11.11.16 - Внедрение в России профстандартов работников cоциальной сферы
25 октября состоялось заседание Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере. Открывая совещание, зампред правительства РФ Ольга Голодец сообщила, что Россия должна перейти на профессиональные стандарты для специалистов, оказывающих социальные услуги населению.
Специалисты, подготовленные по новым стандартам, смогут эффективнее оказывать помощь нуждающимся, в их функции будет входить обеспечение межведомственного взаимодействия в решении тех или иных проблем граждан. Например, сегодня человеку с инвалидностью помощь оказывается по линии множества ведомств в зависимости от того, какую проблему требуется решить. Возникают вопросы начисления социальных выплат, жилищного обеспечения, медицинского обслуживания, образования и трудоустройства. И, как правило, гражданину приходится самостоятельно разбираться в том, какой орган исполнительной власти за что отвечает. При этом оказываемая помощь фрагментарна и поэтому не приводит к улучшению условий жизни человека в целом.
«Мы не раз наталкивались на проблему непрофессионализма кадров в соцсфере»,— пояснила Ольга Голодец. Соцработниками зачастую становятся люди, которые не могут найти себе работу по специальности, в итоге страдает качество оказываемой гражданам соцпомощи, резюмирует выступление вице-премьера газета «Коммерсант».
«Бывает множество ситуаций, когда у человека есть потребность в комплексной помощи, которую оказывают разные ведомства. В этом случае само взаимодействие ведомств требует координации, и этим должен заниматься один орган, иначе получается путаница», - заявил член Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере, ректор Московского психолого-педагогического университета Виталий Рубцов.
По словам заместителя министра труда и социальной защиты Российской Федерации Любови Ельцовой, профессиональные стандарты в сфере социального обслуживания населения планируется ввести в 2020 году. Замминистра пояснила, что всего в социальной сфере занято порядка 9,5 миллионов человек, а в соцобслуживании – около 600 тысяч человек. Разработанные на сегодняшний день профстандарты коснутся 145 тысяч человек. Речь идет о следующих специальностях:
- «Психолог в социальной сфере»,
- «Педагог-психолог»,
- «Специалист по работе с семьей»,
- «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере»,
- «Социальный работник»,
- «Специалист по социальной работе»,
- «Руководитель организации социального обслуживания»,
- «Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних»,
- «Специалист по медико-социальной экспертизе».
Внедрение профстандартов также предполагает разработку новых федеральных государственных образовательных стандартов, создание и корректировку действующих образовательных программ для специалистов.
«Сегодня пришло время говорить о формировании национальной системы подготовки и переподготовки кадров социальной сферы», — заявила Голодец в ходе заседания. Вице-премьер подчеркнула, что необходимо разработать не только ФГОСы высшего образования по этим профессиям, но и программы дополнительного профессионального образования (профессиональной переподготовки).
Источник
Дополнительное профессиональное образование
Директор Фонда кризисной помощи детям и подросткам «Новые шаги», соорганизатор и руководитель первой в России Кризисной психологической службы для детей и подростков при Центре восстановительного лечения «Детская психиатрия» (1990-1998), клинический психолог, психолог-консультант, эксперт Национального фонда защиты детей от жестокого обращения, заведующая кафедрой психологической помощи в кризисных и посттравматических состояниях Института «Иматон» Ирина Алексеевна Алексеева работает в сфере социальной защиты десятки лет. В интервью «Психологической газете» Ирина Алексеева так описала специфику деятельности:
«Работа психолога в социальной сфере, в сфере кризисной помощи предъявляет особые требования к профессионализму. Это, во-первых, профессиональные психологические навыки диагностики и консультирования, во-вторых - знание специфики проблем и особенностей состояния клиентов (например, людей, переживших насилие, проблем детей и родителей в приемных семьях, последствий ПТСР и т.д. и т.п.) . В-третьих, понимание специалистом своих задач и ресурсов в определенных ситуациях (например, насилия в семье или суицидального поведения подростков), осознание того, какая помощь нужна клиенту, и кто может её оказать помимо самого специалиста, к которому «попал» клиент или случай. Из сочетания этих трёх (и, на самом деле, многих других) аспектов работы в социальной сфере вытекает необходимость владения профессиональными технологиями и стандартами (например, оценки безопасности положения ребёнка и степени риска повторения жестокого обращения в семье) и умением взаимодействовать с другими специалистами и учреждениями в ходе работы со случаем. К этому неизбежно прибавляется формальная сторона, связанная с законодательством, например, о правах детей, его формальным и реальным исполнением в нашей стране. Поэтому задача программы «Практическая психология в социальной сфере. Технологии и навыки антикризисной помощи» не только в том, чтобы специалист получил навыки психологической диагностики и психологического консультирования (например, формирования контакта с трудными клиентами, ориентации в проблемах семьи, оказания психологической помощи в тех или иных трудных ситуациях), но и представлял себе, как выстраивается социальное сопровождение семьи, что такое «case management», как ставятся задачи работы и формируется реабилитационный план, каковы границы интервенции в семью и многое другое»