Андреева Т.Н. Практикум по психологии семьи. Когнитивные методы: диагностика и терапия.

Андреева Т.Н. Практикум по психологии семьи. Когнитивные методы: диагностика и терапия. - Чебоксары: ИП Белянин Е.В., 2014 - 116 с.

 

Данный практикум  предназначен для психологов, преподавателей и студентов, изучающих психологию семьи в соответствии с учебным планом, а также для широкого круга лиц, интересующихся методами и средствами диагностики и коррекции, терапии семейных отношений.

Суть, смысл, структура  семьи, отношения в ней раскрываются  через конкретные  термины, цитаты, сказки и притчи, которые можно использовать на практических занятиях, в ежедневной практике семейных отношений.

 

По вопросам приобретения книги обращайтесь к автору по e-mail:  Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Предисловие автора

 Как и любой другой организм, семья имеет свою структуру, выполняет определенные функции, тем самым складывая и реализуя отношения членов семьи внутри себя, развивается в соответствии с возрастом, испытывая пики расцвета и проживая спады. Самая счастливая семья та, которая начинается с двоих, затем размножается, и в конце жизни эти двое оказываются в центре внимания и заботы младшего поколения.

  Семья – важнейший феномен, сопровождающий человека в течение всей жизни. В семье человек рождается и умирает, формирует свой характер, учится любить и ненавидеть, строит отношения с младшими и старшими и с самим собой. Семья – это дом, из которого в молодости он хочет скорее уйти, и в котором хочет быть, пока он есть. Она воспринимается каждым человеком по-своему и является предметом изучения специалистов всех антропологических наук.

   С каждым годом психологическая наука обогащается новыми технологиями диагностики семьи, терапии и коррекции семейных отношений. Весьма успешно в работе с семьей (особенно в диагностике и терапии) используются когнитивные методы. Установлено, что в реальности люди ведут себя не в соответствии с действительными условиями жизни, а с тем образом ее, с теми «ментальными репрезентациями», которые выработаны в их сознании при отражении мира в мозгу. Субъективные эмоции, идеи, верования, убеждения, установки, представления оказываются мощным фактором в общественном поведении человека. Следовательно, в зависимости от задачи и ситуации возможна опора на различные формы репрезентации действительности (образно-пространственные, вербальные, семантические и т.д.), причем жесткие отношения между ним отсутствуют.

   При использовании когнитивных методов специалист работает с сознательным содержанием, ставит перед собой задачу прямо воздействовать на когниции обучающихся, клиента (мысли, установки, ожидания), он ищет искажения в мышлении и обучает альтернативному, более реалистичному способу восприятия своей жизни. Когнитивные технологии ориентированы на цель, сфокусированы на проблеме и основное внимание в них уделяется настоящему.

 

Краткая предыстория создания данного практикума

  Так сложилось, что моя научная деятельность началась и продолжается благодаря интересу к семье уже более двадцати лет. За это время проведено множество исследований, написаны монография, статьи, организованы и проведены научно-практические конференции и творческие вечера по семейной тематике. Семейная психология продолжает волновать меня тем, что она очень «живая», жизненно важная дисциплина, не оставляет никого равнодушным. Даже те студенты и слушатели, которые уже не один год состоят в браке и имеют детей, как правило, с большим увлечением изучают данную дисциплину и находят ее весьма полезной, сожалеют, что ее не преподают в обязательном порядке на каждом факультете. Я полностью согласна с таким мнением.

          Как-то на занятии пришло четкое осознание того, что студенты, как и большинство людей, в основном говорят о проблемах, трудностях в семье, и мало кто с восторгом делится радостями семейной жизни. С одной стороны, это понятно, потому что в сознании людей глубоко сидит мысль «Господь терпел, и мне терпеть. Господь страдал, и мне страдать. Преодолениями мы растем …». Да, это так, но Господь страдал для того, чтобы мы жили счастливо, привнося собою, приумножая своими делами, выражая словами и поступками тот свет, ту мудрость, которую Он явил собою. Пора поменять свою психологию страдальца на психологию созидателя, строителя своей жизни, жить другими словами и действиями, новым сознанием, вдохновленно. Для кого-то это очень просто, для другого – весьма затруднительно.

          Появилась ясная мысль и желание предложить студентам вдохновляющее их задание, которое способствовало бы зарождению новых установок, убеждений, изменило бы привычки, отношения. И это было озвучено. Ситуация на занятии совершенно изменилась, появились радостное оживление, интерес. Мы начали составлять «Словарь семейного благополучия». На первом этапе это были словари индивидуальные – с иллюстрациями, фотографиями, затем составили коллективный. Сколько было положительных эмоций, восторга, радости! Я выражаю свою искреннюю благодарность студентам за добросовестную работу, за открытость и внутреннее преображение.

          Через какое-то время после ознакомления с методом «Когнитивный ассистент» увиделась возможность использования такого словаря на практических занятиях, даже на экзамене. Словарь стал расширяться. Дальнейшая личная консультативная практика показала эффективность словаря и в качестве диагностического и терапевтического инструмента.

         

Структура издания 

          Практикум состоит из трех частей. Первая часть – сказочная – в лирической форме вводит в тему «Семья». Кому-то такое вступление может показаться неуместным, но семья – это действительно шедевр природы, чудесный мир, и немного сказки только оживит науку.

          Во второй части – теоретической – раскрывается суть когнитивных методов, приводятся конкретные методы, которые преподаватель может использовать, адаптируя к конкретному занятию по своему усмотрению. Здесь я вижу большое поле совместной с обучающимися деятельности на занятии, либо в процессе самостоятельной работы студентов, получивших определенные навыки использования выбранных методов.

          В третьей части – толковой – в алфавитном порядке представлены понятия, касающиеся семьи во всем ее многообразии. Часть терминов непосредственно раскрывает структуру семьи, отношения в ней и динамику развития, а другая характеризует человека, его качества и поступки, что является также результатом воздействия наследственности и среды, прежде всего семейной. Те понятия, которые являются специфическими для психологии семьи, раскрыты более развернуто, научным языком, остальные истолковываются проще. Глубина понятия, смысл его достигается через притчи или афоризмы.

          Надеюсь, практикум вызовет интерес у студентов, психологов и педагогов, а также других специалистов и будет востребован в различных областях практического применения.

 

Татьяна Наумовна Андреева,

канд. психол. наук, доцент кафедры психологии

ЧГПУ им. И. Я. Яковлева