Наши партнёры

Н.Н. Андреева

Саморефлексия или эссе

«Надя! Ты самая замечательная мама!
И самый профессиональный психолог!»
(Одна моя коллега)

Я хочу быть лучшей мамой на свете, так как своего сына Добрыню считаю лучшим в мире ребёнком. Я желаю быть прекрасной женой для  мужа Владимира, потому что он  –  достойнейший из мужчин.  Я также стремлюсь быть успешной в профессии, потому как психолог  –  лучшая из лучших профессий, а  психология – мудрейшая из наук. И я уверена, для этого у меня  есть  необходимые ресурсы внутри и вокруг.

28 ноября 2007 года у нас родился сын - первенец. Я стала мамой. На этом жизненном  этапе  уже чувствовала себя самоактуализирующейся личностью с развитой потребностью в самореализации. Нынче как я сочетаю в себе два важных аспекта:  материнство и самоактуализацию?

Во-первых, материнство не рассматриваю как проблему (психологическую, социальную, медицинскую, биологическую или иную). Материнство считаю архиважной сферой самоактуализации, самореализации и самосовершенствования женщины. Оно  раздвигает  знакомые  горизонты, раскрывает неизведанные глубины,  открывает новые жизненные смыслы и подтексты. Уверена,  материнство и, в целом, родительство – это постоянный творческий процесс. Верю, что ребёнок с самого зачатия – это результат творения и со+творения.  Я всеми фибрами души почувствовала и поняла, что именно Добрыня – наша с мужем главная ценность и  возможная  вечность.  Всё остальное  наживное и  преходящее…

Что думает по этому поводу мой муж? Конечно, он по-мужски гордится сыном, внешне так похожим  на него самого. И по-зрелому,  осознанно любит плод нашей любви.  Да, Добрыня – это наша корона.  Это вершина, которая является самодостаточным образом нашей  многогранной самореализации.  

В стихотворении  Нины Стожковой «Нерпа» вижу Добрыню и  себя совершенно явно:

Нерпа холила сынка,
Несмышлёныша-белька,
И, скрывая умиленье,
Мать давала наставленье:
«Чтобы мишка  не унёс,
Прикрывай ладошкой нос.
Чёрный нос на фоне белом,
Словно уголь в бочке с мелом».

Да, я умиляюсь собственным сыном – результатом нашего с мужем со+творения. Иногда до слёз... Учу его быть осторожным («Абап!», как говорит Добрыня). Мы с мужем считаем, что искреннее умиление и разумное беспокойство способны актуализировать в нашем сыне мощные потенциалы, такие как самосохранение, уникальность, творчество, доброта…

Во-вторых, я прекрасно чувствую себя в отпуске по уходу за ребёнком, который для меня в некотором смысле является и творческим отпуском, когда можно найти подходящие формы  профессионального самовыражения.  Благодаря понимающему и творчески зрелому мужу, я нахожу время и возможности писать статьи, читать книги и журналы, вести дневники и электронную переписку с коллегами, оформлять фотоальбомы и цитатники, участвовать в работе значимых  профессиональных сообществ, проводить разовые занятия, психологические консультации  и  многое  другое. Замечательно, что моя профессиональная  активность нынче определяется не государственным учреждением, а моими личными потребностями.  Время свободного  творческого полёта  у меня!

В-третьих, наша семейная заповедь  гласит:  передать сына в будущее как самостоятельную  и зрелую  личность.  Я – мама, предоставляющая  свободу действий и свободу  выбора своему сыну.  Много или мало?  Моё чувство меры живое и гибкое, оно зависит от многих факторов:  идущих и от сына, и от меня самой, и от социального окружения. Сыну передаю такие  директивы: «Мама здесь, мама здесь, сыночек!» (то есть  я люблю тебя, я готова помочь тебе и защищать тебя); «Тебе я многое разрешаю, но научись вовремя останавливаться. Остановись вовремя!»  (то есть не испытывай моё терпение и не раздражай меня: есть общие нормы, ограничения, есть также и мои границы  толерантности). Мне – маме очень нравится, когда Добрыня ведёт себя как в стихотворении Агнии Барто «Самолёт» :

Самолёт построим сами,
Понесёмся над лесами.
Понесёмся над лесами,
А потом  вернёмся к маме.

По-моему, это замечательная классическая метафора, отражающая свободного ребёнка – маленькую самоактуализирующуюся личность,  желающую  стать Человеком с Большой Буквы.  Я надеюсь и верю, что так оно и будет.                                                     

11.05.2009 - 16.10.2009.

 

Моя творческая работа в домашних условиях помогает мне снимать ежедневную усталость и напряжение, в целом,  избежать синдрома домохозяйки. Благодаря творчеству, находясь в отпуске по беременности и по уходу за ребёнком с первого октября 2007 года и по сей день, я всё равно чувствую собственное развитие и самореализацию, связанные с семьёй и с профессией. Семья, конечно, сейчас во-первых!

А синдром сверхженщины со стереотипом «высшего предназначения женщины» я не приемлю осознанно. Никогда к нему не стремилась и не стремлюсь сейчас. Поэтому не на карьерной лестнице, а именно дома, в семье я себя чувствую прекрасно. При этом не могу сказать, что  стала домоседкой, у меня сохранилась потребность в общении. Просто, я выхожу в люди столько раз, сколько мне самой это необходимо, и насколько я сама готова. Тем более в настоящее время веду довольно активную электронную переписку.

30.04.2010.

 

27 мая 2010 года  я вышла во второй раз в отпуск по беременности и родам, а 22 июля родила нашего второго сына – Доброслава. Какая ещё форма самореализации может быть прекрасней?! За три года мы с мужем сотворили двух чудесных сыновей! Наше настоящее и будущее… Наше наследство и бессмертие... Они нас учат и помогают быть по-настоящему счастливыми и истинно добрыми. Это нелегко, но это и есть самое главное в жизни.

Теперь я знаю: «любить» и «воспитывать» детей – это разные процессы. Любить – это безусловная любовь, а воспитывать – условная. Когда мы любим наших детей, мы многое им прощаем и не замечаем их недостатков, потому что они – самые лучшие на свете! Когда мы их воспитываем, слишком много и  традиционно  проявляем себя контролирующими родителями. Я очень люблю своих сыновей. Согласна с Добрыней, который периодически повторяет: «Пусть плохое поведение уйдёт, а хорошее придёт». А ведь это касается не столько детей, сколько нас – родителей. И мы с мужем это осознали благодаря сыновьям. Спасибо им! Мы очень стараемся быть достойными родителями; мы работаем над собой. И в этом плане письменную саморефлексию (как и самоотчёт или самоинтервью, к примеру) считаем важным методом решения современных проблем «отцов/матерей и детей», так как адекватный самоанализ и самооценка способствуют эффективному самопознанию и осознанному самосовершенствованию родителей в искреннем диалоге с детьми.

А моё творческое самовыражение нынче продолжается в Цитатниках о Добрыне, Доброславе и Доброте, в Дневниках Доверия и письменных интервью для мамы (есть специальные вопросы и для папы), в детских  и общесемейных фотоальбомах, фотоколлажах, в семейных и индивидуальных портфолио – во многом интересном и приятном, что душе угодно. И всё это креативное наследие, как и наша семья, в постоянном развитии. Да будет так и впредь!

24.06.2012.

 
Андреева Н.Н. Саморефлексия или эссе «Как  я сочетаю в себе материнство и самоактуализацию»  // Социокультурная среда как фактор развития ребёнка: Сборник научных трудов. - Москва; Чебоксары : Чебоксарский филиал ГОУ ВПО «МГГУ им. М.А.Шолохова», 2010. - С.3-6.
 

Комментарии   

 
0 #2 Надежда 11.02.2014 14:50
http://tanjand.livejournal.com/838438.html?view=20626214#t20626214
Здесь мило и познавательно!
Цитировать
 
 
+2 #1 Надежда 11.02.2014 13:17
Вчера, после информационно-м отивирующего письма коллеги по поводу детских представлений о свадьбе, у меня появился замечательный повод для интервью с сыночками. Задала вопросы обоим, а ответы получила от Добрыни. Доброслав (3,5 года) промолчал и послушал Добрыню (6,2 лет).

- Что такое свадьба?

- Когда мужчина женится на женщин... девуш.., да, на женщине. Выбирает, целуются и играют свадьбу.

- Когда можно начинать целоваться?

- После... Не знаю пока. А, вспомнил! Жениться, целоваться.

- Сначала целоваться или жениться?

- Целоваться, потом жениться.

- Как выбрать мужа или жену?

- Надо с ним встретиться. Либо мужчине понравилась женщина, либо женщине понравится мужчина.

- Вы знаете, как мы с папой познакомились?

- Вы встретились, поцеловались и поженились.

- Ну, спасибо за ответы.

- Не за что.

:):):):)
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости

Рабочие встречи для изучения инновационного опыта и обсуждения проблем и трендов развития психологической службы образования

Во время служебной командировки в г. Москва с целью участия в работе экспертной комиссии Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России — 2019» директор МБУ «Центр ППМСП «Содружество» г. Чебоксары, председатель Чувашского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России» Татьяна Удина не только оценивала работы конкурсантов, но и посетила также Городской психолого-педагогический центр Департамента образования города Москвы (ГППЦ), где в формате живого общения участники встречи из 8 регионов России познакомились с инновационным проектом данного центра – Автоматизированной информационной системой (АИС) «СОПРОВОЖДЕНИЕ».

Цель этого проекта – создание и внедрение программного комплекса для управления процессом психолого-педагогической помощи детям, начиная с электронной записи в ГППЦ до оценки доступности и качества всего спектра услуг (коррекционно-развивающая, компенсирующая и логопедическая помощь, дошкольное и дополнительное образование и т.д.).

Система обеспечивает многоуровневый доступ к различным модулям и базам данных. Родители получают доступную, удобную и безопасную возможность записаться в ГППЦ на сайте. Сотрудники и педагоги ГППЦ получают рабочий инструмент, учитывающий все многообразие и нелинейность психолого-педагогической помощи. А администрация – современный инструмент контроля, учета, анализа и планирования различной деятельности организации для повышения эффективности управления.

Наличие гибких решений и возможность внедрять дополнительные модули позволяют масштабировать представленную систему на разные уровни (муниципальный, региональный, федеральный) и адаптировать её для организаций со сложной структурой.

Эксперты получили подробные ответы на многочисленные вопросы и после гостеприимного приема в ГППЦ отправились на встречу с заместителем Министра просвещения Российской Федерации Татьяной Синюгиной, которая проходила в рамках подведения итогов Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России — 2019». В ходе встречи поднимались и обсуждались вопросы эффективной работы территориальных ПМПК, проблемы нормирования труда педагогов-психологов и материального обеспечения их деятельности. Среди вопросов, поднятых представителями регионов, были такие острые моменты, как отсутствие адекватной юридической регламентации психологической помощи и чрезмерная трудовая нагрузка на рядовых специалистов при недостаточном обеспечении. Отдельно были подняты вопросы перспективы и трудностей инклюзивного образования. Многие участники встречи были обеспокоены неэффективностью государственных способов оценки знаний и достижений детей с особенностями развития.

По словам заместителя министра, многие из этих проблем уже давно прорабатываются на законодательном уровне. По ее утверждению, еще до конца года будет принят ряд нормативных актов, которые со временем обеспечат позитивные изменения. Психологическая служба образования станет более централизованной, что позволит выстроить в системе обратную связь и выверить стандарты оказания помощи.

Затем группа экспертов также встретилась с Цветковой Ларисой Александровной, и.о. вице-президента РАО, академиком РАО, на этой встрече обсуждался проект методических рекомендаций по созданию региональных моделей деятельности психологической службы образования, которые должны быть разработаны в рамках реализации Концепции развития психологической службы в системе образования РФ на период до 2025 года.

И завершились рабочие встречи ярким неформальным общением экспертов и организаторов Всероссийского конкурса в Государственном Кремлевском Дворце на чествовании победителей трех профессиональных конкурсов – «Учитель года», «Педагог-психолог года» и «Дефектолог года».

 

14.10.19 - Приглашаем в Родительский клуб "Диалог" 16 октября (г.Чебоксары)

Подробнее...

14.10.19 - В Чувашии работает уникальный садик для пожилых людей

Подробнее...

04.10.19 - Победителем Всероссийского конкурса "Педагог-психолог России 2019" стал Михаил Алагуев из Бурятии

Подробнее...

27.09.19 - Поздравление дошкольным работникам

Подробнее...

27.09.19 - Стартовал федеральный этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России – 2019»

Подробнее...

13.09.19 - Минпросвещения утвердило примерное Положение о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации

Подробнее...

26.08.19 - Продлён срок приёма документов на II Летний фестиваль практической психологии

Подробнее...

23.08.19 - Поздравляем с 550-летием нашего города Чебоксары!

Подробнее...

15.08.19 - Состоялся вебинар по вопросам федерального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России — 2019″. В вебинаре приняла участие председатель Чувашского регионального отделения ФПОР Т.Н.Удина.

Подробнее...

Поиск по сайту

Вход на сайт