26.01.17 - Закон о психологической помощи: пристальный взгляд дилетанта
Обсуждение инициативы Совета Федерации по созданию закона о психологической помощи. Леонид Фёдорович Чупров - главный редактор и учредитель научного журнала «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири»:
Интересно наблюдать за ходом дискуссии. Каждый старается перетянуть одеяло на себя. Не будем делать акцент на всякого рода подвизавшихся к обсуждению «гуру» от парапсихологии, эзотерики и т.п. Нам бы со своими коллегами договориться.
Если разговор идет о «Законе о психологической помощи», то это разговор не о психологии, не о психологической деятельности как таковой, а о практической психологии.
Здесь сразу мы обнаруживаем, что понятие практической психологии несколько шире, чем понятие психологической помощи. Оно включает и психологическую помощь, и психологическую услугу.
Необходимо сразу развести эти понятия.
Психологическая помощь – то, что выполняется в порядке должностного задания при работе в образовательных, медицинских учреждениях, в службах социальной защиты, МЧС и др., а также в рамках профессионального долга.
Таких направлений работы немного. Психологическая диагностика (включая изучение катамнеза), психологическое консультирование (администрации и сотрудников учреждения, взрослых, детей, родителей и лиц их замещающих), психологическая профилактика (включая психологическое просвещение).
Психологическая услуга – то, что выполняется вне должностного задания, за вознаграждение на договорной основе или в порядке платной индивидуальной деятельности. Здесь видов работы больше, поскольку услуга, помимо перечисленных выше работ, включает в себя и мероприятия по «структурированию времени».
Ни в психологическую помощь, ни в психологическую услугу не входят занятия всякими видами «терапий». Для психотерапии необходимо базовое медицинское образование и специализация в психиатрии, «немедицинская психотерапия» - это миф от которого надо отказаться за ненадобностью. Психолог без специального медицинского образования не имеет юридических прав ни на «диагноз», ни на «рецепт» и ни на какой-либо вид «терапии».
Необходимо забыть о существовании такого термина, как психологическая коррекция. Понимаю, что трудно будет расстаться – уж очень термин магический. Не исправить кого-нибудь или что-нибудь - как без этого-то психологу быть?
Коррекционная (коррекционно-развивающая) работа осуществляется по специальной программе, и выполняется соответствующим специалистом по коррекционному обучению (коррекционный, олиго-, тифло-, сурдо- и т.п. педагог, учитель-логопед). У выпускника университета по специальности «психология» элементарно нет ни знаний, ни практического опыта в этой сфере деятельности, а у его подопечного нет силенок на дополнительные занятия с некомпетентным в этом виде работы психологом. Почему ни кто не обращает внимания на то, что это дети ОВЗ?
Специфика работы психолога в начальной школе существенно отличается от работы его коллеги-психолога с контингентом средних и старших классов школы, в составе Психолого-медико-педагогической консультации, а уж тем более вуза. Здесь тоже при переходе от одной ступени обучения к другой – требуется немного поучиться психологу, повысить свою квалификацию. Когда один и тот же специалист-психолог ответственен за все ступени обучения – он неспециалист.
Это касается школы и учреждений образования.
Для работы в другого типа учреждениях (медицинских, исправительных, социальной поддержки и т.п.) также необходима специализация или базовое образование, несколько отличное от такового, получаемого в университете на психологическом факультете.
Именно по этой причине заявления о дипломе психолога, как единственном критерии профессионализма – не более чем профанация. Сколько их, обладателей таких дипломов работает не по специальности? Не счесть. Да и диплом кандидата или доктора психологических наук – тоже не критерий. Эти «фантики» только для преподавательской работы в вузе и в НИИ имеют какое-то значение, но не для практической психологии, не для психологической помощи населению.
Первые нормативные документы, регламентирующие деятельность психолога, появились очень давно. Например, «Приказ Государственного комитета по народному образованию № 616 от 19.09.90» (Учительская газета. - № 45, ноябрь, 1991. - С. 5.). Не следует слепо их копировать. Там много того, что и тогда было притянуто за уши, и тем более сейчас, уже не соответствует действительности. Еще большей ошибкой будет привлечение к разработке этого «Закона» специалистов какого-нибудь НИИ или кафедры психологии вуза.
Комментарии
Интересно, а ради каких целей психологу "необходимо забыть о существовании психологической коррекции", т.е. коррекционной (коррекционно-р азвивающей )работы? Только потому, что ею имеют право заниматься исключительно "коррекционщики ", работающие с детьми с ОВЗ?
А с другими детьми - обычными - тогда кто имеет право заниматься? Психолог со специальным медицинским образованием?...........................
Логика мне не понятна.
Хорошо, давайте, то, чем традиционно занимаются педагоги-психол оги (психологи в сфере образования) вслед за классиками снова назовём не "коррекцией", а "корригирование м" (по Р.Мэй, к примеру). Что-то изменится?
"Не будем делать акцент на всякого рода подвизавшихся к обсуждению «гуру» от парапсихологии, эзотерики и т.п."
Да, вот здесь (в обсуждении Закона о психологической помощи) были "Наука шоу" и "Пузыри шоу".
http://chuvpsy.ru/index.php/novosti/1069-22-12-16-rossijskaya-akademiya-psikhologii-parapsikhologi-ezoteriki-i-drugie
2) А вот с данным мнением Чупрова Л.Ф. не согласна.
"Ни в психологическую помощь, ни в психологическую услугу не входят занятия всякими видами «терапий».
Я слышу непрофессиональ ную оценочность. Следовательно, здесь срабатывает Его Величество Личностное.
И здесь тоже Оно: «...немедицинск ая психотерапия» - это миф от которого надо отказаться за ненадобностью".
Дело в том, что в профессионально й картине мира нет такого термина, как "немедицинская психотерапия". Есть понятия "медицинская психотерапия" и "психологическа я психотерапия" (первая сопровождается медикаментозным лечением).
С другой стороны, конечно, "немедицинская психотерапия" может существовать в индивидуальной картине мира в силу разных личностно значимых причин.
RSS лента комментариев этой записи