Андреева Н.Н. Чувашские народные легенды, мифы и сказки о земледелии (этнопедагогические и этнопсихологические аспекты)

Андреева Н.Н. Чувашские народные легенды, мифы и сказки о земледелии (этнопедагогические и этнопсихологические аспекты). – Чебоксары: Перфектум, 2011. – 92с., илл.

Данное учебно-методическое пособие является частью авторской программы Н.Н.Андреевой «Этнопсихология чувашского народа», преподаваемой на курсах профессиональной переподготовки лиц с высшим образованием по специальности «Психология».

Рекомендуется, прежде всего, школьным психологам и учителям, а также всем, кто интересуется этническими особенностями чувашских легенд, мифов и сказок о земледелии.

Скачать книгу

Отзывы о книге можете прислать автору по электронной почте

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">lady-nadya@rambler.ru

 


Книгу посвящаю моим предкам – землепашцам 

                

                                          ВВОДНОЕ СЛОВО

Уважаемый читатель! Вы спрашиваете,  зачем в наше «продвинутое» время нужна книга о сказках, да ещё о чувашских народных, и тем более о земледелии?

Отвечаю. Во-первых, в народных сказках заложен мощный, древний, я бы даже сказала, первозданный, природный инстинкт самосохранения людей, рода, племени, который жизненно важен для каждого современного человека, испытывающего ежедневные нагрузки (физические, психоэмоциональные, информационные,  профессиональные, социальные и другие). Этот инстинкт самосохранения – добропобедность, то есть вера в победу добра над злом, или вера в будущее, надежда на лучшее, надежда на лучшее будущее – то, чего так не хватает в нашей противоречивой жизни, характеризующейся размыванием ценностей добра и зла, любви, надежды и веры в лучшее будущее. Поэтому сказки – это не вчерашний день. Это – настоящее сегодня! Кто возвращается к народным сказкам, тот приобретает неиссякаемый источник дополнительных сил и энергий. И, значит, этот человек идёт от самоуничтожения к самосохранению и от жизнеисчерпания к жизнетворчеству.

Во-вторых, мы с Вами живём и трудимся в той части России и планеты Земля, которая называется Чувашская Республика или Чувашия. И какую же территорию, историю и культуру, язык и народ мы ощущаем и воспринимаем непосредственно (буквально, дышим одним воздухом), познавая этот мир? Европы? Нет. Америки? Тоже нет. Конечно, Чувашии с её чувашской культурой, частью которой являются чувашские народные сказки! Их можно познавать как на чувашском языке для точного, глубинного взаимодействия с национальными корнями чувашей, так и в переводах на русский язык для прикосновения к чувашским корням.

В-третьих, ощущение твёрдой почвы под ногами, то есть чувство истинной уверенности в себе и в жизни человек получает от Земли-матушки (кроме как от матери и отца). Из покон веков основным и всенародным способом взаимодействия с землёй является земледелие. И в наше время было бы наивно полагать, что мы – современные люди – больше дети городского асфальта, чем живой земли. В норме в нас сохранился «инстинкт землепашца-земледельца». Как его усилить? Через легенды, мифы и сказки о земледелии трудолюбивых чувашей. Так возникла эта книга, которая поможет Вам метафорично и, смею надеяться, даже реально приобщиться к земледелию.

В первой части «Мудрый учитель – чувашское земледелие» представлен этнопедагогический и этнопсихологический анализ сказочно-мифологического фонда (из 69 легенд, мифов и сказок) о чувашском земледелии и тружениках земли. Этнопедагогический аспект анализа рассматривает легенды, мифы и сказки о земледелии как средства народного воспитания трудолюбивого человека на основе таких факторов, как пример-идеал, слово, дело, общение, природа, традиция, религия, искусство, быт, игра и таких методов, как убеждение, внушение, личный пример, показ, совет, намёк, призыв, заповедь, объяснение, разъяснение и другое. Этнопсихологический аспект анализа раскрывает положительные и отрицательные характеристики тружеников земли, их гендерные и возрастные особенности, символику чувашского земледелия, особенности ритма этнического поля и представлений о земледелии чувашей, их ценности, ожидания и тому подобное.

Вторая часть «Банк упражнений для учебных, тренинговых, коррекционно-развивающих и психотерапевтических занятий» содержит 12 авторских упражнений и необходимых приложений, объединённых  метафорами «Земля», «земля», «земледелие». (Я благодарна книге Еремеевой Натальи  [5] за оптимальную структуру для их описания). В настоящее время готовится диск с аудио- видео- и фотоматериалами. Упражнения рассчитаны на разновозрастных участников: от подростков до взрослых. Имеется также комплексное упражнение – подарок для детей дошкольного и младшего школьного возраста в форме кино-видеотренинга «Под землёй, над землёй и на земле». Минимальное количество членов группы – 4 человека, максимальное – 50, оптимальное – 8 человек для терапевтических групп и от 8 до 15 – для иных групп личностного развития.

Приятно осознавать, что многие современные дети прекрасно знакомы с русскими народными сказками о земледелии, к примеру, это «Репка», «Вершки и корешки», «Мальчик-с-пальчик». Считаю, пора составлять бизнес-планы и начинать издавать в Чувашии массовыми тиражами книжки-малышки для самых маленьких из серии «Читаем детям» также и с чувашскими народными сказками. Сколько в них жизненного опыта и мудрости! Естественно, при этом очень важно учитывать психологический принцип «Не навреди хрупкой детской психике!». Следовательно, в настоящее время социально-ориентированной работы, связанной с чувашским сказочным фондом, – «непочатый край» и огромное поле для креатива. Будем трудиться!

В древней книге притч записано: «Каждый из нас знаком с сеятелем. Мы встречаемся с ним каждый день. Он сеет истину на многих полях, в книгах и на церковных кафедрах, в школах и на базарах. Одни слушают и забывают, другие слушают и остаются безучастными, третьи слушают и верят. Те, кто верят, – и есть спасители мира».