Удина Татьяна Николаевна - Председатель

 

Удина Татьяна Николаевна - Председатель Чувашского регионального отделения ФПОР

E-mail: tanudin@mail.ru

Место работы: МБУ «Центр ППМСП «Содружество» г. Чебоксары

Должность: Директор, педагог-психолог высшей квалификационной категории.

Общественная деятельность:

  • Член Совета управления при управлении образования администрации города Чебоксары
  • Член экспертного совета Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России» по направлениям: «Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся в системе образования», «Оценка квалификации психолого-педагогических кадров»
  • Член Президиума Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России»
  • Председатель Чувашского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России»
  • Член Совета управления Чувашского регионального отделения Межрегиональной общественной организации «Межрегиональная тьюторская ассоциация»
  • Действительный член Межрегиональной общественной организации содействия развитию символдрамы (кататимно-имагинативной психотерапии) 

Образование:

  • 2007-10 гг. - НОУ ВПО Институт «Московская высшая школа социальных и экономических наук», диплом магистра менеджмента по направлению «Менеджмент» (специализация «Менеджмент в социальной сфере»).
  • 2007-09 гг. - Манчестерский университет (Великобритания), диплом «Master of Education in Educational Policy and Management».
  • 1992–93 гг. - Казанский ордена Трудового Красного Знамени Государственный Технологический Университет (в настоящее время – Казанский государственный технологический университет), диплом психолога, специальность «Практическая психология».
  • 1981–86 гг.- Московский институт управления им. С. Орджоникидзе (в настоящее время – Государственный университет управления), диплом инженера-экономиста по организации управления, специальность «Организация управления в строительстве».

Повышение квалификации за последние 5 лет:

2017 г.

БОУ ДПО ПК (С) «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии, удостоверение о краткосрочном повышении квалификации по теме: «Психологические аспекты профилактики экстремизма и терроризма в молодежной среде» в объеме 72 уч. часа.

2016 г.

ГАОУ ДПО (ПК) С «Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, удостоверение о краткосрочном повышении квалификации по теме: «Технология проектирования метапредметных образовательных результатов учащихся» в объеме 16 уч. часов.

2015 г.

«Чебоксарский политехнический институт» ФГБОУ ВО «Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ), удостоверение о краткосрочном повышении квалификации по теме: «Менеджмент счастливой семьи» в объеме 72 уч. часа.

2015 г.

ОГАОУ ДПО (ПК) С «Институт развития образования Иркутской области», удостоверение о краткосрочном повышении квалификации по теме: «Тьюторское сопровождение стажировочной деятельности образовательной организации» в объеме 78 уч. часа.

2015 г.

 ОГАОУ ДПО (ПК) С «Институт развития образования Иркутской области», удостоверение о краткосрочном повышении квалификации по теме: «Инновационная модель муниципальной системы дошкольного образования в условиях введения ФГОС» в объеме 42 уч. часа.

Сфера профессиональных интересов в качестве руководителя и тренера:

  • Методическое сопровождение  деятельности  специалистов сопровождения  образовательных организаций (педагогов-психологов, социальных педагогов, учителей-логопедов, тьюторов)
  • Обеспечение комплексной многопрофильной психолого-педагогической, медицинской и социальной  помощи детям и взрослым в системе образования
  • Консалтинговая деятельность и внутрифирменное обучение. Специализация: оценка уровня развития профессионально-важных качеств работников, экспертиза проектов и программ, фасилитация групповой работы проектных команд, профессиональные комментарии к телевизионным программам и сюжетам, организационно-кадровый аудит и консалтинг, отбор и аттестация персонала, индивидуальный и групповой коучинг, проведение семинаров-тренингов
  • Преподавательская деятельность по совместительству в различных учебных заведениях Чувашской Республики (ГОУ ВПО ЧГУ им. И.Н. Ульянова, ГОУ ЧРИО, ГУДПО «УМЦ Аспект», Филиалы МГОУ, МГЭУ, Чебоксарский спецфакультет СПбГТУ, Учебный центр ТПП ЧР, президентская программа подготовки управленческих кадров и др..).Преподавание курсов: «Основы менеджмента», «Социальная психология», «Психология делового общения», «Бизнес-психология», «Психология управления», «Управление человеческими ресурсами», «Профориентационная работа в школе», «Организация работы муниципальной Службы практической психологии», «Управление персоналом», «Организационное поведение», «Методы оценки персонала», «Модели наставничества» и др.

Сфера профессиональных интересов в качестве практического психолога:

  • работа с подростками и взрослыми, переживающими кризисы личностно-профессиональной идентичности,
  • работа по развитию конструктивного  взаимодействия во  вновь создаваемых и действующих рабочих (управленческих) командах,
  • работа с деловыми партнерами, переживающими нормативные и ненормативные кризисы в партнерских отношениях,
  •  работа с супружескими парами, переживающими нормативные семейные кризисы,
  • работа с сохраненными и распавшимися супружескими парами, переживающими развод,
  • работа с супружескими парами, находящимися в повторном браке и переживающими кризис адаптации,
  • гармонизация детско-родительских отношений.

Авторские курсы, семинары-тренинги:

  • Программа групповой работы для родительского клуба для родителей детей с РАС 
  • Блочно-модульная дополнительная образовательная программа для детей и взрослых«Качество жизни»
  • Семинар-тренинг «Психологическое здоровье личности, стрессменеджмент»,
  • Семинар-тренинг «Управление конфликтом»
  • Семинар-тренинг «Эффективное лидерство»
  • Семинар-тренинг «Развитие интеллектуальной и эмоциональной гибкости»
  • Семинар-тренинг «Конструктивный диалог с детьми, родителями, коллегами»
  • Семинар-тренинг «Эффективные приемы деловых коммуникаций»
  • Семинар-тренинг «Мужской коллектив: секреты делового взаимодействия»
  • Семинар-тренинг «Женский коллектив: секреты делового взаимодействия»
  • Семинар-тренинг «Формирование позитивного личного имиджа»
  • Семинар-тренинг «Формирование управленческой команды на основе социоанализа» и др.

Сертификаты о личном участии в международных и федеральных  проектах, конкурсах, курсах и стажировках:

2013 г. – 2018 г.

Сертификаты об обучении, выданные МОКПО (Международным обществом Кататимного переживания образов и имагинативных методов в психотерапии и психологии) и МОО СРС КИП (Межрегиональной общественной организации содействия развитию символдрамы – Кататимно-имагинативной терапии): А1, А2, В1, В2, В3, С1, С2, С3, OPD, Т1, Т2, Т3, Т4, Т5.

2016 г.

Сертификат лауреата Республиканского конкурса проектов для педагогов и школьников в области педагогики и психологии в рамках Всероссийского Фестиваля науки NAUKA 0+(номинация - Инновационные подходы к формированию ЗОЖ обучающихся) за авторский проект ««Опыт успешной реализации Муниципальной программы по сопровождению детей с трудностями в обучении в условиях введения новых ФГОС «Обучение без проблем» как эффективной здоровьесберегающей техно-логии в муниципальном образовательном пространстве среднего и малого города»

2008 г.

Сертификат CJD JMD Pirna, BZ Saalfeld (ФРГ) и ЧРОО «Перекресток» об участии в проекте Европейского фонда TASIS (программа IBPP) «Развитие НКО и гражданского общества: создание рабочей сети – повышение профессионализма – поддержка».

2006 г.

Сертификат American Councils for International Education(США) обучастиивконференции «Creating in Effective Democratic Educational Environment»

2006 г.

Сертификат ООО «Центр социального анализа» г. Москва об обучении на Всероссийском семинаре «Служба ППМС в образовательных учреждениях» в объеме 40 уч. часов.

2001 г.

Сертификат Министерства образования Российской Федерации, Исполнительной дирекции Президентской программы «Дети России» и НКО «Фонд социального обслуживания семьи и детей» об обучениина курсах «Создание адаптивной среды. Технологии использования оздоровительно-развивающего и реабилитационного оборудования» в объеме 25 учебных часов.

2000 г.

Сертификат участника российско-фламандского семинара (г. Москва) «Качество деятельности ППМС-центров»

2000 г.

Сертификат SoutheasternCommunityCollege(США) об участии в программе профессионального обмена по направлению «Сотрудничество профессиональных объединений. Управление образованием», поддержанной Фондом «Айрекс» и госдепартаментом США (продолжительность - 21 день)

Организация  и участие в проектах и программах:

2019 г. 

Муниципальная профилактическая программа «Душевные ресурсы», направленная на профилактику эмоционального выгорания и профессиональных деструкций педагогов, поддержанная грантом Союза охраны психического здоровья, руководитель, супервизор для педагогов-психологов и тренер для педагогов

2018 г.

Апробация инструментов профессионально-общественной экспертизы качества индивидуализации образования и тьюторства, эксперт-интервьюер

2016.-2018 г.

Республиканский проект «Тьютор для особых детей», ведущий консультант и тренер в Школе для родителей детей с ОВЗ

2016 г. – 2017 г.

Рабочая группа по разработке Концепции развития психологической службы в системе образования при Минобрнауки России, член рабочей группы по приказуМинобрнауки России

2015 г. –2017 г.

Муниципальная пилотная площадка по апробации и внедрению профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования»: руководитель площадки

2013 г. –2015 г.

Республиканская базовая стажировочная площадки (БСП) на базе МБОУ «Центр ПМСС «Содружество» г. Чебоксары по реализации проектов по направлению «Распространение организационно-правовых моделей межведомственного взаимодействия образовательных учреждений с органами государственной и муниципальной власти, общественными организациями и другими институтами гражданского общества по профилактике социального сиротства, в том числе вторичного (подготовка кандидатов в замещающие родители, сопровождение замещающих семей)» в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы): руководитель площадки

2013 г. –2015 г.

Муниципальная программа «Развитие и координация деятельности школьных служб примирения (ШСП) на 2013-2015 годы»: руководитель программы

2012 г. –2015 г.

Муниципальная программа «Сопровождение детей с трудностями в обучении в условиях введения новых ФГОС» на 2012-2015 годы: руководитель программы

2012 г. –2013 г.

Республиканская базовая стажировочная площадка (БСП) на базе МБОУ «Центр ПМСС «Содружество» г. Чебоксары согласно Проекту 3. «Распространение в субъекте Российской Федерации моделей развития системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся» по направлению «Распространение по всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей» в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы: руководитель площадки

2011г. – 2012 г.

Республиканская базовая стажировочная площадка на базе МБОУ «Центр ПМСС «Содружество» г. Чебоксары, в рамках реализации подмероприятия 2.7 «Создание условий для распространения современных моделей успешной социализации детей» мероприятия 2 «Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей» Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы: руководитель площадки

2010 г.

Проект МОУ «Гимназия № 1» города Мариинский Посад ЧР «В жизнь без конфликтов», поддержанного Фондом поддержки детей, нуждающихся в трудной жизненной ситуации: проведение обучающих занятий для волонтеров проекта, проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий для детей, подвергшихся семейному насилию, методические консультации для разработчиков-реализаторов проекта.

2009 г. – 2010 г.

Республиканская экспериментальная программа «Создание «Школьных Служб Примирения» для несовершеннолетних»: разработка концептуальных документов, организация работы экспериментальных площадок на базе школ, проведение тренингов для юных медиаторов, методическая поддержка деятельности «Школьных Служб Примирения».

2009 г. – 2010 г.

Республиканский проект «Мое образование»: организация и проведение обучающих и экспертно-аналитических семинаров по вопросам внедрения принципа индивидуализации в учебный процесс, методическое руководство работой республиканских экспериментальных площадок, проведение заседаний научно-методической группы, сопровождающей проект.

2008 г. – 2009 г.

Муниципальный сетевой проект «Тьюторские технологии в образовании»: преподаватель проекта, организация и проведение курсов повышения квалификации по вопросам развития тьюторского движения в городе Чебоксары, координатор проектов школ.

2008 г. – 2009 г.

Проект благотворительного фонда «Хевель» «Профессиональное устройство детей в семью»: разработка программы «Оберег для новой семьи» для «Школы приемных родителей; проведение психодиагностических процедур, занятий и консультаций для приемных родителей, участие в TV-программе «Найди меня, мама».

2007 г. – 2010 г.

Проект МОУ «Гимназия № 5» г. Чебоксары «Гендерное обучение»: научный консультант проекта, преподаватель проекта, организация и проведение экспертизы учебников.

2007 г. – 2010 г.

Муниципальный проект «Безопасная школа для детей и взрослых»: руководитель проекта, внедрение принципов ненасильственного общения среди участников образовательного процесса, работа с трудными классами, реализация дополнительных образовательных программ для детей и взрослых на базе школ.

2007 г. – 2009 г.

Комплексный проект модернизации образования (КПМО) в Чувашской Республике: экспертно-аналитическая работа; разработка концептуальных и нормативных документов по региональной кадровой политике, оценке и аттестации персонала образовательных учреждений; организация и проведение серии республиканских семинаров для представителей органов государственно-общественного управления в образовании, стажировка в Финляндии.

2007 г. – 2008 г.

Российско-шведский проект «Развитие рынка труда для экономического роста в Российской Федерации»: модернизация и адаптация программ ДПО к потребностям рынка труда в Чувашской Республике согласно концепции непрерывного обучения, разработка и преподавание курса «Психология для эффективного бизнеса», тьюторское сопровождение студентов.

2006 г. – 2008 г.

Проект Европейского Фонда ТАСИС «Развитие НКО и гражданского общества: создание рабочей сети – повышение профессионализма – поддержка»: разработка организационно-деятельностной модели консультационного центра для молодежи по проблемам жизненного и профессионального самоопределения, психологическое консультирование молодежи, проведение диагностических процедур в рамках технологии ассесмента, методическая помощь специалистам НКО, работающим с молодежью, оказавшейся в трудной жизненной ситуации.

2005 г. – 2009 г.

Муниципальный социально-образовательный проект «Открытое образование» (г. Чебоксары): научный консультант проекта, тренер проекта, эксперт проекта, отработка модели сопровождения инноваций в образовательных учреждениях, разработка и ведение семинара-тренинга «Эффективное лидерство» для руководителей образовательных учреждений.

2005 г. – 2006 г.

Программа по молодежно-политическому сотрудничеству между ФРГ и РФ немецко-российского Совета по теме: «Ассесмент-Центры в помощь молодежи, выбирающей профессию»: экспертная работа, стажировка в ФРГ по освоению технологии ассесмента.

2005 г. – 2006 г.

Проект «Реформа системы образования»: экспертно-аналитическая работа, проведение республиканского семинара «Развитие образования: маркетинговый подход».

2001 г.

Президентская программа «Дети России»:разработка и диссеминациятехнологий использования оздоровительно-развивающего и реабилитационного оборудования (для «сенсорной комнаты»)

2000 г. –2003 г.

Мегапроект «Развитие образования в России»: участие в проведении мониторинга реализации проекта в Чувашской республике, экспертная работа

2000 г.

Программа «Сотрудничество профессиональных объединений. Управление образованием», поддержанная Фондом «Айрекс» и госдепартаментом США:стажировка в США по освоению технологий управления и развития среднего образования

1992 г. – 1995 г.

Программа «Обновление гуманитарного образования в России», поддержанная Фондом Сороса:участие в апробации учебников по экономике (тьютор группы учителей-экспериментаторов) и психологии (учитель-экспериментатор) в школах г. Чебоксары

Работа в качестве бизнес-тренера и консультанта со следующими организациями:

Телеканалы:«СТС-Чебоксары», «Канал 5+», «ВГТРК Чувашия»,Учебный центр Торгово-промышленной палаты Чувашской Республики, Учебный центр «Аспект», ОАО «Промтрактор»,Пенсионный фонд «КИТ Финанс» (г. Чебоксары), Ассоциация выпускников президентской программы подготовки управленческих кадров Чувашской Республике, ООО «Компания корпоративного управления «Концерн «Тракторные заводы», ОАО АКБ «Связь-Банк», Холдинг «АВС–Электро», ООО «Добрый аптекарь», ООО «NN-PRESS»,Министерство образования и молодежной политики ЧР, Благотворительный фонд «Хевель», Администрация города Чебоксары, Компания «Молочное дело»,ООО «Оптима»,ИП Карпычева Е.Р.,ГУДПО «Научно-методический центр профессионально образования» МО и МП ЧР, Администрация Ленинского района города Чебоксары, ЗАО «Порядок»,ОАО «Чувашсетьгаз»,ООО «Гомеопатическая медицина», АНО «Центр Стратегического Планирования»,ООО «Чебоксарский трубный завод», ООО «Белая техника»,ООО «Олимпик»,ОАО «Завод «Чувашкабель»,ОАО «Ремтехсервис»,ООО «Олимпик»,ОАО «Литейный завод», ЧП Фильченкова С.В., ООО «Букет Чувашии».

Награды:

2019 г. - Заслуженный работник образования Чувашской республики

2018 г. - Медаль имени Г.И. Челпанова (I степени) "За вклад в развитие психологической науки"

2017 г. - Грамота Общероссийской общественной организации "Федерация психологов образования России" 

2013 г. - Почётная грамота Чебоксарского городского собрания депутатов

2011 г. - Почетная грамота Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России»

2009 г. - Почетная грамота Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России»

2006 г. - Нагрудный знак «Почетный работник общего образования Российской Федерации»

2002 г. - Почетная Грамота Министерства образования РФ

1999 г. - Почетная Грамота Министерства образования ЧР

Имеет Благодарность Администрации  Главы Чувашской Республики «За активное участие в повышении квалификации государственных гражданских служащих Чувашской Республики (2019 г.)

Публикации:

  • -      Подходы к оказанию психологической помощи родителям детей с ОВЗ // Народная школа. 2019. № 5. С. 19–21.

    -      Проблемные вопросы регламентации труда педагога-психолога при применении профстандарта // Вестник практической психологии образования. 2019. № 1. С. 74–79.

    -      Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» – http://psyedu.ru/journal/2017/3/Udina.phtml [Модель проектирования индивидуальной программы профессионального развития педагога-психолога с учетом требований профессионального стандарта (опыт в городе Чебоксары Чувашской Республики) / 2017-3]

    -      «Оценка психологических ресурсов для гармонизации детско-родительских взаимоотношений в замещающих семьях, воспитывающих подростков 12-16 лет» // Сборник материалов XI Всероссийской научно-практической конференции «Психология образования: психологическое обеспечение общего образования в контексте введения профстандарта «Педагог-психолог», 19–20 мая 2015 года, г. Москва

    -      Опыт организации тьюторского сопровождения руководителей образовательных учреждений в сфере среднего образования: от простого к сложному, от компетентностной модели к осознанному лидерству. // Социальные технологии в современном обществе: сб. научн. ст. / отв. ред. С.Г. Григорьева. – Чебоксары: Филиал СПбГЭУ в г. Чебоксары, 2013.

    -      Роль центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в решении задач профессионального развития педагогов // Сборник «Современные тенденции развития школ-интернатов России: материалы I Всероссийских педагогических чтений. 06 сентября 2013 года. // гл. ред. Н.П. Нечаев. – Чебоксары: Экспертно-методический центр, 2013.

    -      «К вопросу о применении социально-психологических скрининг-исследований для планирования мер по управлению человеческими ресурсами» // Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции «Комплексное психолого-медико-социально-правовое сопровождение в образовании: интеграция науки и практики». – Чебоксары: Издательский центр ЧРИО, 2011 г.

    -      «Подходы к организации тьюторского сопровождения руководителей ОУ в сфере среднего образования» // Сборник «Философия современного образования и научно-педагогическая мысль: от исследований к практике: Материалы XIV междисциплинарной научно-практической конференции аспирантов и соискателей. – М.: АПК и ППРО,2011

    -      «Подходы к преодолению коммуникативных трудностей современного учителя в контексте идей гуманистической теории образования» // Сборник материалов VI Всероссийской научно-практической конференции «Психология образования: социокультурный ресурс национальной инициативы «Наша новая школа», 14-16 декабря 2010 года, г. Москва.

    -      «Изучение социальной активности учителей (опыт г. Чебоксары)» // «Справочник руководителя образовательного учреждения», 2010, № 3.

    -      «Позитивные и негативные тенденции практики перехода на новую систему оплаты труда (НСОТ) в среднем образовании» // Сборник «Научные проблемы развития образования в XXI веке: методология, теория, эксперимент, практика: Материалы XIII междисциплинарной научно-практической конференции аспирантов и соискателей. – М.: АПК и ППРО, 2010.

    -      «Экспертный анализ подходов к формализации кадровой политики в образовании» // Сборник «Инновационная парадигма и кадровый потенциал в сфере государственного управления современной России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Чебоксары: «Новое время», 2010.

    -      «Прогноз социальной активности педагогов городских школ: результаты исследования» // Сборник материалов V Международной научно-практической конференции «Психологическое обеспечение Новой школы», 14-19 декабря 2009 года, г. Москва.

    -      Оценка персонала образовательного учреждения // Справочник руководителя образовательного учреждения, 2009. №2.

    -      «О профессиональном самоопределении педагогов» // Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции «Тенденции развития образования: 20 лет реформ, что дальше?». – М., Университетская книга, 2009.

    -      «Проблемы профессионального самоопределения педагогов и обсуждение подходов к их решению» // Сборник «Современная система повышения квалификации педагогических работников в Чувашской Республике: опыт, возможности, перспективы: материалы научно-практической конференции. – Чебоксары, Изд. центр ЧРИО, 2009.

    -      Фасилитация групповой работы в школе // Справочник руководителя образовательного учреждения, 2008. №1

    -      Оценка профессионально важных качеств педагогических работников образовательных учреждений как информационная основа для планирования профессионального развития // Сборник материалов V Международной научно-практической конференции «Тенденции развития образования: придут ли новые учителя в школу?» – М., Логос, 2008.

    -      Профессиональное развитие руководителей и педагогов в ходе проектной деятельности // Справочник руководителя образовательного учреждения, 2008. №2.

    -      Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения // Журнал «Народная школа» – Чебоксары, ЧРИО, 2007.

    -      Технологии и модели психологического сопровождения предпрофильной и профильной подготовки учащихся // Сборник «Психологическое сопровождение модернизации образования в Чувашской Республике. – Чебоксары, ЧРИО, 2004.

    -      Использование проективных методик в семейном консультировании // Сборник «Семья и школа – партнёры в становлении личности учащегося». - Чебоксары, ЧРИО, 2004

    -      Результаты исследования ожиданий в отношении содержания работы педагога-психолога образовательного учреждения // Сборник материалов III Всероссийского съезда практических психологов системы образования. – М.,2003.

    -      Психологическое сопровождение управленческих команд образовательных учреждений // Сборник материалов III Всероссийского съезда практических психологов системы образования. – М., 2003.

    -      Готовность педагогов к реализации личностной модели взаимодействия с детьми как необходимое условие развивающего обучения // Сборник «Развивающее образование – основной принцип модернизации школы. – Чебоксары, 2003.

    -      Рабочая программа подготовки педагогов-психологов школ Ленинского района к работе с одарёнными детьми «Психолого-педагогические основы развития одарённости учащихся». // Сборник «Образовательная деятельность одарённых детей в массовой школе» – Чебоксары, 2003.

    Специальные сборники (автор или составитель):

    1. 1.    «Потенциал профессионально-общественной экспертизы в повышении качества условий индивидуализации образования», - МОО «Межрегиональная тьюторская ассоциация»,2018 г.,152 стр.
    2. «Взаимодействие образовательных учреждений с ППМС-центрами в системе образования города Чебоксары», – Чебоксары, 2011 г., 60 стр.
    3. Информационный бюллетень № 1 «Служба практической психологии в системе образования города Чебоксары», – Чебоксары, 2008 г., 119 стр.
    4. «Организация работы школьного педагога-психолога», – Чебоксары, 2005 г., 68 стр.
    5. Информационный бюллетень №5 «Школа – социокультурный центр села: взгляд психолога-исследо­вателя» в рамках Мегапроекта «Развитие образования в России». – Чебоксары, 2002 г., 54 стр.