Степанова В.Н. - Мастер-класс "Фрактальное рисование как инструмент диагностики и коррекции психоэмоционального состояния"
20 мая в ППМСП-Центре «Содружество» состоялся мастер-класс члена ФПОР, педагога-психолога Начальной общеобразовательной школы №1 г. Чебоксары Степановой Валентины Николаевны. Тема представленного занятия - "Фрактальное рисование как инструмент диагностики и коррекции психоэмоционального состояния". Большинство из участников мастер-класса впервые ознакомились с фрактальным рисунком как средством практического психолога, и проявили выраженный интерес к новому. От ведущей мы узнали, что техника фрактального рисования, относимая к многообразному методу арт-терапии разработана и опубликована Т.З. Полуяхтовой в 1991 году на основе научно-прикладных исследований Б. Мандельброта, Е. Фандыш, М. Люшера. Как большинство техник арт-терапии, ФР является наиболее доступным средством для коррекции и гармонизации психоэмоционального и личностного состояния и ребенка, и взрослого. Фрактальное рисование основано на взаимосвязи между мелкой моторикой человека и его психическим состоянием, так как рисунок всегда несет информацию о состоянии души и тела.
В ходе занятия нам было предложено сделать свои фрактальные рисунки с использованием черной ручки и цветных карандашей или фломастеров. Не раскрывая секрета для новичков, скажу, что процесс интригует. Автор рисунка не знает заранее, что именно у него получится. Процесс раскрашивания вызывает разные эмоции – от раздражения «Если б знала заранее, то бы сделала по-другому!» до детского удовольствия от появляющейся на глазах радужной мозаики «Хочется раскрашивать ещё и ещё!» А затем мы всматривались в свои «маленькие шедевры» и под руковоством Валентины осваивали азы интерпретации.
Попробовав представленную технику в действии, мы почувствовали в нашей коллеге опытного специалиста в этом направлении. Валентина рассказала, что в своей школе успешно использует фрактальное рисование в индивидуальной диагностике психического состояния младших школьников, а также в последующей коррекции негативных эмоциональных состояний. Этот метод помог ей также, когда от администрации школы поступил запрос на групповую консультацию в связи с эмоциональным выгоранием и появившимися трудностями во взаимодействии педагогов.
Итак, Степанова Валентина стала ещё одним человеком, который представил нашему сообществу профессиональное мастерство и одну из сфер своей компетентности.
Ефимова Н.Н.