Наши партнёры

15.02.17 - Натура ребенка: власть природы

Родителям не дано изменить природный темперамент ребенка.  Нельзя сделать его поспокойнее или наоборот поживее по вашему усмотрению. Нельзя изменить остроту его реакции и скорость привыкания к новому.

Есть 9 природных характеристик, по которым различаются дети с самого рождения. 

Фон настроения

Некоторые дети просыпаются с улыбкой. Это большой подарок родителям, как правило, он не имеет ни малейшего отношения к воспитательным талантам взрослых. Дети от природы делятся на тех, у кого есть тенденция к негативным эмоциям и наоборот, счастливцев, которые преимущественно настроены позитивно.  Родители первых часто говорят о своих детях: «Ему всегда все плохо!», часто винят себя в том, что не могут создать позитивный эмоциональный фон ребенку.

Счастливые же родители детей, склонных к позитивной реакции на мир, могут переоценивать свой педагогический талант, считая себя главной причиной счастья ребенка. Вероятно, обе категории могут ошибаться, большая роль в этой области принадлежит натуре ребенка: его склонность к позитивным или негативным эмоциям определяется природой.

Не стоит ругать ребенка, за то, что он «плакса». Конечно, нужно учить его формировать и поддерживать хорошие эмоции, помогающие жить. Но ему вряд ли помогут регулярные напоминания, что он «нытик» и всегда ревет.

Порог реакции

Этот показатель определяет, насколько сильным должно быть какое-либо  событие, чтобы вызвать реакцию ребенка. Дети с высоким порогом реакции могут почти не реагировать беспокойством на самые значительные стимулы: яркий звук, давление, свет и проч. (разумеется при полной исправности органов чувств). Такие дети могут не реагировать на физический дискомфорт долгое время. Напротив дети с низким порогом реакции будут болезненно реагировать на малейшие изменения, неудобства, доставляемые физическим миром: запахи, физическое давление и проч.

Часто так называемые "капризы" и "нытики" как раз относятся к детям с низким порогом реакции, им действительно доставляет дискомфорт то, чего другой ребенок даже не замечает.

Разумеется, одна из главных задач воспитания – сформировать у ребенка определенную устойчивость к помехам, дискомфорту. Без этого жизнь становится  скоплением больших и маленьких неприятностей. Но, работая вместе с ребенком в этом направлении, нужно понимать, что мы имеем дело с разными стартовыми возможностями детей и не претендовать на программирование ребенка в удобном взрослому направлении.

Реакция на новое (приближение-удаление)

Дети по - разному реагируют на новое: людей, еду, игрушки, обстоятельства, места. Некоторые дети испытывают положительные эмоции и охотно приближаются к новому. Другие дети склонны к негативной реакции на новые стимулы и склонны отстраняться от них (реакция удаления).

Характеристику приближения – удаления важно учитывать, когда вы стоите перед выбором  - подталкивать ли ребенка к контактам с новыми людьми или к участию в незнакомых мероприятиях. Люди по разному реагируют на новое, не стоит насильно толкать ребенка в контакты, к которым он не готов.

Форсированием контакта ребенка с новым особенно грешат родители маленьких детей. Они наблюдают, как их малыш испуганно стоит в стороне на детском утреннике или не решается приблизиться к новым предметам. И решают «помочь» ребенку освоиться, буквально физически толкая его к пугающим явлениям. Это медвежья услуга, так можно только усилить негативную реакцию ребенка и еще больше отвратить его от нового, которое и так то вызывает у него опасения и желание отстраниться.

Адаптивность

Этот параметр близок к предыдущему с той разницей, что адаптивность означает скорость привыкания к новому. Реакция приближения – удаления относится к первоначальной реакции на новое, а адаптивность отражает насколько быстро первоначальная реакция сменяется устойчивым привыканием к новому. Так по характеристике приближения- удаления ребенок может быть ближе к реакции удаления от новых стимулов, а адаптивность иметь довольно высокую, привыкать к новому быстро. Дети с низкой адаптивностью  могут привыкать к новому очень долго, а в ряде случаев могут так и не привыкнуть к чему - то. Так, ребенок может ходить в детский сад больше года, так и не привыкнув к нему окончательно.

Детям с низкой адаптивностью лучше реже менять окружающие обстоятельства, еду, распорядок дня, школы и детские сады. Также они могут стабильно тяжело чувствовать себя (и вести себя соответственно) в отпуске, даже если вы едете на райские острова.

Интенсивность реакции

Некоторые дети вкладывают много психической энергии во все, что они делают, это дети с высоким уровнем энергетики. Природой им отпущено больше энергии на все чувства и проявления. Такие дети ярко радуются, но и громко переживают негативные чувства, их ответ на события мира всегда интенсивный. Реакция других детей более стертая, не выражена ярко. Часто это дети, с которыми спокойнее родителям.

Не всегда тихий и спокойный ребенок – заслуга воспитателей, а ребенок крикливый и шумный  - недостаточно воспитан. Часто это природная данность.

 Ритмичность

Ритмичность означает степень регулярности соматических процессов ребенка. Насколько ритмично или наоборот хаотично ребенок хочет есть, просыпается или засыпает, чувствует усталость  - все это определяется природной натурой ребенка. Дети, имеющие высокие показатели ритмичности, в одно и то же время просыпаются и засыпают, чувствуют голод и усталость. Установить таким детям режим очень просто, вполне справедлив в таком случае совет – просто понаблюдать за ребенком и построить режим дня в соответствии с природным ритмом ребенка. Но такой совет подойдет далеко не всем, за детьми мало ритмичными от природы практически бесполезно наблюдать, их природные ритмы разнообразны, они каждый день существуют по новому ритму.

И  тем и другим детям режим полезен, он создает основу для успешной работы нервной системы. Не стоит жить хаотичной жизнью, даже если ваш ребенок неритмичен от природы. Большинство людей координирует свои действия в помощью выработанных совместных ритмов. Если ребенок вырастает без понятия о нормальном режиме, ему трудно встраиваться в любые общественные институты. Так ребенок, не привыкший к режиму сна и бодрствования будет иметь трудности при адаптации к саду или школе. Непривычная ритмичность будет для него дополнительным стрессом.

Уровень активности

Есть дети, которые залезают на шкафы, раскачиваются на шторах, носятся на детских площадках с умопомрачительной скоростью, и их трудно дисциплинировать даже очень умелым воспитателям. Есть и другие, которые тихонько играют, медленнее передвигаются, с ними меньше хлопот. Количество видов поведения, которое ребенок запускает в определенный промежуток времени – это и есть уровень активности.

Воспитывая ребенка, организуя его досуг, нужно учитывать его природный уровень активности. Активные дети хуже переносят однообразие, они хорошо выдерживают высокий темп жизни. Ребенок с меньшей активностью будет испытывать значительный стресс, если его сильно тормошить. Не все во власти родителей, если даже вы очень хотите своему ребенку непременно «драм кружок, кружок по фото, хор кружок» все же вам придется сообразовывать свои мечтания с природным уровнем активности ребенка. В противном случае вас ждут плохие результаты.

Значительные трудности могут возникать, если уровень активности ребенка и родителя разные: допустим родитель из активных, а ребенок из малоактивных по природе людей. Родитель готов горы свернуть, успевает сделать тысячу дел за день, а ребенок с трудом переходит от одного дела к другому, довольно инертен в поведении. Родитель в таком случае может думать, что воспитанием он должен сделать ребенка активнее, или обвинять окружающих, что те не привили ребенку достаточной энергичности. Это не всегда так, определенный уровень активности – качество присущее каждому ребенку с самого рождения.

Отвлекаемость

Прежде всего повышенная отвлекаемость характерна для детей, особенно для детей раннего возраста. Подробнее об этом можно узнать из книги «Воспитание ребенка от 1 до 3 лет: перезагрузка». Высокая степень переключаемости и совсем непродолжительная по времени концентрация внимания – норма для детей раннего возраста и дошкольников. Но и в рамках коридора нормы  есть дети более или менее отвлекаемые, есть те, чье внимание абсолютно пластично и есть те, кто все же больше склонен к фиксации на предмете или эмоции.

Если ваш ребенок может продолжительно сидеть за одним занятием, его трудно успокоить и отвлечь от неприятных переживаний – он относится к группе с низкой отвлекаемостью. Если же наоборот ребенка легко отвлечь от переживаний и он меняет направление своей деятельности каждые несколько минут – вы родитель ребенка с высокой отвлекаемостью.

Отвлекаемость имеет отношение к работе нервной системы, ее нельзя изменить по щучьему велению. Всем детям полезно вырабатывать усидчивость, но не стоит ругать ребенка за то, что он слишком неусидчив. Не все в его власти, дети изначально имеют разные уровни по шкале отвлекаемости. Помогать ребенку нужно учитывая реальную картину, а не ориентируясь на идеальные (как правило, выдуманные) образцы.

Настойчивость

Наконец, настойчивость, способность длительное время следовать своим интересам в игре или творческой деятельноси, характеристика близкая к предыдущей, отчасти перекрывающая ее. Настойчивость не имеет отношения к истерическим требованиям детей сделать по их желанию. Настойчивость имеет отношение к способности концентрироваться на задаче более или менее длительное время.

Дети с высоким уровнем настойчивости в детстве могут выглядеть более успешными, так как у них хватает способностей достичь результата. Но те же дети могут проявлять настойчивость в занятиях не слишком полезных, они склонны как бы зацикливаться на деле. В зависимости от дела это может быть с положительным или отрицательным результатам.

Настойчивость, целеустремленность – одно из качеств, которое формируется воспитанием, его формирование – важная педагогическая мишень. Каков бы ни был природный уровень настойчивости ребенка, ее можно развивать практикой и правильными установками. Но нельзя это делать грубо, а тем более жестоко, особенно если это идет в разрез с натурой ребенка.

В процессе воспитания и дальнейшего опыта человека любая из этих характеристик может изменяться. Так, например ребенок с низким порогом реакции в результате воспитания может стать достаточно терпеливым и сдержанным, несмотря на свою натуру. Ценность выдержки и терпения могут сделать свое дело, воздействовать на ребенка и благодаря этим идеям поведение человека изменится. Но привить сдержанность такому человеку сложнее и результатов он достигнет невысоких по сравнению с человеком с изначально высоким порогом реакции.  

Несмотря на возможность воспитания, многие люди в течение всей жизни сохраняют свои природные характеристики сравнительно неизменными. Воспитывая ребенка лучше не ломать его природные свойства, грубо пытаясь истребить то, что вам не нравится в его натуре, а стараться создать мостики между требованиями реальности и натурой ребенка. Если у вас растет ребенок с высокой активностью, высокой интенсивностью реакций и значительным уровнем концентрации, постарайтесь найти ему сферу деятельности, где его качества будут востребованы, например спорт. Также спорт может сыграть очень большую роль при склонности к негативному настроению, так как физическая активность порождает позитивные эмоции, которые будут в значительной мере вытеснять негативные. Если ребенок от природы трудно адаптируется, склонен к негативным настроениям и бурным реакциям, стоит сто раз подумать прежде, чем переводить его в новую школу.

Понимание природной данности позволит родителям трезво оценивать свой вклад в развитие личности ребенка. Родители – не дизайнеры внутреннего мира ребенка, они только помощники, которые должны способствовать гармоничному развитию человека, максимально соответствующего его естественному существу.

Кластеры: сочетания природных черт

Авторы данной классификации и многолетних исследований в этой области А. Томас и С. Чесс  собрали и проанализировали большое количество данных, исследования больших групп детей выявили, что некоторым чертам свойственно сочетаться, выступать в связках друг с другом (кластерах), создавая определенный профиль ребенка. Было выделено три профиля.

«Трудные дети».  Этим говорящим названием не без оснований выделены дети с сочетанием таких черт, как:

- высокая интенсивность реагирования

- негативный фон настроения

- тенденция избегания нового

- биологическая нерегулярность

- низкая адаптивность.

Нетрудно себе представить, что иметь дело с такими детьми действительно тяжело, но это не повод махнуть на них рукой, объявив их натуру неблагополучной. Однако, такие дети требуют особого внимания и большого мастерства в своем воспитании, родителям таких детей нужно стать настоящими профессионалами в деле педагогики. Достойное воспитание такого ребенка может способствовать большому личностному росту родителя. Именно так, вероятно, и нужно воспринимать это своеобразный вызов со стороны природы.

«Легкие дети».  Дети этой группы напротив – мечта любого родителя и повод для родительской гордости. Они имеют такие характеристики:

- биологическая регулярность

- высокая адаптивность

- позитивная реакция на новое

- позитивный фон настроения

- склонность к низкой интенсивности реагирования

Существует также третий кластер «Дети с трудностями в адаптации». С таким детьми меньше сложностей, чем с «трудными» , однако у них есть стабильные трудности при переходе к новым видам активности, деятельности.

Им свойственны:

 - реакция удаления на новые стимулы

- медленная адаптация

- низкая интенсивность реакций

Роль воспитателей

Как бы ни были весомы природные задатки детей, не одни они ответственны за конечный результат воспитания и формирование личности ребенка. Природные черты ребенка находят определенный отклик у воспитателей, этот отклик в свою очередь вернется к ребенку в форме реакции на него и педагогических воздействий, которые как - то его изменят. И этот круг повторяется бесчисленное чисто раз, образуя нечто вроде танца. Из этого сложного танца будет кристаллизоваться личность ребенка.

Природные особенности ребенка  - наиболее очевидная причина того, почему общие советы психологов не всегда срабатывают. Рекомендации – часть научных обобщений, усредненная теория, которую надо творчески осмысливать и адаптировать для себя и своего ребенка, а не бездумно шаблонно применять. Бессмысленно надеяться, что где-то есть свод правил воспитания, который перевернет вашу жизнь с ребенком. 

Наибольший успех воспитательная стратегия будет иметь, если она соответствует профилю ребенка, меняется в зависимости от особенностей ребенка и его возраста. Насколько среда и родители отвечают уникальным характеристикам ребенка, насколько контекст воспитания может быть живой меняющейся и чуткой системой – настолько успешным будет воспитание. Так, если степень соответствия среды особенностям ребенка высокая, то даже в случае «трудного» ребенка можно рассчитывать на хороший результат. И даже с так называемым «легким» ребенком можно иметь результат неблагополучный, если среда нечувствительна к его особенностям.

 © Филоненко Елизавета

Источник

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить