабоченность и посчитал необходимым доработку закона в целях защиты интересов родителей и детей. Специальная комиссия планирует доработать документ к 21 апреля, сообщает «РИА Новости».
В ходе пресс-конференции 28 марта Елена Мизулина сообщила, что за последние 3 года в России создана «завуалированная правовая база», включающая федеральный закон 442-ФЗ от 28 декабря 2013 года «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», некоторые отдельные постановления правительства, ведомственные приказы и информационные письма. Эта правовая база, как поясняет сенатор, обеспечивает ювенальную инфраструктуру на основе межведомственного взаимодействия, главная цель которой - изъятие детей из кровной семьи. В современные документы, по словам Мизулиной, активно добавляется термин «ранней профилактики», который определяется как необходимость вмешательства в жизнь семьи до появления факта или угрозы жесткого обращения с ребенком.
Елена Мизулина утверждает, что «среди тех, у кого отбирают детей, каждая вторая семья - это семья одинокого родителя, как правило, мама-одиночка; и каждая четвертая семья - многодетная семья». В качестве причин изъятия детей Мизулина перечисляет отсутствие ремонта в квартире, отказ родителей от прививки, оставление матерью младшего ребенка соседке для похода в детский сад за старшим. И для примера сенатор подробно рассказала историю Родиона Тонких из Новороссийска - грудного ребенка, скончавшегося на 6й день после изъятия из семьи.
Много вопросов у журналистов вызвали методички для сотрудников органов опеки, о которых рассказала Татьяна Шишова, член правления Российского детского фонда. В своем выступлении Т. Шишова перечислила критерии, которые по мнению авторов методички, позволяют выявить жестокое обращение с ребенком:
- психическое и физическое развитие ребенка не соответствует возрасту,
- апатичность или агрессивность ребенка,
- изменчивое поведение,
- проблемы с обучение в связи с плохой концентрацией внимания
Татьяна Шишова обращает внимание на неоправданную широту и неспецифиность признаков в этом перечне.
Глава Ассоциации родительских комитетов и сообществ Ольга Леткова добавляет, что отсутвтие точных определений неблагополучия семьи в основных официальных документах на практике восполняется более детальными инструкциями из распространяемых на разных мероприятиях методичек - «бумажек, которые никем не приняты, но внедрены».
Ольга Леткова также прокомментировала ситуацию с семьей Дель, где, по ее словам, выявлены факты насилия в отношении детей. При этом глава АРКС утверждает, что изъятию детей из этой и других семей должны предшествовать прояснения ситуации.
В пресс-конференции участие приняли:
Ольга Леткова, глава Ассоциации родительских комитетов и сообществ;
Елена Мизулина, заместитель председателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству,
Татьяна Шишова, член правления Российского детского фонда;
протоирей Дмитрий Смирнов, председатель Патриаршей комиссии по защите семьи, материнства и детства;
Николай Бондаренко, заместитель главного редактора журнала «Человек и Закон», председатель общественного движения «Пчёлки».
В ходе пресс-конференции обсуждались механизмы действующей в России ювенальной системы, предложения по изменению ситуации и анализ практики изъятия детей. Приводим полную видеозапись состоявшейся пресс-конференции, опубликованную Ассоциацией родительских комитетов и сообществ России: смотреть...
Комментарии
Уточняю: чувствуется, что задета её родительская (материнская и отцовская) позиция и фрустрировано состояние Я "Ребёнок", к сожалению.
Опасности сенатор видела и в использовании смартфонов и в том, что у детей есть доступ в Интернет. В2014 году она рассказывала, что при помощи iPhone против детей "совершаются развратные действия", а мобильный Интернет дает доступ несовершеннолет ним к опасному контенту. Для борьбы с этим Мизулина предложила не пускать детей во "взрослый" Интернет. Гораздо успешнее обстояли дела у сенатора с борьбой против другой опасности — наличия в уголовном кодексе статьи о побоях в семье. Депутаты Государственной Думы декриминализова ли 116 статью УК, переведя нетяжкие побои из разряда уголовных правонарушений в административны е. Исключение тогда сделали лишь для нанесения вреда здоровью родственникам и членам семьи — оно тогда так и не было декриминализова но.Сенатор еще во время принятия закона настаивала на том, чтобы для побоев в отношении родственников не делали исключение, она, например, утверждала, что наказание за побои родственников может "противоречить системе семейных ценностей". В ноябре 2016 законопроект о декриминализаци и домашнего насилия все же был внесен в Госдуму, а в конце января депутаты приняли его.Уже после принятия Думой этого законопроекта сенатор рассказала, что усматривает опасность в том, как легко может возбуждаться уголовное дело по 116 статье УК. Она также отметила, что "побои" — это на самом деле насилие без вреда здоровью и даже насилие без насилия"
Думаю, негативный образ школьного психолога не голословно возник у Елены Мизулиной, а на фоне личного опыта взаимодействия со специалистом. К сожалению. Чувствуется, что задета её родительская (материнская) позиция, а это веское основание для подобных заявлений в соответствующей должности, не так ли?
Или, возможно, это реакция на собирательный образ негативных опытов взаимодействия её близких и знакомых людей с "этими психами". А потому нам -психологам на всех уровнях - ещё и ещё раз следует обращать внимание на адекватную, точную реализацию основных этических принципов деятельности педагога-психол ога.
К примеру, важно понимать, что действие этой системы "Контингент обучающихся" (дурацкое словосочетание, на мой слух) будет полностью противоречить принципу конфиденциально сти деятельности психолога, если в её перечне сведений понадобятся хоть какие-либо мини-данные об учащихся, полученные психологом.
И если образ современного психолога школы (или психологизации школы) станет идти дальше в одной связке с ювенальной юстицией, благодаря подобным заявлениям должностных лиц, то это будет полной дискредитацией службы практической психологии образования России в глазах современных родителей. Этого нельзя допустить. Не контр-заявления ми, а ежедневной профессионально й деятельностью по принципу "НЕ навреди", то есть через конкретное осуществление принципа благополучия клиента (обучающегося, родителя, педагога, руководителя).
Но образ "психолога-враг а" в душе сенатора (и не у неё одной!) обескураживает! Согласна с комментариями Леонида Чупрова к статье (в источнике). Он считает, что надо разбираться с теми, кто предложил внести раздел о психологических данных в информацию о каждом ребенке этой системы Контингент". Причем уже не на уровне рядовых психологов, а на уровне РПО. А я ещё предлагаю добавить и наше сообщество - ФПОР.
RSS лента комментариев этой записи