Наше взаимодействие с фильмом «Обещание на рассвете»
- Письменное обсуждение фильма (2017) Эрика Барбье – экранизацию одноимённого автобиографического романа французского писателя еврейского происхождения Ромена Гари (1960) в группе «Психологи Чувашии: Общение» (приложение-мессенджер «Viber») – 27 сентября 2020 года с 9 до 21 часа. Ведущие: Баева М.В., Андреева Н.Н. Продолжение размышлений по фильму – 28-29 сентября.
- Самостоятельное чтение книги (сборника статей) Карен Хорни «Женская психология» в целях поиска ответов на актуализированные вопросы – с 28 сентября по 19 октября 2020 года.
- Письменное обсуждение книги (сборника статей) Карен Хорни «Женская психология» в группе «Психологи Чувашии. Общение» с 19 по 25 октября 2020 года.
Некоторые взгляды наших коллег
«На мой взгляд, фильм очень глубокий. Он основан на реальных событиях по автобиографической истории Ромена Гари. Говорят, это история любви. Мы, как психологи, можем сегодня посомневаться и порассуждать над этой историей… Для маленького ребёнка мама – это фактически вся его жизнь. Она создаёт для ребёнка ту реальность, в которой он будет жить. И пугает меня в этой истории то, что в этих отношениях нет места другим людям. Отношения матери и ребёнка полностью закупорены. Даже тогда, когда они далеко друг от друга, и даже после смерти. Окружающие люди и мир в их отношениях тогда – лишь материал для реализации их желаний… Самое сложное, на мой взгляд, в работе с такой семьёй – это их выявить. Такая травмированная мама сама не придёт в работу к психологу. А через ребёнка очень трудно будет доказать, что в их семье есть неблагополучие. При любых попытках конфронтировать маму и указать на её травмированность, мы попадём в эту зону обесценивания, в зону её карающих».
«Для меня этот фильм о любви матери и сына, такой противоречивой, что жизнь взрослого сына заканчивается трагически. Мать действительно любит сына, он желанный для неё. Мы видим, как всю свою жизнь она заряжает его энергией веры в себя и вдохновляет его на достижение целей. Это с одной стороны. А с другой, – мать ни разу не спросила (по крайней мере, я не помню, чтобы это было) чего хочет сын. Каковы ЕГО желания. И сопротивления сына игнорировала или подавляла. В общем, для меня обе истории – литературная и реально-биографичная – трагичны».
«Еврейские мамы совмещают два противоположных принципа воспитания детей: максимальную свободу и жёсткие требования. Этот метод воспитания отображает метафора – просторная комната с жёсткими стенами. Ребёнку позволено многое, его не ругают по мелочам, не «пилят» за промахи и творческие порывы, вроде рисования по обоям. Но есть вещи, которые делать категорически нельзя. Это касается уважения к старшим, учёбы, здоровья и других важных вещей. Этих запретов немного, но они неумолимы. Еврейская мама никогда не скажет: «Ты плохой». Она скажет: «Как такой хороший мальчик мог сделать такую глупость?» Ошибки и шалости – нормально для детей. Критика, как метод воспитания детей, не помогает исправиться, а лишь порождает комплексы».
«Фильм про мать, которая реализовала свою потребность быть успешной, известной среди людей. Но реализовано это не напрямую ею, а посредством её сына. У ребёнка была отнята свобода, время на самого себя. Он был посвящён маме, как мужчина в лице сына. Мама Ромена была обижена на мужчин в виду своих взглядов на них и сына воспитывала в соответствии со своими убеждениями. Психологическая травма матери лечилась годами самостоятельно, а сын был лекарством, которое помогало снять симптомы неудовлетворённости собой. Она жила не для себя, а ради признания её окружающими людьми и Ромена воспитывала так, чтобы он был полезен, в первую очередь, окружающим, а не самому себе. Психологическое расстройство матери травмировало психику ребёнка. Жена Ромена замечательный психолог, но фильм показывает, что сила матери настолько сильна, что даже его жена (психолог) не в силах противостоять материнскому влиянию на сына. Вывод: детей надо воспитывать так, чтобы они могли справиться со своей жизнью без родителей. И рожать их надо не для себя, а для того, чтобы им подарить жизнь, подарить свободу».
«В этом фильме я увидела под психологическим микроскопом не просто типичную еврейскую маму, а невротизированную еврейскую маму… и её результаты. Они деструктивны. 1) Роман не слышит себя. Роман глух к своей Самости – центру развития личности и самопознания смысла жизни. А потому, потеряв мать, утерял и смысл своего бытия, более или менее дотянув до 66 в состоянии Я, которое можно обозначить как «мне трудно жить без мамы». 2) Вместо себя Роман слышит маму свою (Нину) и маму в себе (эго-состояние «Родитель», точнее, Родительский компонент, ведущий происхождение от матери). Да, «герой-победитель» Роман приспособился к требованиям матери, к её тираническим, невротизированным долженствованиям, потому что любит её (по крови, по традиционному воспитанию евреев, по своей индивидуальной истории взаимоотношений с мамой). Однако цена подобной любви – незрелое, неполноценно функционирующее эго-состояние «Взрослый». А это – плавание в открытом море-океане без спасжилета, на мой взгляд. «После провала плана выдать мать за Зарембо, меня стала ПРЕСЛЕДОВАТЬ (это созависимая невротизация, коллеги) МЫСЛЬ, что она может умереть раньше, чем я осуществлю ВСЁ, ЧТО ОНА ЖДЁТ ОТ МЕНЯ. Мне срочно надо было стать гением французской литературы и содержать её путём написания бессмертных шедевров. Я серьёзно взялся за работу». Как сказал умный, конструктивный, здравый Зарембо: «Быть единственным сыном – тоже нелегко».