В марте 2020 года обсуждаем фильм «Мачеха»

Коллеги, это лучший фильм 1973 года по версии журнала «Советский экран». Автор повести Мария Халфина, режиссёр Олег Бондарев. Обсуждение начнём с 15 марта в группе «ЧРО ФПОР» в мессенджере «Viber» и далее продолжим  в психологическом киноклубе «Эмпатия». Я хочу сказать, вы можете здесь в любое время поделиться своими чувствами и ощущениями, мыслями и открытиями по фильму «Мачеха» с коллегами и посетителями киноклуба.

Уважаемые психологи, у нас есть, что сказать миру, не так ли?

 …Чтобы наш мир стал психологически безопасным и комфортным настолько, насколько это зависит от нас.

Так будем же конструктивно разговаривать с миром через обсуждаемые фильмы в том числе!

Н.Н.Андреева

Список лучших фильмов года
Фотоиллюстрации фильма "Мачеха"
Тексты песен

Комментарии   

 
+1 #13 Наталия 17.05.2020 07:57
Спасибо за эти цитаты Г.Н.Волкова! Очень важно каждому родителю понимать значимость воспитательной роли - заботы о душе ребенка, о его внутреннем мире. И приёмное родительство - это своего рода тест на педагогическую состоятельность матери, отца в замещающей семье.
Цитировать
 
 
0 #12 Надежда 17.05.2020 07:12
Очень хочу процитировать Геннадия Никандровича Волкова, создателя этнопедагогики, в том числе этнопедагогики чувашского народа, для дальнейшего развития нашей мысли по фильму "Мачеха".
Цитирую:
" В народной педагогике отчётливо выступает культ ребёнка. Это - чисто педагогический культ, совершенно свободный от суеверного начала: "Нет детей - нет глаз", "Золото не есть золото, дитя есть золото", "Без детей нет будущего", "Ребёнок - семейный бог". В культе матери также преобладает морально-педаго гический элемент: "Мать - Кебе", т.е. высшее божество, "Ни одно слово матери не упадёт на землю, а дойдёт до небес", "Слово матери со дна морского поднимет камень", "Что не вошло с молоком матери, не войдёт с козьим".
Народами единодушно отмечается великая педагогическая миссия матери в воспитании: "Чтоб дать душу, нужен отец, чтоб сделать человеком - нужна мать". Матерью и отцом в педагогике чуваш, например, называются только родители-воспит атели. Мачеха и отчим называются полуматерью и полуотцом (ама çурри, аçа çурри); половина материнства и отцовства на рождение, другая половина - на воспитание, причём последнее важнее.
При игнорировании главной обязанности - педагогической, родившая мать может оказаться хуже мачехи (полуматери)".
Цитировать
 
 
+1 #11 Наталия 05.04.2020 13:40
Цитирую Надежда Андреева:
Светины ответы в двух ключевых ситуациях были бы следующими, думаю. Я постараюсь их вербализовать, озвучу несказанное в фильме.
Шура: - Что ты ходишь от меня? Чего ты хочешь? Чего тебе надо? Скажи!...
Света: - Ты добрая, хорошая, тётя Шура... Но ты ... не моя мама... Мне нужно время, чтобы полюбить тебя и принять как маму....

Я смотрела фильм с моей приёмной дочкой, она со мной живёт два с половиной года, ей сейчас 10 лет. Я спросила её, что она сказала бы на месте Светы в этом месте? Ответ был такой: "Мне пока непривычно... Я, когда хожу одна на природе, успокаиваюсь, вспоминаю, сравниваю, как было и как сейчас..." То есть по смыслу это совпадает с тем, как вы, Надежда, озвучили здесь. А в конце фильма мы обе порадовались за душевное сближение Светы с новой мамой. Это мне, новой маме, и моей дочке, нам обеим, сейчас понятно и близко.
Цитировать
 
 
0 #10 Надежда Андреева 31.03.2020 13:41
Шаг пятый - выражение любви. Он обязателен!

5) Любовь.
Шура: - Я люблю тебя, Света, как дочку свою родную... Понимаю, тебе нелегко забыть свою маму. Она тебя тоже любила, души в тебе не чаяла. Знаю, ты стараешься делать всё, что можешь. Спасибо тебе, что позаботилась об отце, грелку ему подала. За детьми присмотрела, пока я в городе лекарство покупала. Молодчина ты моя!.. Знаю, ты чуткая, заботливая девочка и тоже любишь меня. Я так счастлива, что у меня есть ты! Я хочу, чтобы мы с тобой общались дальше как мама с дочкой, понимая друг друга и помогая друг другу. Ты этого заслуживаешь... И мне когда-нибудь в ответ хотелось бы услышать от тебя: "Я люблю тебя, мама"...
Цитировать
 
 
0 #9 Надежда Андреева 31.03.2020 13:39
К примеру так, считаю.
1) Гнев, раздражение.
Шура: - Света, терпеть не могу, когда ты молчишь в ответ на моё обращение к тебе. Я очень сердита на тебя за то, что ты мне так и не ответила,чего ты хочешь, чего тебе надо...

2) Грусть, печаль, горечь.
Шура: - Досадно и грустно, что мы ещё не подружились с тобой, Света. Я же вижу твою печаль-тоску по маме, хочу облегчить твои переживания. Мне горько видеть, что ты сомневаешься во мне, не доверяешь мне. Печально, что ты не хочешь даже общаться со мной. Меня очень задевает, что ты сторонишься меня, не подпускаешь к себе...

3) Страх, боязнь.
Шура: - Мне страшно, что ты так и не доверишься мне и не полюбишь меня. Я боюсь, что ты всегда будешь молчаливой и сдержанной со мной. Боюсь, что ты не признаешь меня своей мамой. Опасаюсь, что люди так и не увидят, какая я хорошая мать для тебя, будут считать мачехой. А я не хочу этого. Я не мачеха тебе, я мама твоя...

4) Сожаление.
Шура: - Меня смущает, что я то думала будет легче с тобой найти общий язык... И мне неловко, что я ошиблась. Мне жаль, что я думала так легкомысленно.. . Мне стыдно за отношение моей матери к тебе... и за отношение Юрки к тебе тоже бывает нехорошо. Очень сожалею, когда приходится испытывать неловкость и стыд за них...Я не хочу испугать тебя или чем-то вдруг оттолкнуть...
Цитировать
 
 
0 #8 Надежда Андреева 31.03.2020 12:14
Цитирую: " Для того чтобы в полной мере снова ощутить нежные чувства, нам вначале необходимо до конца прочувствовать и выразить все четыре вида негативных эмоций (гнев, грусть, страх и сожаление)".

Это позволяет автоматически ослабить интенсивность воздействия отрицательных эмоций, чувств и получить возможность вновь испытать и выразить любовь через усиление положительных эмоций и чувства.
И, конечно, в целом научиться естественно (без киданий в крайности) выражать полную гамму разных (+, -, ±,∓) чувств.
Цитировать
 
 
0 #7 Надежда Андреева 31.03.2020 11:21
Получается дисгармонично и дискомфортно для самой Шуры - не естественно, а механистично как-то, подобно киданию из крайности в крайность...
Это и улавливается Светой - самой старшей из её детей, поскольку задаёт дополнительное напряжение травмированной душе девочки из-за потери родной матери (внутри неё и без этого живёт пока сильная, не излечённая душевная боль).
Д.Грэй пишет, что стремление человека проявлять только положительные чувства заставляет и вынуждает его подавлять отрицательные эмоции. А это может привести с годами к утрате чувствительности.
Тогда что необходимо делать Шуре для восстановления собственной душевной гармонии и естественного, сбалансированно го выражения своих отрицательных и положительных (всех) чувств, а также для помощи Свете в излечении от душевной боли?
Грэй рекомендует, чтобы прийти к любви (естественной, настоящей, безусловной, исцеляющей детско-родитель ские, супружеские, общесемейные отношения), необходимо прочувствовать все 4 аспекта душевной боли (в устной или письменной форме):
1) гнев, раздражение
2) грусть, печаль, горечь
3) страх, боязнь
4) сожаление.
Цитировать
 
 
0 #6 Надежда Андреева 30.03.2020 18:16
В фильме "Мачеха" звучат песни.
Как написала Н.А.Хохлова: "...Замечательн о подобрано музыкальное сопровождение. И песня... Она передаёт всю суть этой женщины".
Да, так и есть.
"Счастье моё трудное, на тебя согласна я..."
"Говорят, что я жалею прошлое, а мне нисколечко не жаль..."
"Говорят, что я не очень нежная, а это знаю только я..."
(Тексты песен вскоре можно будет посмотреть в приложении).
Предлагаю поразмышлять о нежности главной героини фильма - Шуры (мамы, мачехи, жены, дочери) с опорой на мнение двух психологов: Джон Грэй и Эрик Берн.
Итак, песенные строки (штрихи к портрету) сообщают нам, что
1) народная молва характеризует Шуру как не очень нежную,
2) что об этом (что она не очень нежная) знает лишь она или
3) что об этом (что она на самом-то деле нежная) знает только она или
4) что об этом (что она очень или не очень нежная) знает на самом деле только она сама.
Разные версии понимания и анализа могут быть здесь,не так ли?
По Д.Грэю: "Общение без проблем было бы естественным для нас [в т.ч. и для Светы ], если бы мы росли в семьях, атмосфера в которых отличалась открытостью и взаимопонимание м. Однако у прошлых поколений ["Молчунов", "Бумеров", "Х"] так называемые нежные отношения предполагали отказ от выражения отрицательных чувств. Они считались чем-то постыдным, таким, что необходимо прятать подальше".
Получается, если Шура, как вариант, "не очень нежная", то она не очень отказывает себе в выражении отрицательных чувств.
А если она всё же "очень нежная", то традиционно не выражает своих отрицательных чувств (особенно на людях).
По-моему, в ней есть и то, и другое. То она держится-держит ся нежной и хорошей, то приходит к состоянию: "Всё, не могу больше! Не могу больше!"
Цитировать
 
 
0 #5 Надежда Андреева 29.03.2020 18:49
Процитирую Ролло Мэй: "Мы не являемся существами исключительно горизонтального уровня или вертикального порядка, мы существуем как горизонтально, так и вертикально. Наибольшее напряжение возникает в месте пересечения этих двух плоскостей. Предельное напряжение подводит нас к осознанию духовности. В месте пересечения вертикальных и горизонтальных плоскостей возникает понимание нравственных заповедей, а также понимание идеи совершенства. Внутренняя напряжённость личности свидетельствует о непрерывной работе духовного начала".

Я уверена дети рождаются или появляются на пересечении вертикали и горизонтали. А это мощная духовно-нравств енная врождённая сила!!!
Мощнейшая для тех взрослых, которые готовы и способны развиваться, меняться и становиться лучше.
Цитировать
 
 
0 #4 Надежда Андреева 29.03.2020 18:35
Шура: - Как тебе теперь? Ничего? Не страшно, а?...
Света: - Мне пока ещё тревожно, мама Шура... и страшно всё же. Сама не пойму, почему... Мне нужно время, чтобы подумать. Ты хорошая...хорош ая мама... Я тебя полюблю позже...обязате льно...
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить